История одного из самых влиятельных театров мира началась не на сцене, а в ресторане. 22 июня 1897 года Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко встретились в «Славянском базаре». Разговор длился 18 часов о создании театра, свободного от штампов, где главной ценностью станет глубокая работа над ролью. Так был определен путь развития Московского Художественного театра.
Отцы-основатели
Спустя год после разговора в «Славянском базаре» в подмосковном Пушкино начала репетировать труппа, объединившая учеников Немировича-Данченко (Ольга Книппер, Иван Москвин, Всеволод Мейерхольд) и актеров из кружка Станиславского. 14 октября 1898 года театр, тогда носивший название «Художественно-Общедоступный» из-за невысоких цен на билеты, открылся премьерой «Царя Федора Иоанновича». Писатель Леонид Андреев отмечал, что театр рождался как «оригинальный и свежий», вызывая как горячие похвалы, так и столь же яростную критику.
Премьера «Чайки» Антона Чехова 29 декабря 1898 года открыла в судьбе театра новую страницу: вплоть до смерти писателя на сцене Художественного театра каждый сезон появлялась новая его пьеса. «Три сестры» и «Вишневый сад» были написаны специально для МХТ. В работе над пьесами Чехова определился новый тип актера, сложился сценический ансамбль артистических дарований. Театр Станиславского и Немировича-Данченко по праву стал Театром Чехова, а летящая чайка – его знаменитой эмблемой.
От долгов, накопившихся в ходе первого театрального сезона, театр спас меценат Савва Морозов. Именно благодаря ему МХТ в 1902 году обрел свой постоянный дом в Камергерском переулке.
Начало XX века стало для театра временем испытаний. Смерть Антона Чехова, разногласия с Максимом Горьким и отход от дел театра Саввы Морозова совпали с общественным кризисом 1905 года. Станиславский начал поиски в области своей «системы» и вместе с Мейерхольдом открыл экспериментальную Студию на Поварской, но революционные события помешали их творческим планам.
В 1906 году театр отправился в первые зарубежные гастроли и покорил Европу. После возвращения режиссеры обращаются к русской классике, в том числе к «большим формам» литературы («Братья Карамазовы», «Бесы»), а также развивают работу в области символистской драматургии («Драма жизни», «Росмерсхольм» и др.). В разные годы при театре создавались студии с творческими лабораториями, где, согласно идеям Станиславского, учебно-педагогическая работа сочеталась с поиском новых форм спектакля.
Поиск имени и пути
Революция 1917 года радикально изменила театрального зрителя: в МХТ пришла публика, ранее опыта посещения театров не имевшая. Константин Станиславский ввел в правило выходить перед спектаклем и объяснять зрителям правила поведения в зале: не грызть семечек, не разговаривать, не входить во время действия. Театр столкнулся с обвинениями в «буржуазности» и консерватизме.
В 1922–1924 годах МХАТ под руководством Станиславского отправился в длительные гастроли по Европе и США для спасения финансового положения. По возвращении театр был кардинально обновлен, в его состав вошли воспитанники Второй студии (Ангелина Степанова, Николай Хмелев, Борис Ливанов, Михаил Прудкин, Алексей Грибов, Марк Яншин и др.). Важным событием для театра стало творческое пересечение с Михаилом Булгаковым: в поставленном по роману «Белая гвардия» спектакле «Дни Турбиных» раскрылись дарования второго поколения МХАТ.

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова, 1926 год, Московский художественный академический театр СССР имени М. Горького. Фото: Александров / РИА Новости
В 1932 году театр получил название МХАТ СССР имени М. Горького. Имя центрального писателя советской эпохи, с одной стороны, давало статус главного театра страны, а с другой – подчеркивало смену вех: от театра Чехова к театру Горького. Однако положение «главных подмостков страны» не защитило сотрудников от репрессий, а репертуар – от цензуры: в 1936 году после нескольких представлений был снят «Мольер» Булгакова, после чего писатель оставил место автора Художественного театра.
Спустя несколько лет эпоха основателей МХТ завершилась: в 1938 году скончался Станиславский, а в 1943-м – Немирович-Данченко, за месяц до смерти обратившийся к правительству с инициативой создания при театре Школы-студии. Уже осенью 1943 года был осуществлен первый набор ее студентов.
Два МХАТа
Война застала Художественный театр врасплох: часть труппы оказалась в охваченном бомбежками Минске, в пожарах сгорели многие декорации, включая знаменитые «Дни Турбиных». 117 артистов во главе с Иваном Москвиным чудом выбрались из города. Основной состав из Москвы эвакуировали в Нальчик, а молодежь отправили в Саратов, откуда бригады артистов выезжали с постановками на фронт. К осени 1942 года, после гастролей в Свердловске, МХАТ вернулся в Москву. При театре была создана специальная лаборатория, которая разрабатывала портативные сцены и декорации для военных условий.
В 1943 году художественным руководителем МХАТ СССР имени М. Горького стал Николай Хмелев, который, когда Немирович-Данченко находился в эвакуации, взял на себя ответственность за труппу. В годы войны на мхатовской сцене шли спектакли «Кремлевские куранты» Н. Погодина (1942), «Фронт» А. Корнейчука (1942), «Русские люди» К. Симонова (1943), «Глубокая разведка» (1943) и «Офицер флота» (1945) А. Крона. Хмелев умер на сцене в день генеральной репетиции трагедии А. Толстого «Трудные годы», где играл Ивана Грозного.
Пост художественного руководителя занял Михаил Кедров, и его эпоха пришлась на пик идеологического давления. На сцене появлялись спектакли-агитки, но приверженность классике МХАТ сохранял и в это время.
С 1955 года театр перешел на коллегиальное руководство, что привело к творческому застою. В афишу периодически возвращались спектакли – хиты прошлых лет, но афиша была полна пьесами-однодневками, а зритель начал уходить в «Современник» и на Таганку. Стало ясно: МХАТу необходим новый лидер.
В 1970 году «старики» МХАТ пригласили возглавить театр основателя «Современника» Олега Ефремова. Он начал радикальное обновление, пригласив звезд современной сцены: Иннокентия Смоктуновского, Александра Калягина, Олега Табакова, Анастасию Вертинскую. Его девизом стало создание «лучшей труппы на лучшей сцене страны». Репертуар сделал резкий поворот к острой современности под руководством лучших режиссеров: Анатолия Эфроса, Льва Додина, Камы Гинкаса.
Однако преодолеть внутренние проблемы театра так и не удалось, попытки найти компромиссы между старым и новым актерским составом приводили к снижению художественного уровня постановок, появлению проходных работ. К 1980 году труппа разрослась до 160 человек, что затрудняло творческий процесс.
После провала очередной попытки сокращения труппы, бурных собраний и дискуссий возникла идея деления театра. В 1987 году история театра разделилась надвое между имеющимися в распоряжении зданиями: так возникли МХАТ им. М. Горького под руководством Татьяны Дорониной (на Тверском бульваре) и МХАТ им. А. П. Чехова под руководством Олега Ефремова (в Камергерском переулке).
Ефремов поставил своего «Мольера» («Кабала святош» Булгакова), «Горе от ума», «Бориса Годунова». Последним спектаклем Олега Ефремова на мхатовской сцене стали чеховские «Три сестры»: режиссер скончался в 2000 году, что для многих символизировало уход целой театральной эпохи.
Новый век
Новым руководителем стал ученик и преемник Олега Ефремова – Олег Табаков. В 1990-е годы театр потерял свое место хедлайнера театральной жизни страны, и новый худрук осуществил целый комплекс мер, чтобы укрепить дисциплину, оживить творческую жизнь, наполнить опустевший театральный зал. Он провел масштабную реконструкцию, открыл Новую сцену театра в 2001 году и вернул театру историческое название – МХТ им. А. П. Чехова, убрав слово «академический».

Художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова Олег Табаков на гала-концерте в честь открытия новой сцены Московского театра под руководством Олега Табакова в Москве. Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости
В МХТ настала эпоха режиссерского театра. На трех его сценах ставили спектакли Кирилл Серебренников, Юрий Бутусов, Константин Богомолов, Дмитрий Крымов. Олег Табаков скончался в 2018 году, оставив после себя обновленный и востребованный театр, в репертуаре которого классика соседствовала с современной драматургией.
После Табакова театр ненадолго возглавил Сергей Женовач, режиссер – хранитель традиций. Его миссией стало возвращение запрещенной когда-то классики, к примеру булгаковской пьесы «Бег».
С 2021 года художественным руководителем МХТ является Константин Хабенский, который дебютировал на сцене театра еще в 2002 году. Он объявил о курсе на освежение репертуара. В 2023 году, в юбилейный 125-й сезон, театр представил 14 премьер, пригласив самых разных режиссеров – от легенды авангарда Анатолия Васильева до самой молодой смены.
В 2022 году в репертуаре театра появился благотворительный спектакль «Поколение Маугли» с участием более чем 120 юных артистов. Для многих из них постановка по мотивам сказок Редьярда Киплинга стала стартом в профессии, и актерский состав все время меняется, давая дорогу на сцену новым талантам. В 2025 году спектакль был включен в «Золотой фонд театральных постановок России», благодаря которому у зрителей всей страны появится возможность познакомиться с добрым во всех отношениях произведением. Премьера экранизации пройдет 25 октября на странице «Триколор Кино и ТВ» в ВК.

Благотворительный спектакль «Поколение Маугли» в постановке режиссера Константина Хабенского на сцене МХТ имени А. П. Чехова. Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости
Путь Московского художественного театра – это история постоянного диалога со временем. Благодаря своей уникальной способности к перерождению театр остается живым организмом, где великое наследие не довлеет над настоящим, а служит фундаментом для нового искусства.
