Конец охоты на покемонов: пять мобильных приложений, быстро вышедших из моды
В СМИ разразился скандал вокруг китайского приложения Meitu, которое не только делает юзера анимешной няшкой, но и шпионит за ним, выясняя, например, куда он звонил. Посмотрим, сослужит ли такое медиавнимание добрую или злую услугу китайцам, но есть подозрение, что такая фишка массовому юзеру быстро наскучит, как наскучивали другие гипермодные приложения. Вы все еще ловите покемонов? То-то.
POKEMON GO
2016-й неожиданно стал годом покемонов, японских монстриков, чей золотой век, казалось, давно минул. Всего-то надо было выйти на рынок мобильных приложений с квестом-собиралкой в дополненной реальности. Тот факт, что покемоны могут прятаться в универсаме за углом, на школьном дворе или в музее, заставил игроков чаще дышать свежим воздухом – но и стал причиной массы инцидентов, которые при помощи СМИ сделали Pokemon Go явлением планетарного масштаба. В России самым громким делом с покемонами стало уголовное, по статье о «возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства» в отношении блогера Руслана Соколовского, который ловил покемонов в екатеринбургском Храме-на-Крови. Уже к зиме повальное сумасшествие спало, но успело значительно поправить дела компании Nintendo за счет рекламных контрактов: Пикачу что только не представлял – от гигиенической помады и книг до профессиональных спортивных команд и полиции Нью-Йорка.
SNAPCHAT
А вот история, как, засветив одну фишку вирально, быстро набить ей цену и оставить на пути к новым горизонтам. Смишняффные собачки с высунутыми язычками, в которых превращается лицо юзера приложения, заманили сотни миллионов в мессенджер исчезающих сообщений Snapchat, создатели которого, наконец, додумались до экспорта обработанных фоток в прочие фейсбуки. В мае 2016 года мессенджер возглавил рейтинг самых скачиваемых приложений для iOS – и возрастной срез его аудитории стал постепенно крениться в сторону пап-мам и даже бабушек-дедушек, подсмотревших, как их чад рвет радугой. Теперь компания Snap, основанная тремя студентами Стэнфорда, копит силы перед выпуском акций, сделав хитом продаж очки для съемки коротких видео с фильтрами и переманив к себе гендиректора, на минуточку, Sony Entertainment. Стоимость компании на рынке сейчас составляет, по разным оценкам, 10-20 млрд долларов – а про собачек уже не вспоминают, новых фильтров полно, да и редизайн не за горами.
PRISMA
Приложение, которое позволяет обработать фотографию в духе картин известных художников, стало главным хайпом июня в соцсетях России, а после распространилось на все постсоветское пространство. Каждый захотел себе портрет работы Мунка или Шагала, юзерпики запестрели знакомыми мазками, и MailRu Group поспешил вбухать в проект Алексея Моисеенкова, как ходили слухи в бизнес-кругах, миллионы долларов. Похоже, зря, потому что с приложением наигрались очень быстро, уже к осени художества облетели с юзерпиков – все эсэмэмщики к тому времени использовали остромодную фичу в корпоративных инстаграмах, большинству хватило одного бесплатного раза. Впрочем, технологии нейронных сетей сейчас только в начале развития и еще смогут нас удивить каким-то более сложным развлечением – у Моисеенкова есть на то планы, которые он не стал раскрывать в многочисленных летних интервью.
FACE SWAP LIVE
Это приложение первым доказало, как легко можно потерять лицо – и обрести новое. Чужое. Соседа по картинке. Перетасовка лиц на фото приводила к результатам, от которых у впечатлительных людей могло начаться нервное заикание – или преждевременная смерть со смеху. Согласитесь, детина с лицом младенца выглядит одновременно жутко и смешно. В новой версии приложение постаралось, довольно коряво, приспособиться к видео, что вкупе с выходом на Android вызвало новую волну популярности – не очень надолго. Вслед за более массовыми Snapchat и MSQRD создатели Face Swap Live добавили предустановленные маски всяких пиратов и котиков, но таких лулзов, как в замшелой фотоверсии, вся эта суета уже не доставляет.
GLITCHE
Практически сразу после запуска проект Владимира Шрейдера получил таких мощных эндорсеров во всем мире, что лишний раз заставило гордиться за страну. Glitché тоже предлагает фильтры для картинок и видосиков – но эстетика визуальных ошибок и погрешностей была очень далека от мимимишных собачек и кошечек. Цифровые сбои, разделение цветовых каналов, 3D-трансформация, картинка LCD-дисплея, камер видеонаблюдения, VHS-пленки и многое другое дико понравилось селебам калибра Ким Кардашьян, Игги Азалии и Фаррела Уильямса, топовым фэшн-фотографам, режиссерам, художникам и прочему креативному люду. Но даже минимальная плата в 15 рублей, которую с некоторых пор Шрейдер собирает на новые фильтры, стоила приложению популярности – сейчас что-то не видно дерганых фоток в стиле Самары Морган, вылезающей из колодца.