С понедельника телеканал ТНТ начал показывать новый десктоп-сериал «Окаянные дни». Автор идеи и продюсер проекта – Семен Слепаков, а в касте – известные российские актеры. Все они играют героев, которые оказались на карантине, и выживают как могут в закрытом пространстве и с доступом в интернет. Обозреватель TV Mag посмотрел премьерные серии и смог сквозь смех и слезы сформулировать свое мнение о новом сериале.
Ученый-энтомолог Виктор получил от коллег в день рождения сертификат на сеанс тайского массажа со счастливым окончанием – жена две недели вынуждена общаться с ним видеозвонками, потому что массажистка прилетела из Италии, и теперь им обоим приходится соблюдать режим самоизоляции. Провинциальная официантка звонит успешной юристке с претензией на ее мужа, докладывает, какой «толстожопой самкой богомола» он называет ее за глаза, показывает дочку – и дистанционно наблюдает семейный скандал, но совершенно по другому поводу. Молодой супруг желает поскорее заделать ребенка жене, потому что властный тесть очень настаивает, и звонит именитому урологу, чтоб тот сделал ему массаж простаты – из-за карантина в клинике приходится проделывать это на ощупь онлайн, а там и тесть с отверткой подтягивается.
Простолюдины и интеллигенты, миряне и священники, чиновники и оппозиционеры в десятисерийке «Окаянные дни» пытаются выстроить привычную жизнь в непривычных условиях самоизоляции, что приводит к последствиям, далеким от предсказуемых. Последствия, конечно, должны быть еще и забавными, раз за рефлексию ковидной реальности взялся Семен Слепаков под вывеской Comedy Club Production. Были некоторые опасения, что автора настигнет кризис, известный у музыкантов как «синдром второго альбома», то есть сложность с повторением успеха дебютной работы.
Первый авторский проект Слепакова – сериал «Домашний арест» – оказался настолько хорош, что удостоился лестных сравнений с произведениями Гоголя и Салтыкова-Щедрина. После такого большого рывка «Окаянные дни» выглядят несколько мельче – просто за счет формата, который значительно ближе к камедиклабовскому (если не к уралопельменному) скетч-шоу, чем к энциклопедии русской жизни, какой выглядит «Домашний арест». Однако статьи в энциклопедиях обычно кратки и по делу, из множества мелких заметок вырастает исполин мирового знания – вот и «Окаянные дни» складываются в нечто большее, чем подборка гротескных ситуаций на удаленке.
«Семен Слепаков не только тонко подмечает характерные черты эпохи, но и рисует наш собственный портрет, со всеми его недостатками и достоинствами. Именно благодаря этому его качеству всем так запомнился проект "Домашний арест", который за два года не потерял своей актуальности. Такими же злободневными будут и «Окаянные дни», зарисовка нашего общества на удаленке, в которой все хорошее, плохое и смешное проступает еще резче и четче. Формат скринлайф здесь скорее стоит воспринимать как примету времени, а ситуацию с вирусом – как спусковой крючок, который запускает цепь событий. Главное же – разыгрываемые перед экранами конфликты, которые что до карантина, что после него останутся неизменными». – Федор Бондарчук, снявшийся в роли чиновника мэрии, все разложил по полкам, только подписаться остается.
Как в прошлых своих опытах, Слепаков выписывает пируэты по тонкому льду, когда, например, сравнивает альковные победы с военными, но ему такие вольности легко прощаются. Потому что сбить пафос тоже бывает надо, не век же щеки надувать.