22 марта телеканал «Россия 1» начал показ второго сезона детектива «Преступление» с Дарьей Мороз и Павлом Прилучным в главных ролях. Обозреватель TV Mag Ольга Дубро посмотрела первые серии и считает, что чем меньше в сериале от оригинала, тем лучше для него.
Рыбалка в тот день не задалась: вместе с корюшкой трал достает из моря труп в дорогом пальто и с дырой в черепе. Расследовать дело поручают давним напарникам Саше Москвиной и Андрею Чистякову, которые по неизвестной пока причине смотрят друг на друга волком и разговаривают через губу. Поставленные в пару приказом начальства, они вынуждены вновь работать сообща. Личность убитого удается установить довольно быстро: это заезжий москвич Анатолий Ильин. Последний раз его видели с дочерью влиятельного местного бизнесмена Ольгой Немченко, которая бесследно пропала несколько дней назад. Следователи связывают эти два дела, плюс к ним подключается версия о новом наркотике «дракон», пару таблеток которого находят в пальто убитого.
Отец пропавшей девушки Виталий Немченко ведет собственное расследование, пока его и других воротил старой закалки (читай: из 90-х) пытается вытеснить с рынка борзый московский предприниматель Марат Ферналиев. Сюжет намекает на связь местных бизнесменов с делом об убийстве и практически сразу уводит в самостоятельную историю о переделе собственности и теневом бизнесе в провинции. Персонажи и сюжетные ходы множатся в геометрической прогрессии, но постепенно становится ясно, что здесь нет случайных героев.
Как и первый сезон, продолжение «Преступления» снято по мотивам скандинавского сериала «Убийство». В этот раз за основу взяли третий сезон оригинала, минуя второй, но на самом деле адаптацией это назвать сложно: по словам создателей, многое пришлось изменить, переработать, дополнить и развить с учетом наших реалий. И это большой плюс, так как покадровая пересъемка популярных проектов всегда оборачивается полным фиаско. Это мы уже проходили тысячу раз на примере «Моста», «Родины» или «Хорошей жены». Особенно велик соблазн переснять шведско-датско-норвежские хиты, ведь их стилистика ошибочно кажется очень близкой нам, но скандинавский нуар – это не то же самое, что российская безнадега. Если в шведских сериалах герои просто эмоционально заторможены и одинаково меланхолично расчленяют тело и пьют кофе на фоне дождливых пейзажей, но при этом ходят в крепких ботинках и добротных парках даже в глухой провинции, то у нас атмосфера отчаяния связана с безденежьем, деградацией личности и нравственным распадом.
Этот диссонанс чувствуется и в «Преступлении»: среди портовых работяг кашемировое пальто смотрится инородно даже на трупе, а вечеринка мажоров в мрачном городе N так же неуместна, как халат Нины Хрущевой на торжественном ланче во дворце Шенбрунн. И Александра Москвина мало похожа на обычную российскую женщину, так как портрет главной героини тоже постарались сохранить. У Дарьи Мороз получилась вполне нордическая аутичная женщина-следователь, еще более колючая с новой прической-ежиком. Даже есть попытка повторить фирменный стиль Сары Лунд, правда, безликие одежды Саши Москвиной не идут ни в какое сравнение с фарерским свитером Сары, который стал национальным достоянием Дании.
В остальном адаптация удалась. Политики превратились в бизнесменов, которые до сих пор не изжили бандитские повадки, семейная драма разворачивается по знакомому нам сценарию, а в отношениях двух следователей появляется интрига, и это уже вообще не укладывается в фабулу оригинала. Сюжет затягивает постепенно и методично даже при том, что отсутствуют главные составляющие хитовых детективов: любовная «химия» между главными героями, погони и перестрелки, черный или вообще хоть какой-то юмор, а расследование идет не так, как можно было бы предугадать. С каждой серией количество подозреваемых возрастает, сыщики ошибаются, идут по ложному следу, но действуют профессионально и в рамках полномочий (что, кстати, тоже заимствовано и для российского зрителя непривычно).
К плюсам «Преступления» нужно обязательно добавить каст, в котором, помимо Мороз и Прилучного, сошлись Виталий Кищенко, Мария Миронова, Артем Ткаченко, Николай Козак, Кирилл Полухин. Актеры не первого эшелона, но те, на которых всегда можно положиться.
Все это выделяет сериал из других российских детективов – оригинальных или адаптаций, неважно. Он необычный, и, пока разбираешься, что в нем такого особенного, незаметно пролетает три серии, и все, ты в ловушке. Придется смотреть до конца.
Фото: Россия 1, ВайТ Медиа