Актер Ярослав Жалнин: «Читал, жил и спал с книжками про Юрия Гагарина»
Ему еще нет 30 лет. И он уже вошел в историю отечественного кино ролью Юрия Гагарина. Он аккуратен с выбором киноматериала и с удовольствием ловит профессиональный кураж в театре, на мастер-классах, съемках короткометражек, за которые даже получает призы. Он вот-вот впечатлит главной ролью в фильме «Трагедия в бухте Роджерс», который снимали ни много ни мало на фоне снежных красот Чукотки. Итак, его зовут Ярослав Жалнин…
«Гагарин» – первый фильм о легенде космонавтики, а Ярослав Жалнин – первый актер, сыгравший Гагарина
Я была удивлена, узнав, что вы – из семьи сотрудника правоохранительных органов. Вы, скорее всего, должны были мечтать стать военным? И как пришло понимание, что вы артист?
В своем Нижнем Тагиле я занимался в цирковом коллективе на уровне самодеятельности: владел жонгляжем, моноциклом, делал акробатические номера, играл клоунов Ярика и Женьку. И так получилось, что я переборщил со своим юношеским максимализмом, прыгнув сложное сальто без страховки. В связи с этим получил травму, ограничивающую поход в армию. Совсем не ожидал, что она станет причиной, из-за которой меня и не взяли в академию МВД. Тогда я и понял, что нужно выбирать актерскую стезю.
У меня как-то все складывалось – кроме цирка, я играл КВН, вел все школьные мероприятия. И мне одноклассница перед выпускным сказала: «То, что ты делаешь, можно делать профессионально. Есть институты и училища, где этому учат». И я обалдел совершенно, потому что даже не задумывался об этом.
Знакомых или родственников в Москве у меня не было никого, ни одного телефона. Но я с папой поехал поступать в училище мхатовское и не поступил. Но у МХТ в Камергерском переулке кастинг-директор фотографировала всех подряд. А я, помню, даже фотографироваться не хотел, потому что с сигаретой прятался от папы. Так что самая моя первая фотография для кастинга – это я, такой гопник в странной шапке, с сигареткой (смеется).
Вечером этого же дня мы собирались уезжать домой, но тут вдруг позвонила эта девушка и попросила задержаться на денек. Я такой: мол, жить негде, не могу остаться. А режиссеру показалось, что я – именно тот, кто надо. И я к нему пришел перед поездом.
И как вашего ангела-хранителя звали?
Пётр Хазизов. Он много рекламы снимал и потом решил снять первый фильм «Манга». Мне он сказал: «Я чувствую, что ты можешь мне подойти в фильм. Я ничего не гарантирую, но подожди, давай попробуем». Папа после знакомства с ним оставил меня в Москве. Режиссер оплатил мне гостиницу, в итоге я получил первую в жизни роль – пацана с улицы, который ворует магнитолы из тачек, подглядывает в окна, в общем, шпану, у которого теплится мысль, что можно заниматься чем-то благородным. Так я остался в Москве.
Ярослав Жалнин с шести лет занимался танцами и цирковым искусством
Потом вы снова стали поступать?
Да. Перед поступлением нужно было зарабатывать на жизнь, так что я перепробовал массу профессий: официантом, грузчиком, ассистентом монтажера. И в апреле я снова увидел, как вокруг МХТ снова крутятся абитуриенты, как муравьи. Я решил поступать с того места, куда не доехал в прошлом году, – ВГИК. Узнал, что набирает группу Александр Леньков, мой будущий мастер. Мне он сразу понравился, я записался на подготовительные курсы, где так и не появился (улыбается). Перед предварительным прослушиванием я материал учил в метро, ехал и думал: «Такая беспардонность – учить в метро». И прошел 6 туров во ВГИКе! Причем был в тройке лидеров по баллам.
Запомнилось, как Леньков учил нас выкручиваться. Он научил такому правилу. Когда спрашивают «знаете ли вы английский язык?», не нужно отвечать: «Знаю или не знаю». Нужно отвечать: «А когда надо?» Впереди ночь, и все возможно.
Роль в каком фильме придала вам уверенности в том, что у вас все получается?
Я бы не сказал, что эта уверенность появилась после какого-то фильма. Считаю, такой уверенности в принципе не должно быть у актера. Нужно всегда сомневаться: хорошо сделал или плохо. Поэтому сформулирую так: убежденность в том, что я правильно выбрал профессию, появилась после фильма «В Париж» режиссера Сергея Крутина. По моей внутренней актерской амплитуде – это самое сильное кино, в котором я из маленького мальчика, любителя механики, превращаюсь в убийцу.
Я снимался там с покойным ныне Юрой Степановым, невероятным просто актером. Для меня он стал своего рода «кинопапой». Мы с ним играли в нескольких фильмах, и он многому меня научил в профессии, относился ко мне как к сыну. Он меня не бросал, как многие взрослые партнеры, мол, пацан, пусть делает, что хочет. Он мною действительно занимался.
Режиссер Сергей Крутин – отдельный биографический абзац. Я снимался в нескольких его картинах, кроме как «В Париж» – «Пара гнедых», «Караси», «Кордон лейтенанта Савельева». Не знаю, будет ли еще такой счастливый момент – работать вместе с ним…
Ярослав Жалнин попал на актерский факультет во ВГИК после неудачного поступления в Школу-студию МХАТ
Фильм «Караси» получился очень жизненным и душевным. Вы на съемках чувствовали себя частью этой семьи под общей фамилией Карась?
Да, кино получилось знакомое многим, семейно-драматичным благодаря исполнителям главных ролей – Юре Степанову и Елене Яковлевой. Именно они вносили такую легкость семейного быта, импровизируя буквально на лету. Глядя на них, сложно было удержаться и не придумать что-то новое. Меня режиссер только подталкивал – влево-вправо.
Однажды я на завтраке подошел к Яковлевой со сценарием в пометках, сделанных ночью, и спросил подсказать, как это сделать, а как – то. Она сценарий закрыла и говорит: «Давай на площадочку придем и посмотрим, что да как, и разберемся». И я понял, насколько точно она существует к тексту. Я ходил за ней, как хвост, смотрел, учился, за что благодарен.
В сериале «Метод Лавровой» вы играли студента академии МВД со смешной фамилией Миско, такого интеллектуала-ботана с комическим налетом…
Для меня это мстительная роль по отношению к академии МВД (смеется). Потому что именно через нее я попал все-таки в академию МВД. После выхода фильма я проводил творческие встречи в этой академии, и настоящим курсантам сериал и моя роль очень понравились. А я перед съемками консультировался у своего лучшего друга-полицейского. И под влиянием его рассказов у меня родилась эта придумка с расческой, налет комедийности, благодаря чему сценаристы, отсмотрев первые 10 серий, стали в дальнейшем разрабатывать мою роль с актрисой Дашей Ивановой. Они дописали любовную историю, которая во втором сезоне превратилась в семейную жизнь.
А по поводу самих съемок – это были счастливые эпизоды профессиональной биографии. Мы, шесть курсантов, все актеры одного возраста, просто кайфовали, много импровизировали, смеялись.
В 2013 году портал Kino-teatr.ru назвал вас в топ-10 запомнившихся молодых актеров. Это польстило вашему профессиональному самолюбию? Или вы посчитали это авансом?
Я ко всем подобным рейтингам отношусь очень скептически. Я ведь не стремлюсь заработать все деньги мира…
С семьей Гагарина актер не встречался до окончания съемок
И внимание женщин всего мира…
Окунувшись в профессию и достигнув успеха некоторого, замечу, я понимаю, что мне достаточно того, что у меня есть. У меня бывают перерывы в съемках по 3-4 месяца. И я не смущаюсь, потому что эти перерывы мне позарез нужны. Я хочу заниматься многим: самому снимать кино, ставить спектакли. Я сам спродюсировал несколько короткометражек, в них же снялся. Поэтому прихожу на кастинги и удивляю режиссеров вопросом: «А вы кто?» Многим это не нравится, они брыкаются, мол, это же вы ко мне на кастинг пришли. Но и я тоже хочу понимать, с кем и как я буду работать. Это пришло с опытом, ведь у меня было достаточно фильмов, которые я не советую смотреть, даже понимая, что я выкладывался. Но общий итог, сама картина, не получилась. А насчет именно рейтинга Kino-teatr.ru, то тогда вышел фильм «Гагарин. Первый в космосе». Думаю, это связано с этой широкомасштабной ролью.
Поколение за поколением с 1961 года мечтают стать вторым Юрием Гагариным. И тут Ярослав Владимирович на экране перевоплощается в первого человека в космосе. Вы считаете роль Гагарина подарком судьбы?
Скорее, тестом судьбы. Я никогда в жизни не думал и не мечтал, что меня могут даже попробовать на роль Гагарина. Когда меня утвердили, я сыграл и потом получил отклики людей, знавших Гагарина, то понял, как мне будет сложно двигаться дальше. Во мне ищут идеальное внешнее сходство с первым космонавтом, чего нет. И внутри я не Гагарин, а только тот, который хотел быть на него похожим. В отличие от Гагарина во мне есть другая жесткость и другое добродушие.
Значит и биографию героя читали?
Не то что читал, жил и спал с этими книжками! Я ездил к нему на родину, в деревню Клушино; в Саратов, где он учился, откуда его стремление летать рождалось; в Оренбург. Сложность была и в том, что видео- и аудиоматериалы о Гагарине сняты после его приземления. События были реконструированы: как они играли в футбол до полета, какую музыку слушали. Мне нужно было понять: а каким Юрий Алексеевич на самом деле парнем был?
С его дочкой Еленой Юрьевной у меня была единственная, совершенно феноменальная встреча. Она подошла ко мне сразу после премьеры, причем за ней ходила целая свита репортеров, которая нас окружила, и мне стало неловко. И тут она протягивает мне руку, жмет и говорит: «Спасибо! Вы большой молодец, но я видела, как вы волновались в работе над ролью». Для меня это прозвучало бальзамом на душу. И волею судеб сейчас я каждый месяц езжу в город Гагарин – у меня там своя театральная студия.
Почти все трюки в фильме «Гагарин» Ярослав Жалнин выполнял самостоятельно
На съемках вы залазили в центрифугу?
Все трюки, кроме прыжков с парашютом, я делал сам. Меня настолько запугали перед тем, как я сел в центрифугу, что если что-то пойдет не так, сердце начнет колотиться больше, чем надо, если не смогу вовремя на кнопку нажать, что я выполнял все идеально. У меня датчики висели везде: и на ушах, и на шее, и на спине, и на пальцах. Я впервые в жизни приехал на съемочную площадку на час раньше группы, медкомиссия провела мой осмотр от и до. Когда я начал крутиться в центрифуге, то это оказалось таким экстремальным аттракционом. Я на таком давным-давно в парке Горького катался. Но крутили меня не как Гагарина на отметке 10G, а на 3-4G. И режиссеру даже не хватило деформации моего лица, поэтому притащили трубки со сжиженным воздухом, струи от которых я сам направлял.
А самолет я так водить и не научился (улыбается).
Страшно?
Первый раз было безумно страшно. Я же привык медленно взлетать на боинге или аэробусе, а эти самолеты сразу отрываются и мгновенно набирают скорость, а вниз парят так резко, что ты сразу вспоминаешь всю свою жизнь. Моими первыми словами в этом самолете были «мама, мама!». Самолет выполнял разные фигуры – и бочку, и свечку, и крутился вокруг своей оси, а я упирался руками в потолок кабины. И потом убирал руки, когда понимал, что Гагарин так сделать не мог (смеется). Так что первый дубль можно было и не смотреть, а всего пришлось сделать три дубля, и в конце я уже кайфовал от ситуации.
Хотя самым сложным трюком во всем сериале было подтягивание. Я спортивный, умею подтягиваться, но тут из дубля в дубль это нужно было делать, общий план, средний. И на третий дубль подтягиваешься 30 раз, а это уже тяжело. И внизу садились рабочие, которые меня подталкивали наверх, потому что сил уже не хватало.
Для того чтобы улыбка получилась «гагаринской», актер специально тренировался
Улыбке Гагарина могут позавидовать многие голливудские звезды. А как вам удалось ее воспроизвести?
Я взял все его фотографии, видео и повторял его мимику, жесты. У него уголки рта все время были подняты наверх, поэтому я чуть-чуть поднимал уголки губ. У него в улыбке видны определенные зубы, так что я технически выстраивал процесс улыбки.
Вы хотели быть похожим на Гагарина чем-то?
Да, конечно. Его образ дал мне большой толчок не только в творческой жизни, но и в личной. Он был честным, открытым конкурентом среди космонавтов, которые не полетели. По их судьбам видно, что закрадывалась какая-то маленькая, но обида, даже злость, что они не полетели. А Гагарин благородно был готов отдать эту роль первого космонавта. Вот это я хочу привить – благородно конкурировать, несмотря ни на что.
А где сейчас снимаетесь?
В производстве находится фильм «Трагедия в бухте Роджерс» про полярную станцию. Снимали в экспедиции, самой экзотичной в моей жизни, – на Чукотку. Действие происходит в 1934 году, морской инспектор приезжает разузнать о самоубийстве и попадает в череду событий, в ходе которых ему приходится испытать и свою судьбу, и людей спасти. Я, кстати, там научился кататься на собачьих упряжках, работал каюром, управлял камчатскими хаски и дворнягами. Больше всего меня поразило, что они знали две команды: «вперед!» и «домой!». Если они не расслышали чего-то, то просто едут домой. И на съемках в кадр въезжает повозка, меня еще нет, а собаки слышат «мотор!», им кажется, что «домой», и они бегут на базу на расстояние 30 км. В общем, без приключений не обошлось.
Актер признается, что вырос на боевиках с Жан-Клодом Ван Даммом, Сильвестром Сталлоне, Арнольдом Шварценеггером
Вы успели сменить четыре театра. Чем вас как киноактера вдохновляет сцена?
Первые три театра дали мне понять, что нужно работать в четвертом. В трех театрах – Моссовета, Станиславского, Немировича-Данченко – у меня была контрактная работа и неполная занятость. Но главное, что я вынес из этого опыта, – то, что не хочу служить в репертуарном театре. А когда я попал в театр Булгакова, то понял, что именно это место я и искал. В нем для меня столько возможностей: можно делать заявки на новые спектакли, предложить свои проекты. И меня это вдохновляет.
В этом молодом театре нет худрука, его заменяет худсовет. Я принес в театр Булгакова свой студенческий спектакль, мы сделали несколько проектов, где в интерактивном режиме общаемся со зрителями. Для меня кино не может существовать без театра, в котором я поддерживаю импровизационный, творческий тонус.
Как пришла идея театра для незрячих детей?
В 2012 году от одного незрячего человека поступило предложение кому-либо из коллектива нашего театра Булгакова записать аудиосказку. Мы собрались и стали думать, что мы сами можем петь, озвучивать птиц, реки, сверчков, вьюгу. А перед записью сказки решили проверить на настоящих незрячих и слабовидящих детях. Спектакль мы анонсировали как эксперимент и к звукам добавили запахи и тактильные ощущения. Например, вот шляпа – и все трогают шляпу. Первый раз к нам пришло 20 таких детей. Они весь спектакль молчали, мы было решили, что всё, полный провал. И в финале встает мальчик и говорит: «Теперь я знаю, что такое театр 5D». Так мы доработали свой первый спектакль для незрячих детей «Вольке» – по-немецки «удача». С этим спектаклем мы объездили уже 24 региона. Сначала для театра это был обычный благотворительный проект под названием «Спектакли-невидимки». Но благодаря широкому резонансу у нас появились спонсоры – «Мегафон», фонд Алишера Усманова.
По признанию самого актера, кино не может существовать без театра
Сейчас мы ставим спектакль для незрячих взрослых «Чучело» по произведению Владимира Железникова. Я выступаю режиссером-постановщиком.
Есть ли у вас фильм, который вы пересматриваете в грустном и веселом настроении?
Наверное, череда фильмов. Я вырос на боевиках с Жан-Клодом Ван Даммом, Сильвестром Сталлоне, Арнольдом Шварценеггером. Они меня заряжали желанием быть актером. Я фантазировал, как я бы дрался, стрелял, как бы говорил злодеям фразы типа «I’ll be back». В более сознательном возрасте меня впечатлил «Джерри Магуайэр» с Томом Крузом. И сколько бы я этот фильм ни пересматривал, он меня заставляет переживать. Вообще Том Круз – один из моих любимых актеров. Еще – Джек Николсон. Попробуй его повторить! «Полет над гнездом кукушки» – одна из моих любимых актерских подач, которая мне позволила на роль смотреть иначе, не играть буквы, а так, чтобы зритель себе еще что-то домысливал.
Люблю фильмы, которые заставляют плакать. Очень понравился «Горько», из картины «Географ глобус пропил» я даже цитаты заучивал, потому что пересматривал несколько раз. Хабенский – тот актер, за которым интересно следить. Он – крутой.
Дайте свое определение кино.
Кино должно удивлять.