Телеведущий Сергей Малоземов о трендах в обществе, вреде лженауки, правильном питании и фирменных рецептах
Сергей Малоземов – харизматичный автор и ведущий двух программ на канале НТВ: «Чудо техники» и «Еда живая и мертвая». Он знает все о последних достижениях науки и техники, проводит визуально яркие исследования, тестирования и имеет свою аудиторию. Медицинское образование служит ему добрую службу во всем этом теледеле. О трендах в обществе, вреде лженауки, правильном питании, фирменных рецептах и другом Сергей рассказал Tricolor TV Magazine.
Сергей Малоземов – автор и ведущий программ «Чудо техники» и «Еда живая и мертвая» на НТВ
Вы одна из немногих медиаперсон, кому сразу же хочется задать вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?»
Науке это неизвестно (улыбается). Но искать ответ науке интересно. Лично я верю в науку и вижу, как она в процессе поиска самых, казалось бы, бесполезных вещей отыскивает массу всего, что потом применяется на неожиданном уровне.
Темы для программ вам находят редакторы? Вы в какой степени принимаете участие в этом процессе?
Мои программы – авторитарно авторские. Я провожу долгие часы за поиском тем. Конечно же, есть редакторы, которые подкидывают идеи, но я многие отвергаю и вношу сам. Для меня это настолько личное дело, что можно назвать его даже интимным. Здесь очень важен общий посыл, который заключается в том, что я не фанат, а нормальный человек, который интересуется новым, но относится к этому критически. Он задается вопросами: а стоящая ли это вещь? а нужна ли она? И мне легко стать заложником собственного информационного пузыря, в котором мы все существуем благодаря социальным сетям. Моя работа как руководителя нашей творческой кухни – общаться с максимальным количеством людей из разных сфер, читать не только электронные источники о политике, искусстве, психологии, науке, но и бумажные, по старинке, чтобы анализировать тренды. Это все укладывается в цельную картину мира в моей голове, и, исходя из этой картины мира, я формирую свои программы. Мне кажется важным то, чтобы у программы было лицо конкретного человека. Я вижу, как зрители это ценят, иногда со мной спорят, но в то же время задают мне разные вопросы в соцсетях.
Сергей Малоземов ведет «Чудо техники» с 2012 года
Случились ли интересные советы или пожелания, пришедшие от телезрителей?
Зрителей много, и они разные. Те, кто находит в себе энергию и желание вступить со мной в коммуникацию, – это самая активная часть телезрителей, но не основная. Я давно определил для себя: я всех слушаю, но решение принимаю сам, ориентируясь на свои ощущения, изучение прессы, блогов, общение с кругом друзей, родственников в регионах, наблюдения за людьми в общественном транспорте, публичных местах. Зрители – это источник получения новых идей для сюжетов, но не мыслей о том, как их делать. Я им благодарен и призываю задавать вопросы, которые становятся отправной точкой для сюжетов, присылать фото товаров, которые, по их мнению, нуждаются в проверке. Например, сейчас появился заменитель шоколада – бобы, которые называются кэроб, и мы планируем исследовать эту тему.
Как автора программы «Чудо техники», какие тренды вас радуют, а какие настораживают и даже пугают?
Радует тренд на большее распространение искусственного интеллекта и автоматизации. Речь идет не только о беспилотных автомобилях, о роботах, которые внедряются на заводах, но и о программах по документообороту, которые заменяют целые департаменты в компаниях. Это дает возможность человечеству меньше заниматься рутинным трудом и больше – творческим, созидательным. Процесс трансформации начался не вчера, происходит порой болезненно для тех, кто теряет работу или кому нужно перепрофилироваться, но в итоге человечество от этого только выигрывает. Сейчас мы живем в гораздо более комфортных условиях, чем во времена Диккенса. Я читаю своим детям книжки, и мы вместе с ними поражаемся, как тяжело, неуютно и опасно жили люди в прошлом. Сейчас мир, благодаря прогрессу, совсем другой.
Пугает тренд психологического неприятия, которое прогресс вызывает у многих людей. Сегодня влиятельны идеологи технологического консерватизма, которые ищут простые ответы на сложные вопросы. Их аудитория склонна к тому, чтобы не разбираться в происходящем, а закрыться от него и дать себе простой ответ, что прогресс – это плохо. Нужно возвращаться к придуманным корням, в золотой век гармонии с природой. Я вижу это не только у нас, но и на Западе, который всегда был локомотивом научно-технического прогресса.
Сергей Малоземов выпустил несколько книг, посвященных еде, принципам здорового питания и продуктам
Я искренне считаю, что люди, которые пропагандируют лженауку, – серийные убийцы, на совести которых кровь невинных людей. В конце прошлого года Министерство здравоохранения Испании начало выполнять план по борьбе с альтернативной медициной. Они обратились к университетам, выдававшим дипломы гомеопатам, ароматерапевтам, натуропатам, тем, кто занимается акупунктурой, список методик которых не относится к сектору доказательной медицины. Катализатором послужило несколько громких случаев, когда больные люди доверялись специалистам альтернативной медицины, упускали нужное для лечения время и просто умирали.
Как родилась программа «Еда живая и мертвая»?
Методом отпочкования от «Чуда техники» (улыбается). «Чудо техники» исполнилось шесть лет, а «Еде живой и мертвой» – три года. Чем больше я разбираюсь с едой, тем больше вижу непонятного, спорного, интересного. Темы у нас не закончатся – это точно!
Корни у вас уральские, живете в Москве, при этом работа связана с поездками. На основе каких продуктов, блюд вы построили свой рацион? Что считаете едой полезной и живой?
Я в процессе своих поисков, огромного количества интервью с людьми, которые изучают влияние разных продуктов на здоровье, пришел к выводу, что единственным научно признанным здоровым стилем питания является так называемая средиземноморская диета. Это не диета в смысле ограничений, это стиль питания. Я даже книгу написал «5 принципов здорового питания», в которой рассказал, как человек, живущий не в теплой стране России, может питаться здорово. Эти пять принципов совпадают со стилем питания долгожителей из разных стран, научными выводами, и я ими пользуюсь. Первый: меньше калорий, меньше еды. Второй: меньше мяса. Не стоит перебираться за лимит 500 граммов мяса в неделю, после которого начинаются негативные последствия вплоть до повышения риска онкологии. Третий: меньше соли и сахара. Четвертый: больше овощей и фруктов, которые содержат не только витамины, но и важнейшую для организма клетчатку, служащую пищей для кишечных бактерий. Пятый: больше разнообразия, то есть, ограничивая себя, важно не забывать об удовольствии от жизни и о том, что у каждого продукта – своя польза.
«Еда живая и мертвая» в эфире НТВ выходит уже более трех лет
В основе моей повседневной еды – сложносоставные салаты на основе листьев с добавлением орехов, семян, фруктов, овощные супы, рагу. У меня в телефоне есть приложение одной популярной торговой сети, где анализируется состав твоих покупок. Так вот, жена мне показала, что 70 % наших покупок приходится на овощи и фрукты.
Рецепт вашего фирменного блюда?
Это скорее праздничное, чем повседневное блюдо – паста с красной рыбой и икрой. На его приготовление уходит всего 20 минут, и готовится оно несложно. Берутся кусочки филе любой красной рыбы, заливаются сливками и ставятся в духовку на 20 минут. В это время нужно приготовить пасту. Я люблю тальятелле или феттуччине. На готовую пасту выложить рыбу со сливками, а сверху ложечкой – чуть-чуть икры, которая в блюде согревается и придает ему новый вкус. По желанию можно еще пармезанчиком посыпать. Я даже с этим блюдом победил в программе «Кулинарный поединок», когда она еще выходила.
Почему вы всегда мечтали работать на НТВ, еще в Челябинске?
Канал НТВ для меня всегда был символом нового прогрессивного телевидения. Я вырос на выпусках новостей с Татьяной Митковой и Михаилом Осокиным, наблюдая за работой плеяды корреспондентов. Меня захватил мир Леонида Парфенова и «Намедни». И когда я пришел на НТВ в 2005 году, то был счастлив учиться у Антона Хрекова, Алексея Пивоварова, перенять секреты профессии, интонации доверительного разговора со зрителем и уважительного к нему отношения.
Телевидение – это?
Мощнейшая индустрия, аккумулирующая в себе большие рекламные средства, благодаря которым удается делать масштабные проекты. Это накладывает ответственность, у нас должны быть моральные принципы. Я ценю и бережно отношусь к тому, что мне выпало счастье быть частью этой индустрии.
Фото: НТВ