25 февраля в эфире телеканала НТВ стартовал показ четвертого сезона остросюжетного детектива телеканала НТВ «Невский» – «Невский. Тень архитектора». Обозреватель TV Mag Евгений Лазаренко делится впечатлениями от просмотра премьерных серий проекта.
В Петербурге неспокойно после гибели авторитета Фомы, близкого друга главного героя Павла Семенова: бандиты с пальбой делят бизнес, попутно потряхивая Семенова на предмет пропавшего общака. Герою надо как-то обезопасить бывшую жену и сына, которого и так в школе поколачивают, и Павел годы спустя возвращается на службу в угро Центрального района, под начало героического подполковника Андрея Михайлова. Не все коллеги рады такому назначению, ведь за героем продолжает тянуться шлейф криминала, но Семенов слишком ловко раскрывает дела, чтоб начальство имело к его прошлому какие-то претензии. Тем временем происходит череда загадочных убийств, словно в город вернулся профессиональный киллер по кличке Архитектор, которого все уже считали погибшим. И чем дальше органы закапываются в эти дела, тем ясней проступает из тьмы профиль Семенова.
Фома убит в третьем сезоне «Невского» – значит, сериал лишился крупнейшей своей звезды, актера Дмитрия Паламарчука, и еще большее бремя ложится на исполнителя роли Семенова Антона Васильева. Театральная публика ценит актера по постановкам «Зойкиной квартиры» и «Жаворонка» на сцене МХАТ имени Чехова и работам в спектаклях Кирилла Серебренникова «Отморозки» и «Мертвые души» – Васильев и сейчас продолжает участвовать в деятельности «Гоголь-центра». Сериальная судьба актера последнее время все менее разнообразна: его волевые герои обычно востребованы в детективах и криминальных драмах – помимо долгоиграющего «Невского» зрители могли наблюдать Васильева в подобном амплуа в недавней «Живой мине» и в «Своих». Роль Семенова сидит на Васильеве как хорошо подогнанное на заказ пальто: любое душевное метание героя актер исчерпывающе передает легким движением бровей. Дополнительных мимические усилия могут потребоваться, разве что, когда Семенова мутузят ногами, обычно же со злодеями он расправляется сам.
Злодейство в сериале не всегда имеет специфическую принадлежность: под бандитской кожанкой может трепетать благородное сердце, а оборотни могут нацепить погоны – и на самом распутье стоит Павел Семенов. Его герой хорошо олицетворяет, казалось бы, парадоксальную тягу среднестатистического российского мужчины разом к мирам криминала и закона – ведь и там, и сям сильная рука поддерживает властную вертикаль. Однако, герой в эти вертикали до конца не вписывается, что добавляет ему романтический флер одинокого волка – и этим дает еще больше выигрышных баллов в глазах зрителя.
Впрочем, нравственный релятивизм в органах сериал больше бичует – замаравшиеся криминалом сотрудники нарисованы либо неприятными, либо смешными, как толстый стяжатель в фуражке, вприпрыжку убегавший от гончих из управления внутренней безопасности. Руководитель УСБ тут нарисован словно по стандартам советского плакатного искусства – верится, что актеру Михаилу Карпенко идеально подошла бы роль Дяди Степы. Видимо, какие-то такие ассоциации возникли по просмотре и у председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, раз он решил наградить создателей «Невского» медалями «За содействие». Насколько реальные сотрудники похожи на экранных – вопрос отдельный и не очень однозначный.
Фото: НТВ