Что такое «второй экран»?
Возможно, мы еще до конца этого не осознаем, но взрывной технологический скачок начала XXI века привел к изменению нашего отношения к информации. Цифровое телевидение, мобильная связь, интернет, — наше сознание становится все более гибким и устойчивым к лавинообразному потоку новостей. Но и технологии не стоят на месте, только теперь критерием эффективности становится не сама возможность подключения к какому-то каналу, а качество предоставляемых услуг. Кроме того, все чаще и чаще речь заходит о гибридных разработках, которые позволяют совместить сразу несколько направлений. Типичный пример — технология, которая носит название «второй экран» (second screen) и которая завоевывает все больше сторонников среди специалистов. Дмитрий Строц рассказывает об одном из самых модных телевизионных трендов последнего времени.
Возможности «вторых экранов» применимы абсолютно к любой трансляции, в том числе и спортивной
Началось все в Америке, которая пережила смартфон-бум еще лет пять назад. В 2009 году исследования показали, что большинство зрителей смотрят телевизор, не выпуская из рук любимый планшет или смартфон. Причем многие телезрители не просто «копались в сети», используя телевизор в качестве фона, а непосредственно искали информацию, связанную с просматриваемыми передачами или делились с друзьями своими впечатлениями. И тогда у разработчиков возникла идея — раз уж публика все равно использует «второй экран» параллельно с просмотром телевизора, то надо людям помочь.
Так и стали возникать многочисленные сервисы, призванные расширить информационную насыщенность обыкновенных телепередач до невероятных пределов. Суть этих сервисов довольно проста — вы устанавливаете на свой планшет или смартфон приложение, которое автоматически синхронизировано с просматриваемым вами телеканалом и выдает вам массу дополнительной информации о том, что вы в настоящий момент смотрите.
Плюсы «второго экрана» проще всего понять на примерах. Представьте себе, вы смотрите фильм и видите знакомого актера, имя которого никак не можете вспомнить. Что вы сделаете, если у вас под рукой смартфон или планшет, а также нетерпеливый характер? Правильно: вы открываете браузер, вводите название фильма и, пролистав «левые» ссылки, находите, допустим, страницу на Википедии, где в списке ролей находится тот, кто вам нужен. Согласитесь — долго.
А теперь иной вариант — вы просто запускаете приложение, и ваш смартфон автоматически определяет название фильма и предоставляет всю необходимую информацию об актерах, режиссере, покажет серию фото и видео со съемок, а также поделится набором интересных фактов об этой кинокартине. Более того, не успеет пройти напряжение от головокружительной погони или батальной сцены, как второй экран сам выдаст вам небольшое видео о том, каким образом эта сцена была снята. Или интервью режиссера. А заодно предложит обсудить увиденное с другими зрителями или просто оставить свое мнение о картине на ваше страничке в социальных сетях.
В 2009 году исследования показали, что большинство зрителей смотрят телевизор, не выпуская из рук любимый планшет или смартфон
Разумеется, возможности «вторых экранов» применимы абсолютно к любой телепередаче. Так, например, во время трансляции футбольного матча вы можете, не отвлекаясь от просмотра прямого эфира, изучить биографию игроков, историю клубов, статистику прошлых игр и интервью спортсменов и тренеров. А во время просмотра выпуска новостей, вам доступен не просто минутный репортаж о пресс-конференции президента, но и комментарии экспертов и аналитиков, а также возможностью поделиться своим политическим мнением! Согласитесь — удобно!
И это не единственный плюс, связанный с использованием «вторых экранов». Ведь дополнительная информация нужна не только телезрителю, но и тем, кто сидит «по ту сторону» телеэкрана — прежде всего, продюсерам. Благодаря «вторым экранам» они могут получать исчерпывающую статистику о том, что в настоящий момент смотрят пользователи, и какие передачи или даже эпизоды этих передач вызывают у них наибольший всплеск эмоций, а какие, напротив, совсем не интересны. Выигрывает опять же зритель, потому что, имея дополнительные данные, телекомпания может сформировать максимально интересную программу.
Во время трансляции футбольного матча можно, не отвлекаясь от прямого эфира, изучить биографию игроков, историю клубов, статистику прошлых игр
Необходимо понимать, что «вторые экраны» ни в коем разе не заменяют «главный» экран, а играют роль дополнительного справочника, интегрированного с социальными сетями и позволяющего максимально разнообразить впечатления от эфира. Главное, что при использовании вспомогательного гаджета вы сами решаете, какая дополнительная информация вам нужна, точно так же, как сами решаете, какую телепередачу по какому телеканалу смотреть.
Однако, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а в случае со смартфоном или планшетом — прикоснуться пальцами. И здесь у нас есть примеры уже не из зарубежной, а отечественной практики, такие, например, как мобильные приложения телеканала «Еда» или телеканала Russian Travel Guide. В первом случае вы получите, например, записи интересных кулинарных рецептов, а во-втором — подробную информацию о туристических маршрутах.
Технологии изменяют нашу жизнь, меняя тем самым и нас самих. И прогнозируя, каким будет телевидение будущего, нельзя не сказать о том, что смотреть мы его будем, скорее всего, держа под рукой мобильный компьютер и получая благодаря «второму экрану» дополнительную дозу интересных нам сведений. Причем случится это не в гипотетическом будущем, а уже в самое ближайшее время.