Антон Щукин, сценарист, продюсер Good Story Media: «Телевидение – это всегда вчерашний день»
6 февраля на ТНТ вышла очередная громкая премьера – сериал «Адаптация» со звездным составом актеров: на экране мы увидим Леонида Бичевина, Евгению Брик, Юрия Стоянова, Александра Ильина, Нелли и других. Эту комедию об американском шпионе в «Газпроме» сняла команда продюсерской компании Good Story Media, которая подарила телезрителям «Физрука», «Ольгу», «Реальных пацанов», «Восьмидесятые», «Сладкую жизнь» и многие другие проекты. Tricolor TV Magazine поговорил с Антоном Щукиным, сценаристом и продюсером, одним из трех основателей Good Story Media, о том, как снимали «Адаптацию», какие сериалы ближе российским зрителям и какой ценз проходят сценарии прежде, чем они воплощаются в телепроекты.
Один из основателей Good Story Media Антон Щукин
«АДАПТАЦИЯ» и «ГАЗПРОМ»
Как родилась идея снять комедийный шпионский детектив «Адаптация»?
Это очень запутанная история, в которой сложно обозначить место и время, где родилась эта идея. В тот момент мы рассматривали несколько идей и постепенно подобрались к истории со шпионом и нам показалась, что это могло бы быть интересным. Потом уже придумалось, что он внедряется именно в «Газпром» и вся эта история противостояния внутри – и тогда мы уже были уверены в том, что это наша история. Понимаете, если мне не изменяем память, мы в принципе пытаемся генерить какие-то новые сюжеты и идеи, Good Story Media всегда интересовали острые, взрослые истории.
Но ведь ролик «Адаптации» был показан еще пару лет назад – работа над сериалом длилась так долго?
Да, мы сняли пилот, потом дописывали около года и затем год снимали. Мы опередили время, потому что мы эту историю придумали давно и отсняли год назад. И тема становится просто все более актуальной.
Съемки начались в лютую зиму, в Мурманске, в поселке Ловозеро. Мы там жили месяц. Изначально у нас была мысль привезти оленей снимать в Москву, но потом выяснилось, что животные не смогут пережить переезд. А без них никак, потому что в «Адаптации» история развивается, как в вестерне, и в какой-то момент появляются колоритная составляющая этой истории – появляются ненцы.
Как проходили переговоры с «Газпромом» об условиях использования названия корпорации в сериале?
Как сценарист я больше всего я не люблю, когда в сериале придумывается новый мир – специально придуманный журнал, например. Мы хотели показать историю в реальности, потому что ТНТ – это штука реальная. Вообще ТНТ олицетворяется с каналом, который дружит с иронией. Являясь частью медиа-холдинга «Газпрома», нам казалось, что мы сможем договориться, ведь так круто уметь рассказывать про себя. «Газпром» у нас, конечно, дает огонь! Но был и запасной вариант – какой-нибудь «Росгаз». И огромное спасибо всем, кто участвовал в том, чтобы мы договорились с «Газпромом».
Сериал «Адаптация» – истории людей, но не компаний
Важно ли обличать в комедийной форме тему шпионажа и «холодной войны»?
Я не люблю глобальных тем, свожу все к личным драмам. В «Адаптации» мы пытались рассказать личные истории людей в новой исторической реальности, а не историю компаний, не историю противостояний. И когда зрители увидят первые серии «Адаптации», это им станет понятно. Мы, конечно, не соотносим с классическим русским романом, но в «Войне и мире» Льва Толстого тоже большие исторические события – лишь фон драмы конкретного человека.
Сериалы Good Story Media всегда отличались не только оригинальными идеями, но и крепкой музыкальной составляющей. Расскажите о саундтреке к «Адаптации».
Точно могу сказать, что будет перчинка! В самой заставке к сериалу мы переделали песню группы «Любэ» «Не валяй дурака, Америка» – она у нас в электронной версии со шпионскими темами. Также много национальной фольклорной музыки, которая знакомит нас с ненецкой культурой, например, используется музыкальный инструмент варган. Прямо скажем, мало, кто слушает такое в прайм-тайм да еще и на больших каналах. И еще будет представлена музыка, скажем так, маленьких российских городов. У нас просто прекрасный музыкальный продюсер, Дмитрий Ланской, у которого есть свой коллектив, но он и придумывает звук для наших проектов, почти всех. Музыка ведь неотрывна от произведения.
ЗАТРАТЫ И ИДЕИ
«Адаптация» для Good Story Media – очень затратный проект с финансовой точки зрения?
Не больше, чем «Физрук» (прим. ред. – самый дорогой проект Good Story Media), я не могу сказать, что бюджеты разительно отличается. «Адаптация» – это качественный, недешевый праймовый сериал. Если его будут смотреть, то тогда мы будем существовать в приемлемых бюджетах, если нет – тогда это дорого.
Сериалы с оригинальной идеей о жизни в России вызывает больший отклик у наших телезрителей, нежели адаптации популярных зарубежных проектов?
К адаптациям я положительно отношусь, но это вообще отдельный вид творчества: совместить первоначально заморскую идею, докопавшись до нее, и сделать ее по-русски. Это нелегко. Нам это удалось, наверное, только однажды: большой хит случился с выходом «Ворониных». На «Ворониных» мы учились, для сериала мы написали 100 оригинальных серий, которые сейчас продаются по всему миру. Но со временем ты развиваешься, как сценарист, и хочется писать уже свое.
Антон Щукин также является продюсером сериала «Гражданский брак»
С чем вы связываете успех проектов Good Story Media?
С талантливыми и упертыми людьми, которые делают эти проекты. Нам удается собирать такие команды. И еще мы стараемся делать добрые продукты – для нас это очень важная задача. А большое желание ТНТ участвовать во всем этом очень помогает, потому что без них, конечно, было бы намного сложнее.
Прислушиваетесь ли вы к критике? Кого их цензоров уважаете?
У нас есть внутренняя система критики, и любой проект – это прежде всего обсуждение среди нас. Сначала идея проходит тройной фильтр Good Story Media, как у Змея Горыныча. Потом мы советуемся с Александром Дулерайном, большим авторитетом для нас, он для нас мировой судья. А также есть критические взгляды тех, кто соглашается сниматься у нас – приходит Стоянов или Нагиев – это очень высокий уровень актеров. Мы понимаем, что заинтересовали их не только финансами, так как не являемся самым в данном случае привлекательной рыбой для них. Мы стараемся привлекать идеей. Пока получается.
Верно ли сегодня мало хороших авторов в России?
У нас в принципе будет всегда нехватка авторов, режиссеров, актеров, а вот продюсеров у нас много. Это правда. Потому что это большой труд, а у нас такое не в чести. У нас мало людей, которые хотят учиться. Лень – это часть России. Ну и второй момент – мы не такая большая часть киноиндустрии в мире, мы остаемся локальным рыноком. И мы в какой-то степени ограничены. Но, тем не менее, звездочки иногда появляются.
Как к вам попадают хорошие сценарии?
Я всегда даю один и тот же совет: самое главное – не удивить нас, а удивить себя, когда пишешь. Достучаться до Good Story Media очень просто – у нас есть ящик, который всегда читаю я и другие продюсеры. Но проблема в том, что мы часто видим идеи, которые неплохо сделаны, но они пустотелые, форма у них есть, а смысла нет. Мы пытаемся докопаться – что же человек хочет рассказать для самого себя и что хочет донести до других людей. Мало сценариев, в которых ярко видна такая некая призма человека на реальность, в которой он живет. А отражения реальности – самое важное. Пока небольшое количество сценариев, которые прошли эти фильтры. Бывают периоды, когда почти все сценарии попадают в одну и ту же струю – вот сейчас, к слову, валом приходят сценарии про контакты с инопланетянами. Некоторое время назад были истории про вампиров, до этого – хипстерские темы, про зомби, про супергеройские способности.
Смотрите сериал «Адаптация» с понедельника по четверг в 20.00 на ТНТ
Какие вы смотрите фильмы, сериалы и телепроекты? Что посоветуете нашим читателям?
Остаюсь в восторге от сериала «Молодой папа» Паоло Соррентино. Этот сериал – абсолютное творчество, художественное произведение. Для меня он даже лучше, чем оскароносная лента режиссера Соррентино «Великая красота» или его прекрасный фильм «Молодость». Понимаете, еще недавно я отчасти страдал, потому что телевидение – это вчерашний день всегда. Потому что все, что ты делаешь – это хорошо сейчас, чуть–чуть хорошо – завтра и уже никогда – послезавтра. То есть это постоянно исчезающее творчества.
Да творчество ли? Это гнетущее ощущение, что сейчас посмотрят и потом забудут, страшило меня – будто гоняешь себя в бесконечном маховике. После просмотра «Молодого папы» появилась надежда: наверное, надо двигаться дальше, ведь Соррентино снял его в 45 лет. И есть шанс, если ты не сложишь ручки, что сможешь сделать тоже. Из отечественных фильмов – «Место встречи изменить нельзя», я большой его фанат. Из последних американских сериалов, которые я безотрывно и жадно смотрел – это «Во все тяжкие» – это классика для сценариста с драматургической точки зрения. Я очень люблю скандинавские сериалы – «Мост», «Убийство». Из комедий – это «Офис», проекты Чака Лорри «Теория большого взрыва», «Два с половиной человека».
О сериале «Адаптация»:
Комедия о том, как американский шпион внедрялся в «Газпром». Сюжет: Американский агент ЦРУ Эштон Айви отправляется в Россию, чтобы под видом молодого специалиста газодобывающей отрасли Олега Меньшова устроиться в «Газпром» и выведать секрет новой технологии добычи газа. Агент свободно владеет русским языком, отлично ориентируется в истории и культуре России. Совершенно не понимает русский менталитет. Характерно абсолютное отсутствие знаний в ключевых бытовых вопросах: зачем русские выбивают палкой ковер на морозе, ныряют в прорубь при минусовой температуре и засовывают стакан в подстаканник. В случае успешного выполнения операции агент Айви рискует навсегда потерять Марину – русскую девушку, в которую безоговорочно влюблен.
Место действия: Россия, ЯНАО г. Ноябрьск
Время выхода: 6 февраля, 20.00, ТНТ
17-серийный сериал снял режиссер Федор Стуков. В ролях: Леонид Бичевин, Артур Бесчастный, Евгения Брик, Анастасия Дубровская, Юрий Стоянов, Александр Ильин, Александр Назаров Нелли Уварова, Алексей Базанов, Андрей Бурковский.
Фото: ТНТ