Наверх
2388

Лора Чугуевская
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Павел Любимцев: «В профессии главное – хорошая голова»

Официальный голос телеканала «Живая планета» и лауреат премии Правительства России в области культуры. Член Академии Российского телевидения и режиссер. Писатель и педагог, чтец и актер. Скажите, как его зовут? Чтобы ответить на вопрос, нужно добавить только четыре слова – ведущий программы «Путешествия натуралиста». И все ответят: да это же Павел Любимцев!

Павел Любимцев

Павел Любимцев родился в 1957 году в Москве

Вы сразу после получения диплома уехали работать в Ленинградский тогда еще Театр Комедии. Какой профессиональный и человеческий опыт вы тогда получили и пользуетесь им до сих пор?

Колоссальный опыт! Прежде всего, опыт самостоятельной жизни, поскольку я был очень домашним юношей. Когда я заканчивал Щукинское училище, тогда еще не институт, хотя и вуз, мой учитель Альберт Григорьевич Буров готовил меня к тому, что я не попаду в московский театр. Дело в том, что в конце 70-х годов уже закончилась смена поколений, и на работу в театрах молодежь брали уже не очень охотно.

Мы поехали всем курсом в Ленинград и показывались там в разные театры. Петр Наумович Фоменко, который тогда был худруком Театра Комедии, пригласил меня к себе. Репутация у него была очень яркая, хотя и не такая «канонизированная», как сейчас. Я решил: «Поеду».

Опыт ленинградской самостоятельной жизни длился 3,5 года. Другим там было все: аура города, менталитет, театральная эстетика, новые друзья, режиссеры… Это было настолько ценно для меня, что потом, когда прошло уже много лет после моего возвращения в Москву, я вспоминал этот период как нечто весьма значительное и протяженное…

А уехал я из Ленинграда по очень простой причине – не было прописки! Я ведь москвич, и в городе на Неве у меня не было жилья. Я был постоянно прописан в Москве и в отделе кадров Театра Комедии прятали мои документы от всех приходящих комиссий. В конце 1981 года Фоменко ушел из театра, в это же время пришел новый директор, который меня вызвал и сказал: «Я, честно говоря, не очень понимаю, как вы работаете в театре. Ничего не имею против, но прописаться вам надо самому, поскольку «три года молодого специалиста», когда театр мог ходатайствовать перед городом о том, чтобы вам дали какую-то жилплощадь, уже истекли». И я подумал, что ситуация складывается очень невнятная: неясно, кто будет худруком, жилья нету, жизнь у меня все равно московская. И решил: «Дай-ка я уйду».

Павел Любимцев

Павел Любимцев на сцене Зала Чайковского

А в Москве вы оказались в госфилармонии?

Я пытался показываться в театры и никуда не попал. Параллельно мой учитель Яков Михайлович Смоленский, замечательный чтец, педагог, режиссер, изумительный человек, предложил мне: «Давай, попробуй показаться к нам в Литературно-чтецкий отдел!» Он меня порекомендовал руководителю отдела, Николаю Николаевичу Доброхотову. Ему я понравился и худсовету тоже. Таким образом я и стал работать в Московской государственной академической филармонии. Надо сказать, что никогда мне не пришлось об этом пожалеть!

А о телевидении никогда и не думал. Я не делал ничего, чтобы попасть на телевидение. Оно возникло в моей жизни случайно. Хотя я считаю, что всякие случайности закономерны.

И как в вашей профессиональной жизни появилось телевидение?

Миша Ширвиндт, мой товарищ, который учился в Щукинском училище на год младше меня, занимался продюсерской работой в 90-е годы. Его телекомпания называлась «Живые новости» и производила знаменитое дог-шоу «Я и моя собака». Программа была совершенно замечательная, к тому же не имевшая аналогов в мире. Миша знал, что я интересовался в детстве животными и много читал о них книжек. И позвал меня сочинять закадровые тексты в маленькую программу о животных и растениях. Она тоже называлась «Живые новости» – рассказ о природе в виде выпуска новостей. Это была вполне удачная передача, которая шла ранним утром с 7:35 до 7:40 по НТВ.

Потом возникли в «Живых новостях» так называемые «минутки» из зоопарка «А вы знаете, что…». За 60 секунд надо было в кадре рассказать что-нибудь познавательное и интересное.

Мише и его сопродюсеру Саше Коняшову понравились эти «минутки», и возникла идея моей авторской программы «Путешествия натуралиста». Причем сначала программа должна была называться «Зоопарки мира», а затем выбрали более универсальное название.

В 1998 году мы начали делать заготовки для программы, но грянул дефолт, и всё остановилось на год. А в 1999 году все восстановилось, и мы поехали в первую поездку.

Павел Любимцев

Павел Любимцев на протяжении нескольких лет являлся ведущим программы «Путешествия натуралиста»

Вы успели поработать на стольких каналах – на «Первом», «Культуре», «Домашнем»…

На «Первом» «Путешествия натуралиста» просуществовали 2 года. И по сути программа там особо и не была нужна. В 2004 году передача прервалась, кажется, по велению Константина Эрнста. Какое-то время я был «нигде». А потом возник канал «Домашний» с передачей «Городское путешествие», которая выходила с 2005-го по конец 2011 года, правда, с перерывами. А на «Культуре» в 2006 году возобновили «Путешествия натуралиста». Но поскольку программа шла почти в одно время с «Городским путешествием», то «Домашний» предложил мне выбор. И я его сделал в пользу «Домашнего».

Во время сотрудничества с телевизионной командой были ли у вас внутренние конфликты или работа лилась манной небесной, идеально?

В «Натуралисте» всё было очень хорошо. Программу делала небольшая команда – всегдашний оператор Илья Шпиз, который замечательно снимал животных, Миша Ширвиндт, как продюсер, и я. Мне никто не писал сценарии – я всё делал сам. Режиссер монтировал программу в Москве уже после того, как я отсматривал материал, расписывал его по тайм-кодам, писал сценарии, указывая, на какой кассете что находится… Так что простора для конфликтов попросту не было.

Что касается «Домашнего», там тоже всё было замечательно, хотя команда была уже большая: несколько операторов, режиссер, автор сценариев Мария Кочетова, мой близкий друг.

Конфликт возник разве что в самый последний год жизни этой программы, когда у начальства родилось желание что-то изменить, появился новый сценарист – я так ни разу его и не увидел, и все стало делаться по самым надоевшим телевизионным штампам. Я пытался со всем этим воевать, но это было уже бессмысленно… Последние фильмы «Париж-Лондон» и «Рим-Мадрид» мне не понравились, несмотря на благожелательные отзывы знакомых и коллег. Они сделаны трафаретно, а мои программы имели главное достоинство – свежесть и незаштампованность подхода.

Всего «Путешествий натуралиста» вышло за 300 выпусков.

Павел Любимцев

Павел Любимцев является лауреатом премии Правительства России в области культуры

У вас был очень душевный цикл передач «Старая афиша» на «Домашнем» о выдающихся деятелях искусства. Кто выступил автором идеи?

Идея была очень хорошая, но не моя. Она мне весьма симпатична, хоть и была реализована неважно. В самой основе дела была заложена двойственность, потому что видеосюжеты делали корреспонденты, которые сами подбирали материал и сами писали закадровый текст. И мои комментарии нужно было сопоставлять с тем, что уже подготовили корреспонденты. По сути в программе царило двоевластие, что неверно, на мой взгляд. Нужно записывать комментарий ведущего и под этот комментарий делать видеоряд, а когда видеоряд – сам по себе, а ведущий сам по себе – это плохо. Я, с одной стороны, должен был не повторять то, что уже было сказано, с другой стороны – не рассказывать нечто прямо противоположное.

Программа просуществовала восемь месяцев и рассказала о творчестве Клавдии Шульженко, Леонида Утесова, Валентины Серовой, Петра Лещенко, Аркадия Райкина и многих других.

Когда вы получали свой первый ТЭФИ, вас охватывало ощущение праздника, заслуженности награды? Какую гамму чувств вы испытали?

Думаю, все чувства. С одной стороны, было приятно, но с другой – я воспринял ее как должное. Я понимал, что программа получается. Хотя в первый год программа «Путешествие натуралиста» даже в список номинантов не попала.

А второй ТЭФИ как восприняли?

Он вызвал удивление: зачем второй год подряд давать премию за ту же самую работу, за программу, которая за это время ничуть не изменилась? Как-то было странно, но чувство благодарности, конечно, осталось.

Вы еще и из тех редких обладателей премии «Золотой луч» за программу «Тайное становится явным», которую вы вели на канале «365 дней ТВ».

Программа «Тайное становится явным» состояла из занятных исторических баек, «таинственных историй», которые привлекают внимание и волнуют воображение. Поскольку, к сожалению, у программы совсем не было денег, никак не удавалось сделать приличный видеоряд. Поэтому там, в основном, был мой рассказ и какие-то картинки. Это сильно обедняло производимый эффект. Канал «365 дней ТВ» – очень симпатичный, хотя аудитория у него маленькая.

Как вы подбирали интересные факты?

Сценарии для программы «Тайное становится явным» мне писала Маша Кочетова. Другое дело, что я все равно рассказывал своими словами, ориентируясь на готовый текст.

Павел Любимцев

Павел Любимцев в спектакле «Мадемуазель Нитуш» театра Вахтангова

С 1988 года вы стали преподавать в Щукинском институте, заняв должность завкафедрой актерского мастерства. Как преподавание обогащает вашу широкую творческую деятельность?

Возможность общаться с совсем молодыми людьми питает жизнь, от этого ты молодеешь. Яков Михайлович Смоленский мне говорил: «Я держусь за возможность работать в училище, прежде всего, потому, что это дает возможность общаться с совсем юными людьми. Это очень подпитывает, бодрит, дает силы». В общем, «вампиризм» в хорошем смысле. Это действительно так, потому что молодость содержательна сама по себе, независимо от таланта, ума, душевных качеств.

В нашей Вахтанговской театральной школе учеба идет по принципу: «Все работают со всеми!». У нас нет мастерских, принцип преподавания – кафедральный. Начиная с середины второго курса с каждым курсом работает вся кафедра актерского мастерства. Педагогов актерского мастерства у нас гораздо больше, чем в других вузах. Если в школе-студии МХТ их 15, то у нас – около 50. Поэтому я со многими выпускниками встречался в работе, но сказать: «Они – мои ученики» у меня язык не повернется. Это они сами должны решить, от кого и чему они научились.

Я выпустил два курса как худрук. Прошло не так уж много времени, недостаточно, чтобы они стали звездами. Одной из самых заметных выпускниц курса 2007 года оказалась Варя Визбор. Я отношусь к ней с большой нежностью, рад ее успехам. Много снимается на телевидении и в кино Марина Коняшкина: за восемь лет у нее набралось фильмов 40. Содержательно работают в театре «Сатирикон» Поля Райкина и Антон Кузнецов. И он замечательно сыграл в сериале «Жизнь и судьба». В театре Фоменко много работает Верочка Строкова. В театре Сатиры я недавно поставил спектакль «Ночь ошибок» со своими выпускниками Женей Свиридовой и Сережей Колповским.

А выпускники 2013 года очень хотят продолжать работать вместе, так родилась студия «Белый шар». Мы поставили четыре спектакля, играем их на базе Центра «На Страстном».

Павел Любимцев

С 1 марта 2015 года Павел Любимцев стал официальным голосом телеканала «Живая планета»

В кино у вас не так много ролей – порядка 25. С чем это связано?

Ну почему немного? Довольно много… Другое дело, что я начал сниматься в то время, когда кино уже мало кто смотрел.

Какие среди них самые яркие для вас?

Многое зависит от того, прозвучал или не прозвучал фильм, понимаете? Роль может быть и маленькая, но если фильм прозвучал, то актер становится узнаваем. Известно, что Валентина Иосифовича Гафта стали узнавать на улицах после фильма «Семнадцать мгновений весны», где он играл эпизодическую роль.

Если говорить о моих заметных фильмах, то упомяну «977» Николая Хомерики, «Апофегей» Станислава Мамина, «Ночные посетители» Игоря Масленникова и сериал «Черта» Вадима Дубровицкого, где я играю руководителя криминального сообщества в 1918 году. Я с удовольствием проникся этой «отрицательной» ролью. Особенно запомнил сцену, когда мой герой отстреливается из пулемета от чекистов, когда они пришли его арестовывать.

Павел Любимцев

Павел Любимцев на съемках фильма «Раскол»

А у вас есть такие амбиции – сыграть в фильме с сумасшедшим зрительским резонансом?

Если сложится – хочу, не сложится – не хочу (улыбается). Мечтать глупо. Как ответил в свое время актер Михаил Глузский на вопрос: «С какими режиссерами вы мечтаете работать?» – «Я мечтаю работать с теми, кто хотел бы работать со мной». Артист – зависимая профессия. Но я, конечно, не буду сниматься в чем попало, мне нужно прочитать сценарий.

Как у вас рождались книги?

Книги рождаются сами. Спасибо журналистке Марине Андреевой – она подарила мне идею книг о «Путешествиях натуралиста». Я подумал: и действительно, если я на протяжении нескольких лет только и делаю, что пишу сценарии программ, то можно и книги написать.

Первая книжка – «Экзотические страны», вторая – «Загадки Латинской Америки». Я не считаю названия удачными… Потом, в 2009 году, на основе программ канала «Домашний» у нас с Мариной Кочетовой, шеф-редактором «Городского путешествия», родился трехтомник о Москве. И вот этот проект был на редкость успешным. На нас «нагрели руки» капитально, потому что договор руководством канала «Домашний» с издательством был составлен «тяп-ляп». Никому и в голову не могло прийти, что книги эти будут пользоваться спросом и окажутся таким коммерческим проектом. Доиздания и дайджесты печатались и допечатывались несколько лет, думаю, тиражом не менее 100 000. По нынешним меркам – это очень много.

Помимо этого я издал книгу о своем покойном друге Викторе Васильевиче Гвоздицком «Гвоздицкий и его двойник». Он был выдающимся театральным актером, который, к сожалению, рано ушел из жизни. Мы с ним 29 лет общались. В этом же издательстве «Навона» вышли мои мемуары «Путешествие по собственной жизни… Книга воспоминаний».

Сейчас я написал две трети книги «Вахтанговская школа: вчера, сегодня, завтра», посвященной тому, как менялся учебный процесс в течение 100-летней истории этой школы. Когда закончу труд? Не знаю, потому что времени нет…

Что главное в профессии актера?

Хорошая голова.

Что главное в профессии режиссера?

Хорошая голова.

Что главное в профессии преподавателя актерского мастерства?

Хорошая голова.

Фото: открытые источники,tercult.ru, filarman.ru, kino-teatr.ru


ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.