Не просто девушка с плаката: Хеди Ламарр, актриса, которая изобрела GPS и Wi-Fi
В России о ней знают немного, хотя лицо Ламарр с тонкими бровями и изящными чертами лица довольно узнаваемо – например, оно появляется на заставке программы Corel Draw. В молодости она выглядела как типичная героиня плакатов в стиле пин-ап, но, обладая острым умом и вниманием к деталям, она, сама того не ожидая, совершила настоящую техническую революцию, плодами которой мы теперь пользуемся постоянно.
НЕСЛЫХАННАЯ ДЕРЗОСТЬ
Настоящее имя Ламарр – Хедвиг Кислер. Она родилась в Австрии в еврейской семье в 1914 году. В 16 лет ушла из родительского дома, поступила в театральную школу, начала сниматься в эпизодических ролях в кино, а в 18-летнем возрасте снялась в скандально известной картине Густава Махаты «Экстаз». Кислер сыграла юную нимфоманку, которую выдали замуж за бесчувственного старика. Картина вызвала ажиотаж не только потому, что в ней присутствует 10-минутная сцена купания в озере без одежды, но еще и потому, что Хеди стала первой актрисой, изобразившей в кадре оргазм. По тем временам и то и другое было абсолютно вопиющим, хотя в случае с оргазмом все было довольно невинно – режиссер просто колол Кислер булавкой. Как бы там ни было, фильм запретили, а родители от греха подальше выдали дочь за старого магната Фрица Мандла.
Дальше все было почти как в скандальном «Экстазе»: жутко ревнивый и склочный престарелый муж и юная женщина, запертая в золотой клетке. Материальный достаток не радовал Хедвиг, к тому же супруг ее оказался чрезвычайно ревнив и все порывался скупить и уничтожить все сохранившиеся копии запрещенной ленты, чем, естественно, только подогревал интерес к ней. Кроме того, несмотря на еврейское происхождение, Мандл сотрудничал с нацистами, снабжая их новейшими системами вооружений. Все это возмущало Хедвиг.
ПОБЕГ В ГОЛЛИВУД
Скука стала привычной спутницей актрисы. Путь в кино был закрыт из-за деспота мужа, заняться было нечем, поэтому, чтобы развлечься, она посещала производственные совещания, связанные с деятельностью мужа. Ей нравилось вникать в сложные технические вопросы, хотя у нее и не было специального образования. В конце концов, она решилась убежать, напоила служанку снотворным, переоделась в ее униформу и покинула замок мужа, прихватив с собой все драгоценности.
Она отправилась в Нью-Йорк, где из-за того же «Экстаза» о ней уже были наслышаны. Чтобы не ассоциироваться исключительно с эротическими сценами, Хедвиг решила взять псевдоним и стала Хеди Ламарр, а затем подписала выгодный контракт с основателем студии MGM Луисом Майером. Последний отзывался об актрисе с нескрываемым восхищением «Это самая красивая женщина в мире, сам Господь послал мне ее. Давно пора прервать череду стереотипных блондинок на экране». Тем временем слухи о Хеди дошли и до СССР. У нас она долгое время символизировала «голливудский разврат».
ПРИНЕСТИ ПОЛЬЗУ ОБЩЕСТВУ
Грянула Вторая мировая война, и Хеди, уже очень известная на тот момент актриса, ненавидящая фашистов, обратилась в американский национальный совет изобретателей. Сначала ее не восприняли всерьез и предложили продавать облигации оборонного займа. Наградой для тех, кто купил облигаций на 25 000 долларов, становился поцелуй обворожительной брюнетки. Те, кто мог себе это позволить, не скупились: Хеди собрала 7 миллионов долларов.
А потом Ламарр познакомилась с американским композитором-авангардистом Джорджем Антейлем. Играя с ним на фортепиано в четыре руки, она вдруг вспомнила, как военные жаловались ее бывшему мужу на то, что у них не получается наводить торпеды на цель посредством радиосигнала, так как противник глушит сигнал помехой на той же частоте. Хеди предположила, что можно было бы подавать сигнал сначала на одной частоте, а затем переходить на другую, сбивая врага с толку. Получилось бы что-то вроде игры в четыре руки.
А еще, продолжая тему музыкальных аналогий, Хеди предположила, что приемник и передатчик можно было бы связывать при помощи набора из целых 88 частот – по числу клавиш фортепиано. Вместе с Антейлем они несколько месяцев обсуждали детали, а затем подали заявку на патент. Неожиданно их идея была выбрана из сотен тысяч других. Соавторы подарили готовый патент правительству, отказавшись от выплат, и, хотя реализовать изобретение на практике в годы войны не удалось, в конце 50-х инженеры довели его до ума, появился термин «широкополосный сигнал», а в 1962 году американцы использовали новую аппаратуру, сконструированную на основе идеи Ламарр, во время Карибского кризиса.
В МИРНОЙ ЖИЗНИ
Патент был рассекречен в середине 80-х, и тогда наработки стали доступны для гражданского применения. В конце концов, они превратились в знакомые каждому стандарт радиотелефонной связи GSM и технологию Wi-Fi. А что же Хеди Ламарр?
Успех ее на этом закончился. Фильмы с ее участием постепенно утратили популярность, да и не нравились ей роли «глупых кукол», предлагаемые режиссерами. Не сложилась и личная жизнь – у нее было шесть неудачных браков. Правда, она родила троих детей и дождалась правнуков, и ушла из жизни в преклонном возрасте в доме престарелых.
«Любая девушка может быть обворожительной. Все, что нужно, – это стоять смирно и выглядеть глупенькой», – с легким презрением говорила Ламарр, обнаженная красотка с экрана, в день рождения которой, 9 ноября, вся Европа отмечает День изобретателя. А в начале 2014 года актриса была внесена и в Национальный зал славы изобретателей США.