Актер Илья Шакунов о сериале «Один против всех», попкорне в театре, пользе артхаусного кино и любимом партнере
Льдистая романтика голубых глаз актера Ильи Шакунова запомнилась кинолюбам еще в фильме «Женская собственность». Потом были «Антиснайпер» и «Умножающий печаль», «Монтекристо» и «Смерть шпионам. Скрытый враг». А сейчас на канале НТВ стартовал показ сериала «Один против всех», и снова интригующие приключения героя Шакунова растревожат интерес телезрителей…
Илья Шакунов в сериале «Один против всех» сыграл одну из главных ролей
Сериал «Один против всех» – это жестко криминальная история или скорее философская?
Назвать его чисто криминальным язык не поворачивается. И то, и другое. А как долго, долго снимали и как долго ждали! Сменилось три режиссера, четыре времени года, были огромные паузы, остановки в съемках. Так что все было за период съемок этого сериала. И для меня «Один против всех» – это не только телесериал, это философская притча, как в России можно снимать кино. Во многом, благодаря Владимиру Виноградову, последнему режиссеру этого проекта, этот фильм можно смотреть с большим интересом.
Ваш герой подполковник Ганецкий оказывается в гуще сложных событий города Приморска, прибыв из Москвы. Что позволяет ему быть уверенным и отважным?
Он скорее самоуверенный человек. Очень уверенный в своих действиях, в той силе, которая стоит за ним. И это позволяет ему быть для каких-то персонажей отважным и в чем-то правильным. Этим он пользуется. Но его действия продиктованы совсем не чувством справедливости и долга. И к финалу все встает на свои места.
На съемках сериала вы снимались со своим однокурсником Михаилом Пореченковым. На притирку не пришлось тратить время? С ним легко работалось?
Да мы как будто и не расставались. Мне кажется, что мы продолжаем существовать с ощущением, что мы – один курс и не расходились в разные стороны, хотя и живем в разных городах и прошло уже более 20 лет: Костя Хабенский, Миша Трухин, Ксения Раппопорт и другие. Так что нет, не приходилось притираться. Конечно, это связано с мастерской, где мы учились. С теми, благодаря кому мы научились «дышать в одну сторону», и продолжаем это делать.
Михаил Пореченков на съемках телесериала «Один против всех»
Из пережитых вами в кино профессий какая вам категорически не близка?
Как ни странно, но профессия военного. Я – человек очень далекий от этого типажа, да и в армии не служил. Наверное, поэтому мне эти роли постоянно предлагают (смеется). Хотя порядок, дисциплина и планирование – это мое второе я, потому что по-другому в этом мире выжить сложно.
После таких ролей, как иеромонах Илиодор в «Григории Р.», переосмысливаешь жизнь? С вами такое произошло?
В некотором роде на многое открываются глаза или какие-то грани. Мне кажется, стоит пробовать в ролях, которые тебе предлагаются, открывать себя... Не знаю, насколько у меня это выходит, но скорее я проверяю и пытаюсь вытащить то, что происходит сейчас во мне. Вариант игры, когда надеваешь маску, – это не мое.
Легко ли было работать с супругой Анной Дюковой в этом фильме или присутствовал момент дискомфорта?
Конечно, легко. Аня мой любимый партнер на сцене и в жизни. Никогда не знаю, чем дело кончится… (Смеется.)
В сериале «Умножающий печаль» вы показали честность и глубину мужской дружбы. В жизни с друзьями вам повезло?
Наверное, у друзей надо спросить… Так получилось, со школы у меня осталось два друга. Мы продолжаем общаться. Если не видимся долго, то интернет нам в помощь. И знаем, как кто из нас выглядит. Те, кто закончил школу больше 30 лет назад, знают, о чем речь идет. И как бывает, что встречаешь одноклассника и не узнаешь его. Мы знаем, у кого какие проблемы, и пытаемся вместе их «бороть».
Илья Шакунов и Ирина Рахманова в сериале «Виола Тараканова. В мире преступных страстей»
Для меня это очень важно – чувствовать, что ты нужен и можешь помочь. И этот кто-то является человеком, на которого ты можешь положиться и назвать своим другом. Ну, вот я начинаю пересказывать «Умножающий печаль». Кстати, и сериал «Один против всех» касается этой темы впрямую. На кого можно положиться в наше продажное, непростое время и стоит ли на кого-то опираться, если это плечо всегда подводит. Может, стоит быть одному? Я так понимал героя Миши Пореченкова. Думаю, что он готов открыться своим друзьям, но он чувствует везде подвох. И поэтому он один против всех.
В сериале «Виола Тараканова. В мире преступных страстей» вы такой надежный партнер и помощник главной героини…
Это один из лучших сериалов, в котором я снимался. Режиссером был Владимир Щегольков. Это он сумел создать такую атмосферу и в кадре, и за кадром, что ни минуты не проходило напрасно, и все получалось. Секрет в серьезной подготовке и режиссера, и оператора, у них на все были ответы. Мой герой Олег Куприн – надежный, неторопливый и очень серьезный. И это было определенным образом выстроено, потому что героиня Виола, Ира Рахманова, – куда ветер, туда и я, а в противовес ей – милиционер, с которым она почему-то решила связать свою судьбу, совершенно об этом не думая. Но в таком жанре иронического детектива это возможно.
А какой из партнерш вы особенно признательны за пережитые сложности и радости в работе?
Одну выделить невозможно. Алене Бабенко, Светлане Антоновой, Маше Порошиной, Ире Рахмановой, Вике Толстогановой. Многим. Я бы сказал так – какие-то яркие, эмоциональные моменты жизни можно переживать на уровне красок, как яркая цветная вспышка, как картина. И там есть синий цвет и его оттенки, есть оранжевый и его оттенки. И когда эти цвета, а тем более оттенки совпадают, начинаешь дышать, чувствовать одинаково. Возникает ощущение, что ты с партнером, с этим человеком давно знаком, или был влюблен, или ненавидел всю жизнь. Все это происходит моментально и также улетучивается, потому что кадр заканчивается. Но это удивительно. Может быть, это я назову актерским счастьем.
На счету Ильи Шакунова почти семь десятков работ в кино
Вспоминая себя прошлого и видя настоящего, как вы оцениваете трансформацию себя в профессии, ощущения от профессии?
Вы знаете, это как в том анекдоте. Поймали золотую рыбку и сказали: «Хочу, чтобы у меня все было». А она говорит: «У тебя все было». И у меня тоже все было (улыбается). Дай Бог каждому актеру попробовать себя в таком количестве фильмов и сериалов, и ролей.
А в начале было как у всех. Ты наступаешь на лед и не знаешь, треснет или не треснет, пройдешь – не пройдешь. И вообще не знаешь, стоит ли это делать. Холодно подо льдом, вода-то ледяная. Но это только кажется, любой путь начинается с первого шага.
Адреналин и кураж на съемках для вас с чем связаны?
С молодостью (улыбается). Сейчас уже почти нет такого. Сейчас это уже по-другому, ты сам вызываешь своего джина и руководишь им.
А в жизни?
В жизни планка падает все чаще, потому что нервы не выдерживают, профессия дает о себе знать. И внутренне приходится тратить все больше усилий на то, чтобы сдерживаться.
У вас и театральный опыт работы есть.
Он закончился в 2012 году. Для меня театр – это в первую очередь режиссер и если есть взаимопонимание с режиссером, если есть материал, который хочется вдвоем делать, если есть идея. На сегодняшний день уже несколько лет такого нет. И то, что я вижу на сцене, совсем меня не радует.
Илья Шакунов в роли Константина в фильме «Вечное свидание» (2016)
Сергей Юрский сказал: «Приблизительно с 2000 года изменилось время». И законы театра, который мы знали в XX веке, перестают работать. Остались исключения, которые подтверждают все это, и это может быть сильными высказываниями, но современное пространство завоевывает театр-шоу, где зритель уже не видит себя переживающим, испытывающим катарсис. Сейчас идут в театр посмеяться, повеселиться, даже поесть. Это другая жизнь и другие правила.
В экранизации какого классического романа вы согласились бы сыграть с удовольствием?
Любого! Вы произнесли замечательное слово «экранизация». Но на сегодняшний день такого не будет сниматься. Скорее будет написано «по мотивам», поменяют главного героя и из мужчины сделают женщину (улыбается). Хотя мне предлагали роли в подобных фильмах, но по ряду причин я там не сыграл.
А в историческом, костюмированном фильме?
Нет, в фантастическом. Но не с экшеном и бластерами, а с размышлениями, философскими погружениями в стиле Тарковского. Просто фантастика имеет больше возможностей для неожиданности, как мне кажется, сюжетных поворотов, собственных высказываний. А исторические фильмы оттачивают состоявшиеся мысли, образы, события.
Любовную историю хотелось бы на экране воплотить?
Здесь сложнее, потому что любовных историй так много. Одна из любимых – «Трамвай "Желание"». В кино это настолько артхаус и настолько никто не даст денег, что можно только мечтать.
Смотрите сериал «Один против всех» по будням в 21:35 на НТВ
Как зрителя, какой сериал вас зацепил из последних больше всех?
Я смотрю не в той последовательности, которая «из последних». Для меня последний может быть неожиданно очень старым.
Сейчас называют «артхаусом» или фестивальным кино то, что раньше называлось «кино». Там есть многие приличные работы. Смотрите артхаусное кино – это те глотки воздуха, которые будут для вас неожиданно важны. Это как песня, неожиданно прозвучавшая в нужный момент и дающая возможность жить.
Какой фильм повлиял на ваше мироощущение и в каком возрасте?
Сейчас не вспомню. Наверное, фильм – нет, а книги – да. Есть фильмы, после которых плакал, после которых хотелось летать – «Дорога» Феллини, «С широко закрытыми глазами» Кубрика. А «Догвилль» Фон Триера исполнен оригинально, такое странное театральное пространство, где играют по киношным законам. Хорош «Выживший» с Ди Каприо, за который он, наконец, получил «Оскара» и признание киносообщества. В этом фильме многое сделано правильно, а не только роль Ди Каприо. Можно вспомнить «Сталкера» Тарковского. После него я задумался, что вопрос может оказаться важнее ответа или вовсе без него.Такое внутреннее ощущение непонимания, что делать и как поступить. Мне интересно это играть и в эту сторону думать. Когда обстоятельства загоняют в подобную ситуацию, уже неважно, хороший ты, плохой, героический или подлый.
Кино – это?
Кино – это не театр.