Фильм «Зеленая карета» вышел в российский прокат
В четверг, 26 ноября, в российский прокат вышла отечественная драма про отцов и детей «Зеленая карета» с Андреем Мерзликиным в главной роли. Обозреватель Tricolor TV Magazine Эвелина Барсегян посетила предпремьерный показ ленты и пообщалась с российским актером.
Продюсером нового фильма выступил Ренат Давлетьяров
Андрей Мерзликин напряженно всматривается в зрительный зал петербургского кинотеатра «Художественный», где стартовал показ фильма «Зеленая карета» с ним в главной роли. «Ребята, если фильм понравился, то расскажите друзьям… – Мерзликин скользит взглядом по лицам зрителей, которые только что посмотрели ленту. – Будет тяжелая борьба с Джеймсом Бондом с Сойкой-пересмешницей. Мы должны выстоять!»
Зал наполняется утвердительными воскликами и овациями. «Это самый дорогой, самый любимый фильм во всей моей карьере, – признается Андрей Мерзликин Tricolor TV Magazine уже в кулуарах кинотеатра. – Поэтому я очень хочу, чтобы он дошел до зрителя и устоял в прокате».
В эксклюзивном интервью нашему изданию актер рассказал о том, почему несколько лет отказывался от роли успешного кинорежиссера, о детях, страхах и соцсети.
Андрей, вы три года отказывались от роли Вадима Раевского в «Зеленой карете». Почему?
Да, мне три года предлагали сыграть главную роль в «Зеленой карете», я три раза читал сценарий и отказывался от него, хотя он мне нравился. Меня пугала тема фильма, так как главный герой – это своего рода печальная проекция на меня. Как и мой герой, я тоже работаю в кинопроизводстве, я так же обеспокоен творческой самореализацией в своей профессии, и это тоже отнимает у меня очень много времени. Как и герой, я – отец (в семье Андрея Мерзликина ждут появления четвертого ребенка. – Ред.). Поэтому абсолютно оправданны вопросы журналистов: «Андрей, а вы детей своих вообще видите или нет?» И вот фильм – про то, что отец поставил всё на алтарь профессии – и семью, и ребенка, и ряд других важных ценностей… Да, он стал успешным в киносообществе, но это привело к трагическим последствиям в его семье.
То есть вы боялись перенести трагедию своего героя на свою жизнь?
Я подумал о том, что если соглашусь, мне долгое время придется жить со своим героем, разбираться в нем, ведь фильм – это своего рода психологический детектив… Боялся проекции на себя. Но на третий год понял, что на самом деле я уже обвыкся со своим персонажем, что он уже во мне. И согласился.
Слоган фильма звучит как «Жизнь - это совсем другое кино»
Как же вы готовились к роли?
Самая главная подготовка – не думать о роли вообще. Я боялся любой проекции внутрь себя. В работе над ролью автор сценария Артём Виткин («А зори здесь тихие…», «Чистое искусство») и режиссер Олег Асадулин («Темный мир: Равновесие», «Закрытая школа», «Фобос. Клуб страха») помогли мне найти островки, где я мог бы избавиться от печальных сравнений с самим собой, с моей семьей, с моим сыном… Поэтому, когда мы подошли к стадии «камера – мотор – начали», я уже был абсолютно готов и очень хотел поскорее сняться и выплеснуть уже из себя Вадима Раевского, рассказать о нем зрителю и пойти домой к жене и детям.
Тем не менее вы называете эту работу самой дорогой во всей вашей карьере. Почему?
Знаете, когда все случается по любви, то и дети рождаются чудесные. «Зеленая карета» – это тот самый ребенок, который родился в тотальной любви! И команда, и сценарий, и съемки – все было проникнуто этим чувством. Бюджет фильма был небольшим, все работали за символические гонорары, просто потому что в картине поднята очень важная тема.
Лично для вас чем эта история стала полезна?
Это печальная лента, я бы сказал, греческая трагедия про отца, который слишком увлекся своей кинопрофессией, позабыв о семье, о сыне, которая помогла мне задуматься над своей собственной жизнью. Для меня это своего рода звоночек, который Господь послал мне, чтобы я вовремя что-то понял… «Зеленая карета» – на самом деле очень мощная метафора взаимоотношений отца и сына. Эту историю можно прочитать как на уровне библейского сюжета, так и на уровне обыкновенного, бытового.
Бюджет новой картины составил 1,5 млн долларов
Но бывают обратные истории: когда не реализовываешься в профессии, тоже становишься несчастным, несмотря на прочную семью.
Как только мы начинаем снимать про неудачников, то кино тут же превращается в российский арт-хаус с безнадегой. А мы этого не хотели! Поэтому мы сознательно избегали истории про неудачника. Наш герой – на вершине своего триумфа, славы. Он уверен, что у него все хорошо. Но именно в этот момент жизнь выносит ему прайс! Мы хотели, чтобы фильм был понятен для зрителя: здесь есть и современный европейский монтаж, и хорошая камера, и красивая картинка – это все то, что мы научились делать в российском кинематографе. Вместе с тем это не фильм-штамп, а авторская лента. Кстати, с потрясающей музыкой.
Говорят, DJ Грув написал саундтрек к «Зеленой карете» чуть ли не за две недели?
Это так. Для меня музыка стала неожиданностью. Я даже скачал ее себе на телефон и теперь в самолете слушаю саундтреки «Зеленой кареты». Понимаю, что звучит несколько абсурдно, но настолько меня потрясла музыка моего нового друга Жени (Евгения Рудина, DJ Грува. – Ред.)
Вадим Раевский – очень успешный режиссер, он получает премию на «Кинотавре», его фильм номинируют на «Оскар» от России. Есть ли у него прототип в российском кинобизнесе?
– Мы избегали сравнений с конкретными людьми. Но мы взяли человека, которого можно встретить в жизни – откройте любой журнал, он полон фотографий успешных улыбающихся селебрити. Конечно, не все в шоу-бизнесе так живут, но я знаю этих людей и зрители знают этих людей…
В картине также снялись Виктория Исакова, Анна Чиповская, Александр Мичков, Владимир Меньшов, Дмитрий Астрахан и другие
В фильме есть сцена, где на церемонии открытия «Кинотавр» ваш герой проходит по красной ковровой дорожке, получает приз и купается в овациях наших российских звезд, ваших коллег. Говорят, вы ее снимали на реальном «Кинотавре», тайно договорившись с организаторами фестиваля, чтобы они вручили вам актерский приз?
Это была чудесная история. Никто до нас так не делал. Представьте. Церемония открытия фестиваля «Кинотавр». Полный зал селебрити. Мы их не предупредили, что снимаем кино, чтобы сохранить естественную атмосферу. И тут объявляют, что мне, актеру Андрею Мерзликину, вручается специальный приз. А я иду к сцене такой самодовольный, веду себя как самолюбивое тщеславное существо… Я фраппировал все киносообщество! Я читал в глазах коллег: «Мало того, что непонятно за что ему дали этот приз, он еще идет и любуется собой, хам, нехороший человек!» (смеется.) Но я знал, что это очень нужно для моего героя, который думает о себе больше, чем положено, поэтому должен был немного спровоцировать коллег. В общем, я вышел на сцену, получил приз, сказал речь по сценарию. А потом, когда камера выключилась, признался: «Спасибо организаторам фестиваля, что разрешили нам снять крайний эпизод кинокартины «Зеленая карета», и вам, дорогие зрители и селебрити, что вы сыграли самих себя в роли камео в нашем, я подчеркиваю – уже в нашем с вами общем фильме!» Всем сразу стало легче, все поняли, что произошло. И опять зал наполнился эмоциями и аплодисментами, все встали с мест! Это как раз было то, что нам нужно! Все эти овации вошли в фильм. Массовка никогда бы такого не сыграла!
Фильм «Зеленая карета» сняли за 20 дней
И никто ничего не знал?
Фёдор Бондарчук – единственный, кто знал, что мы снимаем фильм. «Фёдор Сергеевич, мне нужно, чтобы вы поздравили меня как более успешного коллегу, а я буду надменным режиссером», – попросил я его подыграть мне. И он согласился, поддержал меня, отлично отыграл эпизод. Спасибо ему большое за отзывчивость, умение импровизировать, быть творческим и открытым. Мы рисковали, и нам помогли в этом!
Выходит, у вас был всего один дубль?
Да, степень ответственности была очень высока. Днем в пустом зале мы с оператором репетировали сцену шаг за шагом, чтобы оператор не упал и не споткнулся на ступеньках. Любой промах мог бы всё испортить.
А где снимали остальные сцены?
Как ни странно, но в Москве, где обычно очень тяжело передвигаться съемочному каравану.
В ближайшее время на экраны выйдут еще несколько фильмов с участием Андрея Мерзликина
Почему фильм называется «Зеленая карета»?
Так называется знаменитая бардовская песня. Моя супруга поет эту колыбельную детям каждый день, а мой ребенок исполняет ее на всех детских праздниках. Когда я узнал, что именно эта песня будет лейтмотивом фильма, я очень удивился такому совпадению, прибежал домой и рассказал детям, они очень обрадовались. Хотя я понимаю, что это абсолютно непрокатное название фильма. У нас были разные варианты: «Второй шанс», «Номинация», «Главный герой»… Но потом мы поняли, что ленту нельзя назвать иначе. После просмотра фильма зритель поймет название. Хотя с точки зрения рекламы мы и проигрываем… Но мы же русские люди, мы честные, у нас только одна реклама хорошо работает – сарафанное радио. Если фильм стоит того, чтобы его смотрели, зритель посоветует друзьям, и на него пойдут. А я не заманиваю только ради того, чтобы зритель пошел в кино и купил билетик, я готов вернуть эти деньги за билет, если ему фильм не понравится. Мы на самом деле сделали честное кино, и я хочу, чтобы его посмотрели. Я даже ради «Зеленой кареты» микро-блог себе завел.
Без помощников ведете страничку в соцсети?
Да, честно, у меня нет никаких администраторов! И теперь каждый день я выполняю тяжелую работу по наполнению своего блога. Меня очень ругает супруга, требует стереть свою страничку, уйти оттуда навсегда, она считает, что я погряз в социальной сети…
Но я делаю это ради фильма, чтобы иметь обратную связь со зрителем. Я изучил, что такое хештег зеленая карета, научился выкладывать фотографии, отмечать места, где они сделали... Главное, что я понял, что та самая обратная связь со зрителем в соцсети существует, она реальна, здесь и сейчас. Поэтому я сажусь за телефон и всегда очень жду зрительских отзывов по хештегу #зеленая карета, читаю комментарии, смотрю фотографии билетов и зрителей из кинотеатров в разных городах страны… Так что те, кто посмотрел фильм, пишите, рассказывайте о нем друзьям, не стесняйтесь! Мне очень интересно это и крайне важно. А как еще нам выстоять в прокате в борьбе с Джеймсом Бондом и Сойкой-пересмешницей? Только при помощи сарафанного радио. Я даже хочу просьбу передать всем зрителям: поделитесь через соцсети впечатлениями о фильме. Если зрители не придут на фильм в первые две недели его проката, то 2 декабря его снимают с проката, фильм назовут провальным, а значит – плохим. Так создается мнение о российском кино, доверие к которому очень сложно возвращать. И даже если вы 3 декабря опомнитесь, то будет уже поздно, его уже не будет… Так что я всех жду в кино.