Актриса Алиса Гребенщикова о жесткой домашней цензуре и советах отца
Ее фамилия ей к лицу. Рыжеволосая и озорная Алиса Гребенщикова в жизни барышня вдумчивая и серьезная. В ней явно проступает питерская порода, интеллигентность и интеллект. Она успевает быть разной. Ведет программу на телеканале «Мама». Снимается в кино. Участвовала в «Танцах со звездами». Занимается продюсированием. Занята в поэтических проектах. Воспитывает сына.
На Алису всегда обращали больше внимания из-за папы – Бориса Гребенщикова
Алиса, правда, что в начале карьеры вас не воспринимали как романтическую героиню, и когда вы поступали в институт, то прошли именно в образе Пеппи Длинный Чулок?
Да, правда. Меня и сейчас не воспринимают как романтическую героиню. И совершенно справедливо. Людям проще встречать по одежке, реагировать на внешний вид. Действительно, у меня своеобразная актерская природа, своеобразная внешность. Я жизнелюбива, и, что бы я ни делала, это чувствуется. Самая простая дорога – отправить меня на роли веселых непоседливых девчонок. Это понятно, тем более при обилии красивых девушек, которые существуют в нашей индустрии – им сам Бог велел играть романтических героинь и страдать.
Удалось ли вам преодолеть этот стереотип?
Я не занималась преодолением стереотипов, я просто делаю, что мне хочется. Это очень важно: я никому ничего не доказываю. Это бесполезно, незачем тратить на это время, не надо думать, кто и как тебя воспринимает. С тех пор как я начала сниматься в 19 лет, многим кажется, что мне и сейчас 19. До недавнего времени все еще предлагали роли героинь, которые на 10-15 лет меня младше. Но это уже невозможно – даже если я и выгляжу моложе своих лет. Существует возрастная пропасть между мной и следующим поколением, я не вижу для себя смысла играть таких молоденьких девушек. Меня волнуют совсем другие вопросы. Еще из-за того, что я ушла в поэтическую сторону, в книжки, в строгость, проявилась вся моя петербуржская природа, которая дремала долгое время. И сейчас, когда мы оказываемся с артистками, которые младше меня на 10 лет и воспитаны по-другому (в том числе и актерски), становится очевидно, что между нами – миры. А в кино обязательно должен быть ансамбль. Со мной же ансамбль довольно трудно сложить.
Какое-то время я из-за этого расстраивалась, но что теперь поделать, это данность.
Как вы распределяете время между проектами – вы довольно часто появляетесь в телевизионных проектах, есть театр, а теперь и ваши собственные спектакли…
Телевизионных проектов практически уже нет. «Танцы со звездами» стало небольшим исключением, оно связано только с тем, что я очень люблю танцевать. Танец – как форма выражения. Я очень люблю балет, современную хореографию, с удовольствием всегда смотрю. И минувшей осенью я все время просила: «Господи, ну пожалуйста, пошли мне какой-нибудь проект, в котором я могла бы легально посвящать время танцам. Мне очень хочется, мне нужно, чтобы накопившаяся энергия уходила через движение, через танец. Чтобы я совпадала с музыкой, могла в нее нырять. И вот появились «Танцы со звездами», очень любопытный опыт. Я как раз не очень люблю телевизионные проекты, прямо скажем, чувствую себя в них чужой. Там царят законы индустрии, которые мне совсем не нравятся.
Алиса Гребенщикова в фильме «Человек в футляре, человек в пальто и человек во фраке»
От каких предложений вы отказываетесь?
Я в какой-то момент стала очень часто отказываться от однотипных проектов, в которых мне предлагали роли веселых разбитных разведенок с кудрями, громогласных, простоватых. Потому что их было больше, чем мне хотелось. И еще не хочу работать ведущей на телевидении, где мне предлагают эксплуатировать этот образ. Это еще хуже для меня, потому что одно дело, когда ты можешь прикрыться ролью, а другое – когда тебя выдают за какого-то дерзкого недалекого человека, который не имеет со мной ничего общего. Я своенравная, но не дерзкая, а это разные вещи.
Могу сказать, что для меня идеальный формат был – программа «Хочу знать!», в которой я работала с Михаилом Ширвиндтом. Я ее просто обожала – за возможность путешествовать, за возможность самообразования, за интересных людей вокруг. Самообразование для меня очень важно, я задумывалась о том, чтобы еще где-то поучиться, но потом поняла, что обучаюсь благодаря своей работе, добираю опытом. Мне очень жалко, что программы больше нет, что она оказалась не нужна российскому телевидению – это просто ужасно.
А еще ужасно, что в наших книжных магазинах не найти очень важных книг. Я сегодня зашла в книжный магазин, хотела понять, как давно издавался дневник Тани Савичевой, школьницы блокадного Ленинграда. Оказалось, что его нет в книжных магазинах. Ну ладно, буду искать его в библиотеках, еще где-то. А где прекрасные стихи Юлии Друниной? Их тоже нет. Не переиздаются стихи, в книжных магазинах очень слабая поэтическая линейка.
В первом «Ледниковом периоде» Алиса Гребенщикова участвовала, находясь в ожидании ребенка
А вы сама пишете стихи?
Нет. Иногда я пишу рифмованные эсэмэски, но это далеко от поэзии, они не представляют ни малейшей художественной ценности. Я, скорее, исследователь и транслятор – вот это мое. Но я не автор.
В некоторых проектах вы – как стойкий оловянный солдатик. Например, в «Ледниковом периоде» участвовали дважды. Как вы решились, еще и будучи беременной?
Да, в первый раз я была беременной, а когда второй раз участвовала – с маленьким ребенком. Еще и снималась в другом городе. Но вообще-то мне всегда надо прыгнуть выше головы, я люблю заставлять себя…
Вы часто бываете довольны собой?
Я не задумываюсь, честно говоря, об этом. Я оцениваю проделанную работу: как прошло мероприятие, спектакль, делаю для себя выводы. А собственную жизнь – нет, не оцениваю.
Фильмография Алисы Гребенщиковой насчитывает свыше 60 картин
Какая из недавних работ вам была интересна?
Недавно как раз вышел любопытный проект на ТНТ – «Бедные люди». Это ситком по жанру, «чисто питерская комедия», как называют ее сами создатели. Главный герой – писатель, живущий в коммунальной квартире. Его соседи – любопытные персонажи. Юмор там мрачноватый, но мне очень смешно. Я играю одну из главных ролей, жену главного героя. С удовольствием снималась в этом сериале. Для меня эта роль – шаг в сторону, потому что моя героиня – очень строгая, язвительная, суховатая. Строит всех, управляет всеми. Вначале мы снимали пилот, и только через полтора года начались съемки. Как я потом узнала, во время пилота сценаристы наблюдали, как себя ведут актеры, что они обсуждают, и немного переписали мою героиню, сделали более объемной роль…
Это не в первый раз происходит с вашими героинями – так было, например, с вашей ролью в фильме «Водитель для Веры»…
Да. Моя героиня Ксения – хороший управленец. Оказывается, когда у нас были съемки в большом загородном доме, сценаристы обратили внимание, что я обсуждаю, как отапливается этот дом, сколько в нем котлов. Им было странно, что актрису заинтересовала система отопления, как это устроено – вроде бы совершенно бытовая тема. Но они поняли, что не ошиблись с Ксенией, и она стала интересней.
Удается посмотреть себя в телевизоре? Или отснялись – и всё, пошли дальше?
Обычно не удается, но с «Бедными людьми» получилось увидеть пару серий. Посмотрели дома вместе – с мамой, подругами. Сын хохотал в самых неожиданных местах, хотя вообще-то у нас ротация «16+». Иногда в 7 лет безопасней смотреть, чем в 13 лет.
Сын Алисы, Алексей, в свободное от других дел время любит смотреть детские каналы с мультфильмами
Есть ли у вас фильм, который вы пересматриваете под Новый год или когда плохое настроение?
Раньше я бы легко ответила на этот вопрос. Но сейчас я поняла, что ничего не пересматриваю. Я вообще мало смотрю фильмы. На сериалы нет времени, тем более искать в Интернете и что-то скачивать. В дороге я предпочитаю поспать лишний раз или почитать. Но есть несколько балетов, которые я очень люблю пересматривать – например, «Лебединое озеро» Мэтью Боурна, там красивая хореография, и могу смотреть его бесконечно.
Наверное, в разные периоды жизни вы по-разному воспринимали свою фамилию. Приходилось ли доказывать, что вы – самостоятельная личность?
Конечно, ко мне всегда было повышенное внимание. В этом есть и плюсы, и минусы. И спрашивали с меня гораздо больше всегда, и негатива больше, но сейчас мне никто не напоминает о моей фамилии, кроме журналистов. На улице могут подойти люди и сказать: «Передайте привет своему папе, мы его очень любим». Это очень приятно, в этом я не вижу ничего плохого. Ведь тебе и твоей семье желают добра – разве это может раздражать?
Давал ли вам отец советы, которые бы вам помогли в профессии?
С тех пор как у меня появились свои проекты – поэтические спектакли, я стала советоваться с папой. По самым разным вопросам – этическим, финансовым и другим. Я смотрю, как он общается с людьми, и тоже многому учусь. Меня даже папа как-то спросил: «Почему ты так внимательно слушаешь?» А мне просто интересно, я впитываю что-то для себя, я вот так учусь. Это не только отца касается. Мне интересно наблюдать, как работают крупные телевизионные продюсеры, как они строят отношения с людьми, насколько они дипломатичны или категоричны. Все по-разному делают телевизионные шоу: какие-то продюсеры вникают во все тонкости, другие – нет. Я искала для себя какую-то ролевую модель.
Алиса ведет авторскую программу «Город для детей» на телеканале «Мама»
Вы теперь больше видите себя продюсером?
Так складывается, что мне стали предлагать ставить спектакли. Но это не крупные работы, не производство. Мое поле – это маленькие камерные спектакли, штучные. Каждая работа требует большого погружения. Я делала для Третьяковской галереи на Крымском Валу работу про Зинаиду Гиппиус – из цикла «Амазонки поэзии». Я много читала про Гиппиус, думала, с какой стороны к ней подойти. Сейчас готовлю Ахматову, тоже ищу, что сказать про нее интересное. Читаю, у меня в голове крутятся мысли, все это живет со мной.
Отношения вашего сына с телевизором как-то регулируете?
Да. У нас жесткая цензура... Он смотрит только детские каналы с мультипликационными фильмами, иногда – зарубежные. Но в основном это российское телевидение. Мне очень нравится современная российская мультипликация – мультики познавательные, сделаны с хорошим юмором. Кстати, в Петербурге много делают интересных сериалов. Он с утра смотрит, когда в школу собирается, и вечером, когда есть время после тренировок. А электронные гаджеты у него только в выходные дни. Хотя на них тоже немного времени остается…
Гордится ли он своей мамой?
Конечно! Я же озвучивала мультфильм «Кунг-фу Панда». Мой рейтинг заметно поднялся (смеется).
Фото: aliceworld.ru