Верю – не верю: топ-5 популярных мифов об Интернете
Несмотря на научный прогресс, изыскания и передовые технологии, человечество всегда мифологизировало то, что не могло объяснить банальной логикой и средним познанием. Так появлялись мифы, приметы, религии, суеверия. В наш век всемирной библиотеки, доступной по фразе «Ok, Google», этот процесс продолжается: ежегодно на свет рождаются сотни отъявленных глупостей о происхождении того или иного сложного феномена. Даже о самом Интернете. Мифы так интенсивно распространяются, что иногда в их ряд встраиваются реальные, пусть и непостижимые, факты, отличить которые от выдумки бывает трудно. Погуляв по просторам Сети, редакция TricolorTV Magazine подобрала для вас топ-5 мифов, которые, может быть, выдумка только на первый взгляд.
Начнем с того, что Интернет – это система увязанных посредством спутниковой связи компьютерных сетей, самый массовый пункт обмена данными, которым, по данным 2015 года, пользуется почти 3,5 млрд человек. Для сравнения, приверженцев всех ветвей христианства на Земле около 2,35 млрд. Таким образом, можно сказать, что Интернет – самый массовый культурный форум на планете в истории.
ИНТЕРНЕТ И ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА
одно и то же
История, древняя как мир: объяснять условному бухгалтеру бальзаковского возраста, что шумящий ящик с USB-портом – это не «процессор», а системный блок, внутри которого установлен маленький умный чип, охлаждаемый кулером, – вот он-то процессор. Точно так же и Всемирная паутина – World Wide Web – всего лишь составная часть, одна из систем передачи данных в Интернете. Web (или WWW) объединяет сотни миллионов серверов с хранимыми там гипертекстовыми документами – веб-страницами, объединенными в сайты. Так что Всемирная паутина и Интернет – не синонимы.
АГРЕГАТОРЫ ПРОДАЮТ БИЛЕТЫ
дороже, если пользователь из богатого региона
Как утверждают путешественники, часто сталкивающиеся с покупкой билетов, поисковые агрегаторы, занимающиеся подбором и продажей авиабилетов онлайн, используя куки браузера, практикуют хитрости ценообразования. Например, если вы смотрели стоимость перелета два дня назад, то сегодня для вас тот же перелет агрегатор покажет дороже, а завтра стоимость снова вырастет, убеждая вас в том, что чем ближе вылет, тем дороже билет.
На самом же деле, если зайти с другого браузера (и другого ip-адреса), цена снова окажется на уровне двухдневной давности. Подобным же образом поисковик «накинет» стоимость посетителю, использующему Ipad на Рублево-Успенском шоссе, а для Windows XP из Ингушетии, пожалуй, даст минимальную цену. Нехитрым экспериментом можно проверить данное утверждение и убедиться: конечно, масштабы «накидок» не так велики, но, тем не менее, имеют место быть. Миф есть не что иное, как хитрость продающих компаний.
БИЛЕТ В ИНТЕРНЕТЕ НА ПОЕЗД
с пересадкой стоит дешевле, чем прямой
До некоторого времени многие любители размеренного стука колес пользовались системой покупки онлайн одного и того же места в вагоне несколькими билетами. Например, прямой билет из Москвы в Адлер на сайте РЖД стоил на 10-15% дороже, чем билет из столицы до ст. Россошь, а уже оттуда в Адлер. Но ведомство тогда еще В. Якунина не привыкло легко расставаться с деньгами – и «лавочку» прикрыли. Теперь со станции Россошь плацкартный билет купить через сайт компании просто невозможно. Как при этом передвигаются местные жители – не известно, однако миф был когда-то реальностью, теперь просто устаревшей.
САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ
можно заблокировать
Многие пользователи понимают веб-сайт как некую площадку СМИ, вроде газеты, запретить которую при должном рвении можно навечно и одним росчерком под важной бумагой. На самом деле, как мы уже выяснили, сайт – это всего лишь набор интертекстовых блоков, хранящихся на сервере. Сервер при этом может быть расположен в любой точке мира, может даже плавать в нейтральных водах и не быть ни под чьей юрисдикцией. Запрет Роскомнадзора, столь распространенный в наше время в России, касается не самого сервера с его информацией, а провайдера, работающего на территории страны и подчиняющегося его законам. Провайдера обязывают закрывать доступ на определенный ресурс с ip-адреса, зарегистрированного на территории РФ, что никоим образом не влияет на работу сайта.
Существует несколько эффективных способов легального обхода блокировки ресурса, о которых не трудно прочесть в Интернете, а пользование запрещенным сайтом также не является нарушением. Блокировка ресурса, сервер которого расположен на территории страны, запретившей его, также маловероятна: в случае ареста сервера сайт имеет возможность скопировать себя на бесплатный сервер, расположенный в удалении, сохранить доступ к своей копии, так называемому «зеркалу», расположенному на другом конце планеты, кроме того, десятки поисковых машин сохранят в своем кеше его данные, по которым сайт можно будет легко восстановить. Таким образом, ликвидировать сайт в Интернете практически невозможно, это миф, но можно легко лишить возможности доступа к нему пользователей в определенном регионе, как это происходит в КНДР.
В ИНТЕРНЕТЕ МОЖНО ВСЁ
Считается, что, находясь на просторах Сети, пользователь не контролируется ни одной социальной, правовой и даже этической нормой. В известной степени это действительно так, потому что не существует эффективной карательной и надзорной организации, законодательства и свода норм, способных учесть все юридические тонкости. Однако, находясь на территории государства, пользователь подчиняется его законодательству, регулирующему поведение в том числе в Интернете.
Это означает, что, например, распространение порнографии в социальных сетях попадает под статью Уголовного кодекса, и, при желании исполнительных органов, вполне может стать причиной заключения под стражу. Анонимность в Интернете при современных технологиях все более становится мифом, а значит, со временем государственный контроль над деятельностью в Сети неизбежно будет усиливаться. При этом, по данным правозащитной организации «Агора», за последние 8 лет под санкционированную российским судом прослушку попало не менее 6% россиян (8,5 млн человек!). Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что вседозволенность в Интернете такой же миф, как и анонимность.