Наверх
2458

Лора Чугуевская
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Актер Ярослав Жалнин: «Читал, жил и спал с книжками про Юрия Гагарина»

Ему еще нет 30 лет. И он уже вошел в историю отечественного кино ролью Юрия Гагарина. Он аккуратен с выбором киноматериала и с удовольствием ловит профессиональный кураж в театре, на мастер-классах, съемках короткометражек, за которые даже получает призы. Он вот-вот впечатлит главной ролью в фильме «Трагедия в бухте Роджерс», который снимали ни много ни мало на фоне снежных красот Чукотки. Итак, его зовут Ярослав Жалнин…

Ярослав Жалнин

«Гагарин» – первый фильм о легенде космонавтики, а Ярослав Жалнин – первый актер, сыгравший Гагарина

Я была удивлена, узнав, что вы – из семьи сотрудника правоохранительных органов. Вы, скорее всего, должны были мечтать стать военным? И как пришло понимание, что вы артист?

В своем Нижнем Тагиле я занимался в цирковом коллективе на уровне самодеятельности: владел жонгляжем, моноциклом, делал акробатические номера, играл клоунов Ярика и Женьку. И так получилось, что я переборщил со своим юношеским максимализмом, прыгнув сложное сальто без страховки. В связи с этим получил травму, ограничивающую поход в армию. Совсем не ожидал, что она станет причиной, из-за которой меня и не взяли в академию МВД. Тогда я и понял, что нужно выбирать актерскую стезю.

У меня как-то все складывалось – кроме цирка, я играл КВН, вел все школьные мероприятия. И мне одноклассница перед выпускным сказала: «То, что ты делаешь, можно делать профессионально. Есть институты и училища, где этому учат». И я обалдел совершенно, потому что даже не задумывался об этом.

Знакомых или родственников в Москве у меня не было никого, ни одного телефона. Но я с папой поехал поступать в училище мхатовское и не поступил. Но у МХТ в Камергерском переулке кастинг-директор фотографировала всех подряд. А я, помню, даже фотографироваться не хотел, потому что с сигаретой прятался от папы. Так что самая моя первая фотография для кастинга – это я, такой гопник в странной шапке, с сигареткой (смеется).

Вечером этого же дня мы собирались уезжать домой, но тут вдруг позвонила эта девушка и попросила задержаться на денек. Я такой: мол, жить негде, не могу остаться. А режиссеру показалось, что я – именно тот, кто надо. И я к нему пришел перед поездом.

И как вашего ангела-хранителя звали?

Пётр Хазизов. Он много рекламы снимал и потом решил снять первый фильм «Манга». Мне он сказал: «Я чувствую, что ты можешь мне подойти в фильм. Я ничего не гарантирую, но подожди, давай попробуем». Папа после знакомства с ним оставил меня в Москве. Режиссер оплатил мне гостиницу, в итоге я получил первую в жизни роль – пацана с улицы, который ворует магнитолы из тачек, подглядывает в окна, в общем, шпану, у которого теплится мысль, что можно заниматься чем-то благородным. Так я остался в Москве.

Ярослав Жалнин

Ярослав Жалнин с шести лет занимался танцами и цирковым искусством

Потом вы снова стали поступать?

Да. Перед поступлением нужно было зарабатывать на жизнь, так что я перепробовал массу профессий: официантом, грузчиком, ассистентом монтажера. И в апреле я снова увидел, как вокруг МХТ снова крутятся абитуриенты, как муравьи. Я решил поступать с того места, куда не доехал в прошлом году, – ВГИК. Узнал, что набирает группу Александр Леньков, мой будущий мастер. Мне он сразу понравился, я записался на подготовительные курсы, где так и не появился (улыбается). Перед предварительным прослушиванием я материал учил в метро, ехал и думал: «Такая беспардонность – учить в метро». И прошел 6 туров во ВГИКе! Причем был в тройке лидеров по баллам.

Запомнилось, как Леньков учил нас выкручиваться. Он научил такому правилу. Когда спрашивают «знаете ли вы английский язык?», не нужно отвечать: «Знаю или не знаю». Нужно отвечать: «А когда надо?» Впереди ночь, и все возможно.

Роль в каком фильме придала вам уверенности в том, что у вас все получается?

Я бы не сказал, что эта уверенность появилась после какого-то фильма. Считаю, такой уверенности в принципе не должно быть у актера. Нужно всегда сомневаться: хорошо сделал или плохо. Поэтому сформулирую так: убежденность в том, что я правильно выбрал профессию, появилась после фильма «В Париж» режиссера Сергея Крутина. По моей внутренней актерской амплитуде – это самое сильное кино, в котором я из маленького мальчика, любителя механики, превращаюсь в убийцу.

Я снимался там с покойным ныне Юрой Степановым, невероятным просто актером. Для меня он стал своего рода «кинопапой». Мы с ним играли в нескольких фильмах, и он многому меня научил в профессии, относился ко мне как к сыну. Он меня не бросал, как многие взрослые партнеры, мол, пацан, пусть делает, что хочет. Он мною действительно занимался.

Режиссер Сергей Крутин – отдельный биографический абзац. Я снимался в нескольких его картинах, кроме как «В Париж» – «Пара гнедых», «Караси», «Кордон лейтенанта Савельева». Не знаю, будет ли еще такой счастливый момент – работать вместе с ним…

Ярослав Жалнин

Ярослав Жалнин попал на актерский факультет во ВГИК после неудачного поступления в Школу-студию МХАТ

Фильм «Караси» получился очень жизненным и душевным. Вы на съемках чувствовали себя частью этой семьи под общей фамилией Карась?

Да, кино получилось знакомое многим, семейно-драматичным благодаря исполнителям главных ролей – Юре Степанову и Елене Яковлевой. Именно они вносили такую легкость семейного быта, импровизируя буквально на лету. Глядя на них, сложно было удержаться и не придумать что-то новое. Меня режиссер только подталкивал – влево-вправо.

Однажды я на завтраке подошел к Яковлевой со сценарием в пометках, сделанных ночью, и спросил подсказать, как это сделать, а как – то. Она сценарий закрыла и говорит: «Давай на площадочку придем и посмотрим, что да как, и разберемся». И я понял, насколько точно она существует к тексту. Я ходил за ней, как хвост, смотрел, учился, за что благодарен.

В сериале «Метод Лавровой» вы играли студента академии МВД со смешной фамилией Миско, такого интеллектуала-ботана с комическим налетом…

Для меня это мстительная роль по отношению к академии МВД (смеется). Потому что именно через нее я попал все-таки в академию МВД. После выхода фильма я проводил творческие встречи в этой академии, и настоящим курсантам сериал и моя роль очень понравились. А я перед съемками консультировался у своего лучшего друга-полицейского. И под влиянием его рассказов у меня родилась эта придумка с расческой, налет комедийности, благодаря чему сценаристы, отсмотрев первые 10 серий, стали в дальнейшем разрабатывать мою роль с актрисой Дашей Ивановой. Они дописали любовную историю, которая во втором сезоне превратилась в семейную жизнь.

А по поводу самих съемок – это были счастливые эпизоды профессиональной биографии. Мы, шесть курсантов, все актеры одного возраста, просто кайфовали, много импровизировали, смеялись.

В 2013 году портал Kino-teatr.ru назвал вас в топ-10 запомнившихся молодых актеров. Это польстило вашему профессиональному самолюбию? Или вы посчитали это авансом?

Я ко всем подобным рейтингам отношусь очень скептически. Я ведь не стремлюсь заработать все деньги мира…

Ярослав Жалнин

С семьей Гагарина актер не встречался до окончания съемок

И внимание женщин всего мира…

Окунувшись в профессию и достигнув успеха некоторого, замечу, я понимаю, что мне достаточно того, что у меня есть. У меня бывают перерывы в съемках по 3-4 месяца. И я не смущаюсь, потому что эти перерывы мне позарез нужны. Я хочу заниматься многим: самому снимать кино, ставить спектакли. Я сам спродюсировал несколько короткометражек, в них же снялся. Поэтому прихожу на кастинги и удивляю режиссеров вопросом: «А вы кто?» Многим это не нравится, они брыкаются, мол, это же вы ко мне на кастинг пришли. Но и я тоже хочу понимать, с кем и как я буду работать. Это пришло с опытом, ведь у меня было достаточно фильмов, которые я не советую смотреть, даже понимая, что я выкладывался. Но общий итог, сама картина, не получилась. А насчет именно рейтинга Kino-teatr.ru, то тогда вышел фильм «Гагарин. Первый в космосе». Думаю, это связано с этой широкомасштабной ролью.

Поколение за поколением с 1961 года мечтают стать вторым Юрием Гагариным. И тут Ярослав Владимирович на экране перевоплощается в первого человека в космосе. Вы считаете роль Гагарина подарком судьбы?

Скорее, тестом судьбы. Я никогда в жизни не думал и не мечтал, что меня могут даже попробовать на роль Гагарина. Когда меня утвердили, я сыграл и потом получил отклики людей, знавших Гагарина, то понял, как мне будет сложно двигаться дальше. Во мне ищут идеальное внешнее сходство с первым космонавтом, чего нет. И внутри я не Гагарин, а только тот, который хотел быть на него похожим. В отличие от Гагарина во мне есть другая жесткость и другое добродушие.

Значит и биографию героя читали?

Не то что читал, жил и спал с этими книжками! Я ездил к нему на родину, в деревню Клушино; в Саратов, где он учился, откуда его стремление летать рождалось; в Оренбург. Сложность была и в том, что видео- и аудиоматериалы о Гагарине сняты после его приземления. События были реконструированы: как они играли в футбол до полета, какую музыку слушали. Мне нужно было понять: а каким Юрий Алексеевич на самом деле парнем был?

С его дочкой Еленой Юрьевной у меня была единственная, совершенно феноменальная встреча. Она подошла ко мне сразу после премьеры, причем за ней ходила целая свита репортеров, которая нас окружила, и мне стало неловко. И тут она протягивает мне руку, жмет и говорит: «Спасибо! Вы большой молодец, но я видела, как вы волновались в работе над ролью». Для меня это прозвучало бальзамом на душу. И волею судеб сейчас я каждый месяц езжу в город Гагарин – у меня там своя театральная студия.

Ярослав Жалнин

Почти все трюки в фильме «Гагарин» Ярослав Жалнин выполнял самостоятельно

На съемках вы залазили в центрифугу?

Все трюки, кроме прыжков с парашютом, я делал сам. Меня настолько запугали перед тем, как я сел в центрифугу, что если что-то пойдет не так, сердце начнет колотиться больше, чем надо, если не смогу вовремя на кнопку нажать, что я выполнял все идеально. У меня датчики висели везде: и на ушах, и на шее, и на спине, и на пальцах. Я впервые в жизни приехал на съемочную площадку на час раньше группы, медкомиссия провела мой осмотр от и до. Когда я начал крутиться в центрифуге, то это оказалось таким экстремальным аттракционом. Я на таком давным-давно в парке Горького катался. Но крутили меня не как Гагарина на отметке 10G, а на 3-4G. И режиссеру даже не хватило деформации моего лица, поэтому притащили трубки со сжиженным воздухом, струи от которых я сам направлял.

А самолет я так водить и не научился (улыбается).

Страшно?

Первый раз было безумно страшно. Я же привык медленно взлетать на боинге или аэробусе, а эти самолеты сразу отрываются и мгновенно набирают скорость, а вниз парят так резко, что ты сразу вспоминаешь всю свою жизнь. Моими первыми словами в этом самолете были «мама, мама!». Самолет выполнял разные фигуры – и бочку, и свечку, и крутился вокруг своей оси, а я упирался руками в потолок кабины. И потом убирал руки, когда понимал, что Гагарин так сделать не мог (смеется). Так что первый дубль можно было и не смотреть, а всего пришлось сделать три дубля, и в конце я уже кайфовал от ситуации.

Хотя самым сложным трюком во всем сериале было подтягивание. Я спортивный, умею подтягиваться, но тут из дубля в дубль это нужно было делать, общий план, средний. И на третий дубль подтягиваешься 30 раз, а это уже тяжело. И внизу садились рабочие, которые меня подталкивали наверх, потому что сил уже не хватало.

Ярослав Жалнин

Для того чтобы улыбка получилась «гагаринской», актер специально тренировался   

Улыбке Гагарина могут позавидовать многие голливудские звезды. А как вам удалось ее воспроизвести?

Я взял все его фотографии, видео и повторял его мимику, жесты. У него уголки рта все время были подняты наверх, поэтому я чуть-чуть поднимал уголки губ. У него в улыбке видны определенные зубы, так что я технически выстраивал процесс улыбки.

Вы хотели быть похожим на Гагарина чем-то?

Да, конечно. Его образ дал мне большой толчок не только в творческой жизни, но и в личной. Он был честным, открытым конкурентом среди космонавтов, которые не полетели. По их судьбам видно, что закрадывалась какая-то маленькая, но обида, даже злость, что они не полетели. А Гагарин благородно был готов отдать эту роль первого космонавта. Вот это я хочу привить – благородно конкурировать, несмотря ни на что.

А где сейчас снимаетесь?

В производстве находится фильм «Трагедия в бухте Роджерс» про полярную станцию. Снимали в экспедиции, самой экзотичной в моей жизни, – на Чукотку. Действие происходит в 1934 году, морской инспектор приезжает разузнать о самоубийстве и попадает в череду событий, в ходе которых ему приходится испытать и свою судьбу, и людей спасти. Я, кстати, там научился кататься на собачьих упряжках, работал каюром, управлял камчатскими хаски и дворнягами. Больше всего меня поразило, что они знали две команды: «вперед!» и «домой!». Если они не расслышали чего-то, то просто едут домой. И на съемках в кадр въезжает повозка, меня еще нет, а собаки слышат «мотор!», им кажется, что «домой», и они бегут на базу на расстояние 30 км. В общем, без приключений не обошлось.

Ярослав Жалнин

Актер признается, что вырос на боевиках с Жан-Клодом Ван Даммом, Сильвестром Сталлоне, Арнольдом Шварценеггером

Вы успели сменить четыре театра. Чем вас как киноактера вдохновляет сцена?

Первые три театра дали мне понять, что нужно работать в четвертом. В трех театрах – Моссовета, Станиславского, Немировича-Данченко – у меня была контрактная работа и неполная занятость. Но главное, что я вынес из этого опыта, – то, что не хочу служить в репертуарном театре. А когда я попал в театр Булгакова, то понял, что именно это место я и искал. В нем для меня столько возможностей: можно делать заявки на новые спектакли, предложить свои проекты. И меня это вдохновляет.

В этом молодом театре нет худрука, его заменяет худсовет. Я принес в театр Булгакова свой студенческий спектакль, мы сделали несколько проектов, где в интерактивном режиме общаемся со зрителями. Для меня кино не может существовать без театра, в котором я поддерживаю импровизационный, творческий тонус.

Как пришла идея театра для незрячих детей?

В 2012 году от одного незрячего человека поступило предложение кому-либо из коллектива нашего театра Булгакова записать аудиосказку. Мы собрались и стали думать, что мы сами можем петь, озвучивать птиц, реки, сверчков, вьюгу. А перед записью сказки решили проверить на настоящих незрячих и слабовидящих детях. Спектакль мы анонсировали как эксперимент и к звукам добавили запахи и тактильные ощущения. Например, вот шляпа – и все трогают шляпу. Первый раз к нам пришло 20 таких детей. Они весь спектакль молчали, мы было решили, что всё, полный провал. И в финале встает мальчик и говорит: «Теперь я знаю, что такое театр 5D». Так мы доработали свой первый спектакль для незрячих детей «Вольке» – по-немецки «удача». С этим спектаклем мы объездили уже 24 региона. Сначала для театра это был обычный благотворительный проект под названием «Спектакли-невидимки». Но благодаря широкому резонансу у нас появились спонсоры – «Мегафон», фонд Алишера Усманова.

Ярослав Жалнин

По признанию самого актера, кино не может существовать без театра

Сейчас мы ставим спектакль для незрячих взрослых «Чучело» по произведению Владимира Железникова. Я выступаю режиссером-постановщиком.

Есть ли у вас фильм, который вы пересматриваете в грустном и веселом настроении?

Наверное, череда фильмов. Я вырос на боевиках с Жан-Клодом Ван Даммом, Сильвестром Сталлоне, Арнольдом Шварценеггером. Они меня заряжали желанием быть актером. Я фантазировал, как я бы дрался, стрелял, как бы говорил злодеям фразы типа «I’ll be back». В более сознательном возрасте меня впечатлил «Джерри Магуайэр» с Томом Крузом. И сколько бы я этот фильм ни пересматривал, он меня заставляет переживать. Вообще Том Круз – один из моих любимых актеров. Еще – Джек Николсон. Попробуй его повторить! «Полет над гнездом кукушки» – одна из моих любимых актерских подач, которая мне позволила на роль смотреть иначе, не играть буквы, а так, чтобы зритель себе еще что-то домысливал.

Люблю фильмы, которые заставляют плакать. Очень понравился «Горько», из картины «Географ глобус пропил» я даже цитаты заучивал, потому что пересматривал несколько раз. Хабенский – тот актер, за которым интересно следить. Он – крутой.

Дайте свое определение кино.

Кино должно удивлять.


ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.