С понедельника на Первом канале стартовал исторический сериал «Тобол» по одноименной книге-бестселлеру Алексея Иванова. О том, что получилось у авторов экранизации, а что нет, – обозреватель TV Mag.
1709 год. Петр I чуть ли не считалкой выбирает, какого из князей отправить в Тобольск губернаторствовать над Сибирью – Александра Меншикова или Матвея Гагарина. На счастье Меншикова, он остается в особо приближенных, а Гагарину предстоит утроить доходы в казну от торговли в губернии, чтобы царю было на что воевать со шведами и турками. Спустя четыре года под угрозой оказывается благосостояние самого губернатора: дикие племена джунгарцев теснят китайцев, те ждут помощи от русских, иначе отказываются с ними торговать – а тогда прощай гешефт с караванов. Гагарин едет к Петру, чтобы выбить у него какое-никакое войско для помощи китайцам, пытается подъехать и напрямую, и через царицу Екатерину, но Петр воевать устал, а хочет еще больше золота в казну. Поэтому царь отправляет в Сибирь экспедицию во главе с полковником Бухгольцем, в помощники которому отряжает молодого да пылкого офицера Демарина. Тот, конечно, просится на войну, но Петр непреклонен: пляши, говорит, пока ноги есть.
Длинные ноги прикручены здесь к прошлогоднему полнометражному фильму «Тобол»: материал одноименного романа Алексея Иванова («Географ глобус пропил», «Хребет России») оказался настолько богат на увлекательные детали и ярких персонажей, что оставлять его в таком спрессованном виде было бы преступлением. А в восьмисерийке есть где развернуться, выпуклые образы воплощают самые первостатейные актеры – и режиссеру Игорю Зайцеву остается только следить, чтоб потом на монтаже склейки нормальные получались. Кажется, придраться в сериале можно только к этим несчастным склейкам – и то по мелочи: ну местами актеры на разных расстояниях стоят от ракурса к ракурсу, ну с жестикуляцией не всегда попадают. Такая чисто техническая неряшливость, вполне простительная на многосерийном проекте, тем более теряется на фоне увлекательной истории, замечательно разыгранной.
Кастинг оказался настолько удачен, что за каждым из закрепленных за актерами персонажей хочется следить отдельно, но повествование петляет от одного сюжетного поворота к другому, оставляя ощущение легкого голода по тому или иному герою. Только Дмитрий Дюжев обаял витальностью Петра I, в чьих грубоватых интонациях проскакивает Саймон из «Жмурок», как камера уже влечет нас за Евгением Дятловым, чье мимическое пиршество блестяще отражает хитроумность его персонажа Гагарина. Но не успеваем мы свыкнуться с мыслью, что фильм будет о князе, как сюжет по-крупному выворачивает на амурную коллизию между пленным шведским офицером Ренатом (Андрей Бурковский) и женой немецкого солдата Бригиттой (Агния Муцениеце). Но сериал оказывается если и о любви, то к родине – через линию реального персонажа Семена Ремезова, картографа и летописца Сибири, которого тут с безмерным обаянием воплотил Дмитрий Назаров.
В иных обстоятельствах затея с «Тоболом» могла бы превратиться в попытку объять необъятное, но Иванову с Зайцевым удалось уверенно превратить многофигурный исторический роман в сочное зрелище. Тем же, кто не поспевает за экранными событиями, остается ответить фразой Ремезова: «Если хочешь жаловаться, жалуйся сразу Магомету».
Фото: Первый канал, Семен Конев