Наверх
2232

Оксана Бондарчук
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Режиссер фильма «Кроткая» Сергей Лозница: «Мой фильм адресован не Путину»

На 70-м Каннском кинофестивале сегодня, 25 мая, состоялась премьера второго российского фильма – драмы Сергея Лозницы «Кроткая». Главная героиня не получает вестей от мужа, который сидит в тюрьме, и едет к нему, чтобы передать посылку. На режимном объекте кроткая женщина встречает бывших заключенных, пьяниц, испражняющихся на стол, горе-правозащитников, воров в законе, распевающих шансон, проституток, несчастных жителей русской глубинки. Украинский режиссер, который учился в московском ВГИКе, а сейчас живет в Германии, поместил героев своей новой ленты в современную Россию, однако Сергей Лозница рассказал Tricolor TV Magazine, что произвол может случиться в любом государстве, просто Россия ему знакома лучше всего.

премьера, триколор, тв, журнал

Премьера драмы Сергея Лозницы «Кроткая» состоялась на 70-м Каннском кинофестивале

Сергей, вы сказали, что «ненавидите произвол», действие фильма происходит в России. Расскажите, как и где вы «копили» эту ненависть.

Ненависть не копится, это чувство, которое рождается в ответ на то, что происходит вокруг. Как вот сейчас, например, меня очень трогает ситуация с «Гоголь-центром» в Москве, с Кириллом Серебренниковым (В известном театре провели обыски в связи с делом о хищении – Ред.). Это ужас, что происходит! Вот это как раз демонстрация такого произвола. Я хотел бы выразить солидарность с Кириллом Серебренниковым, как и многие актеры и режиссеры сейчас в России. Но не нужно думать, что эта ситуация уникальна для конкретной страны. Эта ситуация существует и может вспыхнуть всюду, где есть государство, то есть почти всюду. Во всех местах, где государство начинает покушаться на частную жизнь человека, человек должен защищаться, иначе он пропадет. Разные страны отличаются не структурой, а степенью свободы, которая дается частной жизни. Да, место действия фильма – современная Россия, но просто я прекрасно знаю это пространство, оно продолжает все те же традиции Российской империи, Советского Союза, в фильме даже есть отсыл к Ивану Грозному (звучит опера «Царская невеста» Римского-Корсакова). И ничего не меняется. Мне помогает вся эта напластовавшаяся русская культура, литература, музыка, вся эта традиция. Я задавал себе вопрос, могу ли я в Украине снять такую картину. Знаете, почему нет? Потому что в Украине нет украинского криминального шансона.

Фильм больше документальный или художественный?

Если вы хотите узнать, знакома ли мне подобная ситуация, знаю ли я таких людей, которые сидели в тюрьмах, то, очевидно, что да, все мне знакомо. Некоторые истории я слышал еще в 1984 году, некоторые узнал после. История про руку и расчлененку, которую слышит героиня в фильме, я, например, сам слышал в автобусе из станции Яхрома до города Яхрома. Женщины ее спокойно друг другу рассказывали. На протяжении жизни в какой-то степени это все откладывается и потом выскакивает вдруг такой сценарий.

В финале фильма, где происходит своего рода политическое заседание и суд над героиней ленты, многие герои судилища одеты в украинские вышиванки. Это критика коррумпированной власти в Украине?

Я не имел конкретного адреса в данном случае, и там есть национальная одежда разных славянских народов – белорусских, русских, украинских и так далее.

премьера, триколор, тв, журнал

Сергей Лозинца на Каннском кинофестивале 

Есть ли в фильме отсыл к конкретным фигурам в политике, к Владимиру Путину?

Мы всегда совершаем ошибку, когда адресуем все проблемы в сторону конкретной личности. Одна из тем фильма – тема нашей ответственности за то, что происходит. Именно поэтому в «Кроткой» есть специальная сцена застолья, которая похожа на все властные встречи с представителями народа. Народ сам создает эту власть на том месте, где пустота. И сам потом не несет за это никакой ответственности. Мне интересно устройство власти в этом пространстве. Вы не задавали себе вопрос, почему собирается народные фронт перед выборами, почему звезд собирают, чтобы агитировать за кандидатов, – да потому что они же делегаты от народа. Это вопрос ответственности каждого из нас за происходящее, за наш выбор.

Фильм идет 2,5 часа – не каждый зритель способен выдержать такое длительное повествование. Не было желания сократить картину?

Я вынужден был сделать ее даже короче, чем хотел! Боролся с собой. Для меня этот фильм длится ровно столько, чтобы выразить то, что я хотела выразить.

Что именно выразить? В чем основной посыл «Кроткой»?

Хотите, чтобы я за вас проделал эту работу, размышлял? (Смеется – Ред.) Нет, вы сами должны через переживание это понять. А то, что я вложил в эту картину, я пойму потом.

Это звучит так, словно я ухожу от ответа, но на самом деле это так и происходит – мы не всегда понимаем, что делаем сразу, как будто делаем это на автомате, вот выскакивает сценарий, становится фильмом, и истинный смысл мы понимаем потом.

премьера, триколор, тв, журнал

Кадр из драмы Сергея Лозницы «Кроткая»

Почему именно сейчас вы обратились к этой теме жертвы и палача, тюрьмы и свободы?

Я эту картину я задумал, еще когда мы снимали «Счастье мое», когда возвращались с последнего дня съемок. Написал только сейчас, а создал, благодаря сотрудничеству 7 стран! Не потому, что у нас такой большой бюджет, просто отовсюду по чуть-чуть брали. Представляете, как было тяжело продюсерам все организовать.

В фильме снимались как профессиональные актеры, так и много любителей. Как вы нашли главную героиню, легко ли было работать с не актерами?

Когда в 2009 году я был в Екатеринбурге, то был сильно впечатлен театром Николая Коляды. Я влюбился в актеров этого театра, и когда начал снимать «Кроткую», то позвал из этого театра около десяти актеров. Всего в фильме снялись около 100 актеров (актерами я называют тех, кто говорит в ленте хотя бы одно слово). Из них 26 – профессионалы, все остальные – непрофессиональные актеры. Я люблю работать с людьми, которые имеют потенциал сниматься, от них можно добиться удивительных результатов. Что касается главной героини – актрисы Василины Маковцевой, то ее лицо я увидел в одном фильме и запомнил, так как сразу подумал, что это лицо женщины, которую я хочу снять в «Кроткой». В какой-то момент я вспомнил, что я видел это лицо в театре Николая Коляды!

Многие говорят об украинском кино в Каннах, но фильм снят на русском языке и повествует о России.

Я обязательно сниму свой украинский фильм в следующем году.



ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.