С 25 мая на Первом канале – новый сериал «Журавль в небе» про судьбу летчицы Аси Солнцевой и любовь всей ее жизни. Обозреватель TV Mag Ольга Дубро – о том, почему сериал больше про любовь, чем про самолеты.
Ася Солнцева, восьмиклассница (мамина помада, сапоги старшей сестры – не про нее, Ася – спортсменка и комсомолка), витает в облаках в прямом и переносном смысле. У нее в голове – ветер, небо и очаровательный механик аэроклуба Юрий. В порыве всеобщей эйфории от известия о покорении человеком космоса незнакомец целует Асю прямо в губы, от чего у юной девочки сносит крышу. Сначала она влюбляется в Юру, а потом – в самолеты и решает поступать в летное училище, чтобы не разрываться между двумя любовями. Но парня загребают в армию, а утешать Асю остается влюбленный в нее интеллигент Яша, сын известного авиаконструктора Бориса Спасского и по совместительству Асин репетитор по тригонометрии. Но какая тут тригонометрия, когда мечта девушки – вдвоем с любимым сесть за штурвал сверхзвукового самолета.
«Журавль в небе» – попытка режиссера Сергея Комарова заполнить пробел в современном кино о женщинах в гражданской авиации. Есть, конечно, «Небесный тихоход», «Крылья», но современному зрителю их смотреть уже тяжело. А «Журавль в небе» рассказан так, чтобы удовлетворить потребности в ностальгии по советскому времени миллениалов, склонных романтизировать время, в котором они уже не жили. Фильм охватывает период с 1961 по 1983 год – время расцвета гражданской авиации, создания первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера и всесоюзной популярности космонавтов. В этом сериале как раз собрано все самое романтическое и возвышенное, что было в СССР того периода. Тут и наивная школьница-гимнастка, и всеобщее помешательство на космосе и небе, и пионерский костер, и пирожки с картошкой, и французский шансон, и открытые танцплощадки, и советская армия, и встречи на КПП, и любовный треугольник, чтобы уж наверняка мармелад потек сквозь экран. Поэтому сериал хоть и про самолеты, мужчинам тут смотреть не на что – на один маленький кукурузник приходится литр любовных соплей.
Аккуратно подходить к просмотру следует и зрителям, воспитанным на советских фильмах. Как и во всех ретросериалах, художественное представление о времени расходится с воспоминаниями очевидцев. Это как если мы через 40 лет будем смотреть фильмы про наши дни и недовольно ворчать, что в 2020-м никто не носил джинсы на низкой талии, и вообще, почему герои пользуются устаревшей моделью айфона, не иначе как сэкономили на консультантах. Так и комментаторов «Журавля» не устраивает цвет школьной формы, фасон женской комбинации и стрижки у солдатов-срочников. А уж сколько претензий к самолетам – не сосчитать.
Глядя на Марию Луговую в этом фильме, кажется, будто роль школьницы с хвостиками – ее родная. Но это только если вы не смотрели «Мурку», где героиня Луговой залихватски опрокидывает водку за воротник и вытирает рот тыльной стороной ладони. Вообще, Марию Луговую нечасто можно увидеть в больших ролях, что привлекает внимание к каждой такой премьере. Вместе со звездой «Молодежки» Михаилом Гавриловым они составляют классический дуэт хулигана и отличницы, что придает сериалу просто запредельную романтичность. Для типичного треугольника не хватает только приличного, умненького и перспективного мальчика из порядочной семьи – и такой имеется, это кудрявый интеллигент Яша в исполнении Филиппа Горенштейна, которого все помнят по одной из главных ролей в сериале «Фарца». В данном случае актерский состав подобрался незаурядный, непопсовый и сбалансированный молодыми и опытными актерами, в частности Ольгой Кабо, Сергеем Пускепалисом, Валентиной Теличкиной и Борисом Невзоровым.
Если вы – тот самый миллениал, тоскующий по временам, когда небо было голубее, трава – зеленее, пиво – пенистее, а килька – томатнее, то «Журавль в небе» только укрепит ваши мечтательные настроения.
Фото: Первый канал