Ксения Баскакова: «Нужно просто пустить чудо в свою жизнь…»
Красавица, спортсменка, комсомолка. К своим 28 годам у нее за плечами актерский, сценарный и режиссерский опыт, два высших образования, работа с такими замечательными актерами, как Владислав Галкин, Егор Бероев, Иван Охлобыстин. При этом она невероятно скромна, верит в чудеса и мечтает о том, чтобы каждая картина, созданная ею, несла зрителю свет. Знакомьтесь, актриса и начинающий режиссер Ксения Баскакова. С Ксенией мы пообщались в преддверии выхода в прокат ее режиссерского полнометражного дебюта под названием «Птица» с Иваном Охлобыстиным в главной роли.
Главные роли в фильме «Птица» исполнили Иван Охлобыстин и Евдокия Малевская. Фото: Андрей Федечко
Ксения, о чем твой фильм «Птица»?
Кино и сказка одновременно, потому что такая история может произойти в реальной жизни. Известный рок-музыкант Олег Птицын (его играет Иван Охлобыстин) и 12-летняя девочка Катя (Евдокия Малевская) встречаются в не самом радостном месте – больнице. Девочка провела почти все время в больничных стенах, не видя настоящей жизни. А музыкант, наоборот, успел за свои больше чем четыре десятка лет многое приобрести, но еще больше потерять, прежде чем оказаться на больничной койке. В итоге их случайная встреча перевернет судьбы обоих.
Почему именно рок-музыкант стал ключевым героем, а не, к примеру, поп-певец?
Знаешь, когда мне позвонили с «Ленфильма» и показали историю, написанную Ярославой Пулинович, там лишь легким таким намеком говорилось, что герой имеет какое-то отношение к музыке. Но я зацепилась за эту историю и очень хотела сделать встречу маленькой героини именно с рок-музыкантом, таким настоящим, прожженным, драйвовым балагуром. Потому что поп-музыка – это лишь украшение обыденности, а рок – музыка свободы, некоего протеста, невероятная энергетика, внутренняя мощь, не лишенная драматизма. И наши герои ведь в фильме тоже уходят в протест. Девочка, которая понимает, что хочет жить, ей хочется быть свободной от болезни. И сам музыкант Птицын – он, считая себя изначально каким-то особенным, важным человеком, в один момент потерял все, в общем, можно сказать, упал с пьедестала. И на протяжении фильма он тоже многое осознает и меняет ко многому отношение…
Какой по жанру будет фильм, учитывая, что история, по крайней мере ее начало, довольно печальная?
Это музыкальная комедийная мелодрама, если можно так определить фильм по жанру. Безусловно, в нашем фильме есть драматические моменты, но рассказана история легким языком. И хотя дать зрителям серьезный посыл легко – это не так просто, но, думаю, у нас получилось. Мне очень хотелось, чтобы фильм вышел солнечным, позитивным и очень душевным, может, чуть грустным, но все равно светлым, с надеждой. Я глубоко убеждена в том, что в нашей жизни происходит столько всего чудесного, необъяснимого, но это нужно просто принять, а не искать всему логическое объяснение. Нужно просто пустить чудо в свою жизнь…
Песня «Мы как трепетные птицы» группы «Пикник» стала официальным саундтреком к фильму «Птица». Фото: Андрей Федечко
Ты сказала, что фильм – музыкальный, а много ли в нем будет музыки и какой?
Музыки действительно очень много. И это было изначальное мое решение, потому что мы делали историю про рок-музыканта. Но мы все ж искали разную музыку, чтобы фильм не стал таким, знаешь, сборником только рок-композиций. Поэтому появились разные стили, направления, включая цыганские мотивы. У нас есть даже классика, поскольку фильм – отчасти сказка, поэтому в нем звучит и Чайковский. В фильме композитором выступил Александр Пантыкин – легендарная личность, «дедушка» уральского рока, лидер группы «Урфин Джюс». Также в фильме звучат песни Ильи Лагутенко и группы «Мумий Тролль», «Наутилуса», «Пикника», Андрея Федечко из «Солнце-Хмари».
Официальным саундтреком стала песня «Мы как трепетные птицы» группы «Пикник». Почему выбор пал именно на эту песню?
Эта песня очень точно и полностью передает настроение картины и тему фильма, также она созвучна с нашим названием. В итоге мы предложили «Пикнику» сделать песню «Мы как трепетные птицы» официальным саундтреком к фильму. Они согласились не сразу. Их понять можно: режиссер-дебютант и все такое. Но потом, спустя какое-то время переговоров, мы показали им несколько отрывков из фильма с их музыкой, и им понравилось. А потом я совсем обнаглела и предложила им снять клип… И вот совсем недавно мы его сняли…
Но Эдмунд Шклярский стал не единственным рок-музыкантом на съемочной площадке, ведь так?
Да, вообще этот проект стал для меня какой-то магией, потому что я встречала людей, которые для меня как глыбы, невероятного мастерства люди. Это и Эдмунд Шклярский, и Александр Пантыкин, и Андрей Федечко, и, конечно, Иван Охлобыстин и Игорь Иванович Сукачев. Насчет появления Гарика Сукачева в фильме – то была идея Ивана. Он предложил. Мы обдумали, обговорили, и в итоге возникла небольшая сцена, которая, получается, с момента идеи писалась специально под Сукачева.
Ну хорошо, а почему тогда на роль рокера решено было взять актера, а не музыканта?
Сначала, и вправду, была идея пригласить именно рок-музыканта на роль, но это был большой риск. У музыканта нет актерского опыта, плюс – это люди, для которых их группа и их творчество – самое важное, и отказаться от этого на несколько месяцев не каждый бы смог и захотел. Поэтому мы решили, что будем искать профессионального актера, но в итоге искали его очень долго. Это было что-то невероятное. В какой-то момент у меня даже было какое-то отчаяние, потому что я понимала, что главный герой нужен харизматичный, обладать невероятной мощью, энергией, а всем, кто проходил кастинг, чего-то не хватало. И вот однажды, ты знаешь, в ночи, меня озарило. Это должен быть Иван Охлобыстин! На следующий день Ивану позвонили. И он уже через четыре дня дал свое согласие на участие в проекте. Правда, мне очень-очень повезло, что Иван согласился. А позднее, когда Иван записывал трек в студии (да, Иван будет петь в фильме), и я увидела, как он работает, как он «качает» песню, я поверила – он, реально, крутой рок-музыкант.
Ты сказала, что люди, с которыми ты работала на площадке, актерские глыбы. А тебе самой не мешало чувство благоговения, что ли?
Знаешь, я по жизни очень скромный, застенчивый, закомплексованный человек. Но вместе с тем есть одно качество, которое у себя заметила: когда я очень сильно нервничаю и переживаю, у меня включается сумасшедшая наглость. Но, возможно, она и рождает в итоге правильное отношение к съемочному процессу, потому что я стараюсь никому корону не ставить, потому как мы все, в конечном итоге, делаем одно общее дело под названием фильм. С Иваном Охлобыстиным у нас вышла очень продуктивная работа. Мы словно оказались на одной волне, отлично друг друга понимали. Кроме того, Иван предлагал много идей, задумок, которых не было изначально в сценарии, но в итоге они вошли в фильм. А чего стоит его фраза «Етишкин жбан»?! Без понятия, что это, но в голове у меня засело прочно и, думаю, что надолго…
В прокат фильм «Птица» выйдет весной или осенью 2016 года
А какой ты режиссер на площадке?
Какая я на площадке? Я не знаю, говорят, я много кричу. У меня громкий поставленный голос и пробивает без мегафона. Я завожусь, когда идет энергия, эмоции. Мне как-то прислали фотографии со съемочной площадки «Птицы», так там у меня руки в одну сторону, тело в другую, лицо, полное эмоций…
Почему ты вообще решила оказаться по другую сторону камеры?
Был долгий путь. По первому образованию я актриса, закончила РАТИ (сейчас это ГИТИС). Но уже во время обучения на актерском я сама стала что-то писать, самостоятельно ставить. Показала однажды свой сценарий Бородянскому Александру Эммануиловичу – знаменитому сценаристу, режиссеру. Он сказал, что я могла бы пойти учиться на сценарное дело. В итоге я поступила к нему во ВГИК, но довольно быстро поняла, что хочется чего-то еще большего, и я перевелась на режиссуру и совсем недавно выпустилась. Тогда же, во время учебы, сняла свои первые короткие метры, в частности «Папа, прощай», который даже где-то на фестивале в Индонезии заработал какой-то приз. Знаешь, было так приятно. Вроде история-то про русскую деревню, мужика средних лет, решившего вернуться на родную землю. А мне в письме с конкурса написали, мол, нас очень тронула ваша история. Вот так. Но было очень приятно.
Ну и напоследок. Что для тебя кино?
Кино – это творчество. Творчество сумасшедших, фанатичных людей. Это выдержать сложно, поэтому те, кто в кино приходит лишь за деньгами и за славой, не справляются и отсекаются. Может быть, отчасти есть такая проблема как раз в нынешнем кино: слишком многие хотят самореализоваться, но мало кто думает о том, что любой в творческой профессии человек несет ответственность перед зрителем. Знаешь, я из кинематографической семьи, с детства видела всю эту киношную кухню. Поэтому я, наверное, одна из немногих, кто знал, на что идет. Ведь многие идут в кино с иллюзиями, а у меня уже такого точно не было. Кино – невероятный труд и удача…
Фото: Андрей Федечко, Серж Самойлов