Наверх
2792

Оксана Бондарчук
Обозреватель TV Mag

Режиссер Юрий Быков («Завод», «Сторож») рассказал в социальной сети о новом проекте – многосерийном художественном фильме «Ноль». Это история о человеке, который потерял работу, семью, друзей, разрушив все, что было ему дорого, и оказался за решеткой. Перед выходом из тюрьмы он получает предложение от сокамерника найти убийц своего сына. Сейчас проект находится в разработке, и Юрий не скрывает, что проблема человека, оказавшегося в точке «ноль», – его собственная. Об этом он рассказал онлайн на творческой встрече в рамках кинофестиваля «Кинолес», где ответил на вопросы о профессии, жестких финалах своих фильмов, личном «обнулении» и работе с актерами.

О режиссуре

Режиссером я хотел быть очень давно. В 20 лет побоялся поступать на режиссуру, поэтому пошел на актера. И я всегда представлял режиссуру как способ разговора о проблемах, которые меня волнуют.

В 2005 году Юрий Быков окончил актерский факультет ВГИК (мастерская В. Грамматикова). Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Главное в режиссуре и своя «фишка»

Первое – история. Второе – артист, который ее играет, третье – художественная составляющая. Для меня тема, проблема, которую я пытаюсь раскрыть в фильме, важнее всего. Я хватаюсь не за фактуру. «Фишка» для меня всегда в парадоксе. Мне нужно, чтобы был некий социальный человеческий парадокс, который раскрывает неудобную правду. Тогда мне интересно работать над материалом. Неудобная правда. Что касается самой режиссуры, то она не сильно устойчивая: у меня от первой картины до последней («Сторожа) стилистика периодически менялась.

Единственное, что объединяет все фильмы, – это темперамент, жирные условные краски. Если «Майор» – это кино, поданное эстетически как кино сломанной маскулинности, то «Завод» – это почти корейский боевик.

Про сценарий

Работа над сценарием – одна из главных составляющих. Чем точнее написан сценарий – тем спокойнее и проще работать дальше на площадке. Размазать хорошую историю на съемках практически невозможно, даже при самом плохом стечении обстоятельств.

О работе с актерами

Я давно понял, что качество сцены не зависит от твоих пояснений к роли. Главное – это эмоциональное подключение к самому человеку. Нужно не давать актеру выходить из актерского напряжения. Нужно быть заразительным – заражать своей энергией.

Съемочная группа фильма «Сторож» режиссера Юрия Быкова перед премьерой на 30-м Открытом фестивале российского кино «Кинотавр». Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Про импровизацию

В импровизации много живого, но и много лишнего. Для меня площадка – стресс, так что я не хочу лишний раз переживать, получится или не получится (импровизация). Хотя я не выстраиваю артистов как монументальные фигуры, для меня это живые люди, но они выполняют заранее оговоренную задачу.

Как загораться новыми идеями и о выборе темы

В моем случае, если быстро загораешься, так же быстро и гаснешь. Когда, например, выпиваешь, то сразу столько идей приходит: а давайте снимем про это или про то, Люк Скайуокер женится на Чаке Норрисе и так далее. Я про то, что когда человек загорается, то возникает какая-то оригинальная идея, которая для многих художников становится катализатором. Но я тему выбираю долго. Одну из последних тем, которая у меня возникла, я очень долго компилировал из разных сюжетов, которые рождались в моей голове, – плотных, сложных, но я понимал, что в каждой отдельно для меня не хватало чего-то. В период изоляции у меня было свое «обнуление»: я приехал домой, встретился с родителями, всерьез с ними пообщался, встретился с отцом, с ровесниками… У меня появились интересные сюжеты в голове – о любви, отношениях с родителями, с сестрой, самим собой. Но по отдельности ни одна из этих тем не давала полностью отрефлексировать мое состояние сейчас. В целом я ищу сюжет, который полностью исчерпывает мою главную дилемму, проблему, то, что меня по-настоящему волнует.

Художник вне политики

Это защитная реплика, выражение, которым обычно отвечают на вопрос о том, «а как вы относитесь к политике». Сейчас, когда есть интернет, всерьез делать вид, что ты не понимаешь, какие процессы происходят вокруг – от вторжения США в Ирак до «обнуления», странно. Мы все всё понимаем.

За лучший сценарий фильма «Дурак» режиссер Юрий Быков получил приз имени Григория Горина. Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Об отсутствии светлых финалов

Если будем разбираться в моей психологии, то какие-то основания этому найдем. Думаю, копаться долго не надо. Есть среда, опыт, генетика, которые сформировали во мне человека, смотрящего на мир таким образом. Скорее всего, это связано с тем, что я ненавидел систему и окружающую среду, которая сделала несчастными меня и многих людей, которых я знаю. Людей с трагическими судьбами, которые не приспособились к этой реальности. Вообще, реальность, в которой мы живем, особенно это касается моих ровесников или людей старше, предусматривает огромное количество компромиссов. Даже не с совестью, а со здравым смыслом. Сначала 80-е – распад Советского Союза, потом 90-е – когда человек человеку волк, а теперь скрепы, самодержавие и так далее. И все это по большому счету вранье, быстро меняющееся, сосредоточенное на консолидации общества вокруг чего-то, а не на идее самой по себе. Люди, которые говорят про позитив, про свет, они все-таки лукавят, мне кажется, понимая, что быть в позитиве можно, только исходя из внутренней миграции, когда ты не замечаешь того, что происходит вокруг. Сейчас экономика почти рухнула, что будет осенью – непонятно. И что скажут эти люди с позитивом и светом тем, кто будет голодать, кто будет жить в разрушающихся домах без канализации? Вот эти позитивщики, которые говорят, что «ты делаешь себя сам», что главное – «вера в себя»… Нет, это не главное – есть конкуренция. И если тебе повезло с вводными, тогда ты выживаешь. А если нет, то ты живешь в Уссурийске в прогнившем бараке. И какие тогда у человека социальные лифты? Поэтому я к позитивщикам отношусь с большой любовью и такой же большой иронией. Я в своих фильмах показываю, что может быть, если ситуация безвыходная. Опускать голову и руки нельзя, надо стараться до последнего, но преподавать позитив в своих фильмах как терапию я не намерен. Для этого есть врачи.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.