Будущее редко кажется нам безоблачным и утопичным, чаще мы ждем от будущих столетий упадка, деспотии и гипертрофированных проблем. TV Mag приводит десятку ярких фильмов, наиболее красочно рассказывающих о том, как технологии в следующих поколениях могут изменить нашу жизни, и показывающих главные нюансы исторического прогресса.
V – значит вендетта
Джеймс МакТиг, 2005, США/Великобритания/Германия
В обозримом будущем всем странам крепко достанется на орехи, даже США начнут тонуть в гражданской войне. И только Великобритания останется в комфорте. Правда, в ней внезапно воцарится модернизированный фашизм – с канцлером, комендантскими часами, клириками-развратниками и мощной телевизионной пропагандой. Однажды на милашку Иви с гостелевидения напали полицаи, но ее спас загадочный Ви в маске Гая Фокса. Чуть позже Иви понимает, что герой-инкогнито – это единственный в стране борец с тоталитаризмом, который в свое время стал изуродован в секретных лабораториях, где производились эксперименты над людьми.
Код 8
Джефф Чан, 2019, Канада
Оказывается, еще в XX веке стало известно, что четыре процента людей на планете обладают особыми способностями, которые мы привыкли называть супергеройскими. Еще в 1990-е драгдилеры начали производить из их спинного мозга мощнейший наркотик псайк, а общество стало всячески отвергать «одаренных». В будущем обладателей особой силы притесняют и постоянно задерживают полицейские – как живые, так и дроны-беспилотники. Коннор – один из таких ребят, он живет в особом североамериканском городе Линкольн-Сити, пытается найти работу и ухаживает за смертельно больной матерью. Попробовав честные способы заработка, Коннор связался с бандой обладателей «дара». Он «электрик» высокого класса, а среди остальных есть бронированные, чтецы мыслей, целители и прочие люди не от мира сего, которым прилично досталось от тоталитарного полицейского государства.
Элизиум – рай не на Земле
Нил Бломкамп, 2013, США
В конце текущего века мы окончательно увязнем в проблемах: войны, болезни, отравленный воздух, перенаселенность, нищета. Разумеется, богачи сего мира вовремя слиняют с почерневшей голубой планеты куда почище. Они сколотили новую обитель прямо на орбите – тот самый Стэнфордский тор, названный Элизиумом, в то время как Земля погрязла в разрухе и беспределе полицейских дроидов. У Макса Да Косты с детства была мечта – улететь в космический рай. Для этого он воровал, связывался с сомнительными людьми и в итоге нагулял несколько судимостей. Однажды из-за скотства начальства на заводе он получил смертельную дозу радиации, и встал простой выбор: либо нелегально лететь на Элизиум и спастись, либо умереть через пять дней. Чтобы получить спасительный билет на небо, Максу нужно вмонтировать себе электрический экзоскелет, а также поучаствовать в самой опасной авантюре в своей непутевой жизни.
Апгрейд
Ли Уоннелл, 2018, Австралия/США
Грей был поистине счастливым человеком: он наслаждался любимой женой Ашей и редкой для второй половины XXI века работой автомеханика, вовсе не переживая, что супруга зарабатывает куда больше. Однажды на него и Ашу напали биомодифицированные отморозки, вследствие чего она погибла, а Грей стал паралитиком. После трех месяцев депрессии его нашел обеспеченный бывший клиент Эрон, который предложил экспериментальную разработку. Ему всего-то надо было согласиться на вживление в позвоночник чипа, который поможет парню снова встать на ноги и даже обрести суперсилу. Вернув контроль над телом, Грей бросился мстить за возлюбленную, совсем забыв, что у его благодетеля и искусственного интеллекта могут быть свои цели.
Платформа
Гальдер Гастелу-Уррутия, 2019, Испания
Метафоричный фантастический триллер-хоррор иллюстрирует центральное понятие нашей жизни – трагедию общих ресурсов. Мужчина по имени Горенг добровольно, взамен на «хороший диплом» согласился на полгода попасть в загадочное место, которое все называют «дырой». Это эдакая альтернативная тюрьма будущего, только без охраны. Речь о гигантской башне, которую через сотни уровней пронзает общее квадратное отверстие. Все этажи объединяет лишь платформа, которая движется по воздуху без всяких приспособлений и приносит всем общий стол с едой. Разумеется, люди наверху набивают пуза до отвала, в то время как обитатели дна умирают от голода: до них платформа доходит пустой. Поменяв несколько локаций и натерпевшись дикостей «сокамерников», Горенг решает сломать систему и пробудить во всех «спонтанную солидарность».
Бегущий по лезвию
Ридли Скотт, 1982, США
Именно таким 38 лет назад виделось будущее, которое к 2019 году так и не стало нашим настоящим: колонизация внешних планет, гигантские здания с огромными рекламными экранами, персональные авиамобили. Но главное – долгожданный раздел землян на людей и репликантов. Последние почти ничем не отличаются от нас, но произведены искусственно и обычно живут всего несколько лет. Именно жажда жизни в какой-то момент и обратила киборгов против людей. Рой Батти и его синтетические товарищи начали творить одно преступление за другим, чтобы в конце концов продлить себе срок существования. В этот момент в дело вступил большой специалист по отлову репликантов – носящий звание «бегущий по лезвию» Рик Декард. Эта миссия должна была стать последней в его карьере, но кто бы мог подумать, что она так круто повлияет на его судьбу.
Особое мнение
Стивен Спилберг, 2002, США
Никакие голография, самоуправляемый магнитный транспорт и разные импланты не могут сравниться с эффективным методом предупреждения преступлений. Но в 2054 году американский отдел профилактики преступлений добился практически полного истребления любого криминала. И дело тут не в суперкомпьютерах, а в трех девушках-медиумах – так называемых провах: они вычисляют грядущее злодеяние, а капитан Джон Эндертон быстро лопатит массу данных и находит виновника до непоправимого. Казалось, система всегда будет работать идеально, но после приезда в отдел надзорного инспектора Уитвера у Джона все идет наперекосяк. Когда его подставляют, крутой капитан меняет кое-что в своем теле, мчится от погони и делает все, чтобы выяснить, кто из приближенных людей желает его работе краха.
Аватар
Джеймс Кэмерон, 2009, США
Один из главных научно-фантастических блокбастеров в истории переносит нас в 2154 год, когда планета отчаянно близится к гибели. После долгих поисков ресурсов человечество, наконец, нашло залежи нового топлива в относительной близости – речь о планете по имени Пандора, что расположена в звездной системе Альфа Центавра. Правда, есть одна проблема: местные жители – синекожие гуманоиды, которые отказываются покинуть свои территории, чтобы люди выкачали оттуда особые минеральные ископаемые. Инвалид войны Джейк Салли прилетает на Пандору, чтобы удаленно, через систему «Аватар», управлять гибридом человека и расы на’ви. И если поначалу он отчаянно ведет разведработу, то потом проникается устоями «синих человечков» и всячески желает им помочь.
Из машины
Алекс Гарленд, 2014, Великобритания
Потрясающий режиссерский дебют Алекса Гарленда, который снял один из лучших и наиболее поучительных фильмов о роботах. В центре сюжета – молодой программист Калеб, которого выбрали для шикарной работы в горах под руководством Нейтана – настоящего IT-гения и руководителя компании «Блю Лук». Миссия Калеба – наладить контакт с первым в мире человекообразным роботом Авой и оценить способности механической девушки. Всего за несколько дней работа так сильно затягивает молодого специалиста, что он обнаруживает в себе чувства к Аве, а вот чем руководствуется она и чего от нее ждут разработчики – большая тайна.
Искусственный разум
Стивен Спилберг, 2001, США
В создании «Искусственного разума» поучаствовали сразу две глыбы мира кино – и автор идеи Стэнли Кубрик, и режиссер Стивен Спилберг. Глобальный голливудский кинопроект преподнес нам еще один мрачный прогноз: через сто лет полярные ледники все же растают, большую часть планеты затопит, а власти развитых стран ограничат рождаемость. Место части людей заняли андроиды, которые не нуждаются в еде и уходе, но внешне совершенно не отличимы от людей. Моника и Генри Суинтон на время лишились сына Мартина, который серьезно заболел. Чтобы унять боль, они решили временно взять на его место механического ребенка Дэвида. Когда Мартин вернулся, Дэвид сделал несколько ошибок, и Моника в страхе вывезла его из дома. Оставшись в одиночестве, брошенный робот-мальчик побрел по жестокому миру в поисках феи, которая смогла бы превратить его в настоящего человека.