Актер Алексей Морозов: «Умереть – легко, сложнее всего – выживать»
В течение полугода грянут сразу две премьеры с замечательным актёром Алексеем Морозовым: сериал по роману Василия Аксёнова «Таинственная страсть» и почти 3-часовой фильм о Великой Отечественной войне «28 панфиловцев». Кроме того, в производстве многими ожидаемая картина «Время первых» – драма о космосе в формате 3D, где Алексей перевоплотится в Германа Титова, а его партнёрами будут Евгений Миронов и Константин Хабенский.
Алексей Морозов – российский актёр театра и кино, родился в 1979 году
А полюбоваться его театральными работами можно в МДТ – Театре Европы, где Морозов служит последние годы.
В детстве каким киногероем вы восхищались?
Моё детство пришлось на период активного развития сетей видеосалонов в России. Так что мои детские кумиры – герои Брюса Ли, Ван Дамма, Сталлоне, Шварценеггера и Чака Норриса.
Чем вас привлекала актёрская работа?
В актёрскую студию до Театральной Академии я попал совершенно случайно, увидев объявление в газете. Несмотря на то, что всё детство я провёл за кулисами папиного театра (Валентин Морозов – заслуженный артист России), я рос довольно закомплексованным ребёнком. Поэтому объявление о наборе в театральную студию, да еще и при телевидении, меня привлекло возможностью удивить самого себя, попыткой бросить себя в неизведанное, не испытанное ранее. Позднее, уже посмотрев некоторые спектакли Льва Додина в Малом драматическом театре в Санкт-Петербурге, я начал осознавать, что актёрство – это всё же миссия, попытка всколыхнуть зрителя, выбить его из привычной зоны комфорта, заставить думать и сопереживать.
Первая роль в сериале молодёжном «ОБЖ» вас заставила поволноваться или всё далось легко, как по маслу?
Всё прошло легко и весело, поскольку режиссёром был Максим Демченко, мой самый первый учитель в актёрской профессии – именно он был руководителем театральной студии «Вообрази», в которой я занимался в юношестве. С ним мы понимаем друг друга с полуслова. И совсем недавно вновь встретились на съёмочной площадке – я сыграл главного злодея в его новом полнометражном фильме для детей с рабочим названием «Ура, каникулы!». И по-прежнему мне было очень легко и радостно работать с Максимом Ивановичем.
Кроме фильма «Репортаж судьбы», Алексей был занят ещё в 27 проектах
Вы приобрели редкий для актёра опыт работы в офисе специалистом по связям с общественностью. Что кардинально отличает профессию PR-щика от актёрской и что их роднит?
Роднит эти профессии, пожалуй, постоянное ожидание реакции на свои действия. А отличает наличие огромного количества ежедневной коммуникативной рутинной работы у пиарщика и возможность забаррикадироваться от нее у актера и заняться исключительно внутренней работой. У пиарщика так не получится при всём желании.
Кому вы благодарны за советы, как грамотно работать в кино?
Первым крупным мастером, у которого я снимался, был классик отечественного кинематографа Николай Досталь («Облако-рай», «Штрафбат», «Раскол» и др.). Так вот однажды он остановил съёмку, подошёл ко мне и тихо сказал: «Лёша, перестань открывать лицо для камеры. Задний профильный ракурс тоже работает». А недавно совсем молодой режиссер Ким Дружинин на съемках фильма «28 панфиловцев» сказал мне замечательную вещь: «Попробуй сделать так, чтобы я тебя в кадре не заметил».
Какие отношения вы предпочитаете с режиссёрами?
Мне проще работать, если с режиссером складываются дружеские отношения с первого съемочного дня. Я не люблю дистанцию, она лично мне мешает работать.
Екатерина Новикова и Алексей Морозов в фильме «Репортаж судьбы»
У каждого мужчины должна быть ситуация в жизни – испытание на мужественность? У вашего героя Станислава в фильме «Репортаж судьбы» урок был довольно радикальный: он вместе со свёкром отправляется в Афганистан выручать друга…
Пожалуй, такого рода ситуации, как у моего героя Стасика, лично мне в жизни испытать не удалось. Но, если я буду поставлен в похожие обстоятельства, думаю, поступлю так же, как и он, и также начну меняться в лучшую сторону, сброшу этот флёр «благополучного городского мальчика».
В сериале «Одессит» ваш герой Кучин проходит тест на дружбу. Как у вас складывается круг друзей?
Со многими своими близкими друзьями я продолжаю общаться с 1994 года, когда мы все вместе попали в театральную студию. Получается, более 20 лет. Также у меня есть прекрасные друзья из МДТ – театра Европы, причём, как среди мужчин, так и женщин.
В фильме «Идеальный мужчина» ваш Олег помогает свадебному агентству устраивать женское счастье. И чем мужчина должен окрылять, вдохновлять женщину?
Я считаю, что самое правильное отношение мужчины к своей женщине – как к дочери. Ведь любая, даже самая сильная женщина в глубине души – маленькая девочка, ищущая защиты. Важно позволить ей оставаться этим ребёнком.
Алексей Морозов на съёмках фильма «Придел Ангела»
В фильмах «Придел Ангела», «Раскол» вы прикасаетесь к теме церкви, храма, Бога. Вы для себя сформулировали отношение к этим явлениям?
Я думаю, что отношение человека к вере, к Богу – сугубо индивидуальное дело. Хоть я и верующий, мне очень не нравится, что сейчас церковь делает все, чтобы соединиться с государством. На мой взгляд, некоторым особо рьяным активистам русской православной церкви не хватает здорового аскетизма, мудрости и внутреннего покоя.
После съёмок в сериале «Таинственная страсть», где вы играете писателя Василия Павловича Аксёнова, вы можете назвать эту роль самой любимой?
Когда получаешь возможность попробовать себя в новом качестве, исследовать судьбу определенного человека, существовавшего в действительности или вымышленного, невольно начинаешь любить свою роль – разглядывать со всех сторон, изучать, исследовать. Но с каждым разом опыт богаче, а значит, и работать интереснее. Каждая роль любима, потому что предыдущий опыт имеет ценность.
Чем вас удивила или даже поразила атмосфера и дух 60-х, так тщательно описанные в романе «Таинственная страсть»?
В романе «Таинственная страсть» атмосфера и дух 60-х описаны рукой великолепного писателя, с достойным восхищения складом ума, с индивидуальным взглядом на жизнь и события этой жизни. Поражает умение передать через слово остроту своих чувств.
У Аксёнова была на редкость колоритная биография. Чем он по-человечески вас «зацепил»?
Смелостью. Судя по воспоминаниям современников, Аксёнов не боялся своих мыслей и чувств и выражал их без лишней скромности. Это черта характера очень сильного человека, уверенного в себе, думающего.
На съёмках фильма «Двадцать восемь панфиловцев»
Ваши любимые произведения Аксенова?
Ранние рассказы за дух молодости и романтизма 60-х. «Остров Крым» – почти пророческое произведение, и, пожалуй, один из главных романов «Ожог», из-за которого Аксенов был вынужден эмигрировать.
Идут съёмки фильма «Двадцать восемь панфиловцев». Ваш политрук Клочков как реагирует на предлагаемые обстоятельства?
Умереть – легко, сложнее всего – выживать. И на войне это – работа.
На войне каждый – герой?
Как и в мирной жизни – не каждый.
Служение в одном из самых знаменитых театров – театре Европы, как и служение муз, не терпит суеты?
Суеты не терпит, но с каждым десятилетием ритм жизни ускоряется и в этом смысле служение идет в ногу со временем. Раньше постановка спектакля занимала несколько лет, сейчас – полгода, иногда и меньше.
Какие фильмы с вами и в горе, и в радости?
«Крестный отец», первый фильм, «Утомлённые солнцем», «Список Шиндлера».
Кино – это…?
Как сказал Альфред Хичкок, великое кино – это сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Фото: kino-teatr.ru,