Знакомимся с Мировой серией Renault 3.5
Это самые настоящие формульные гонки. Только искушенный зритель почувствует разницу. Тот же оглушительный рев моторов, те же дымящиеся покрышки и непревзойденный аромат перегретой резины, те же следы на асфальте, та же напряженная борьба, заканчивающаяся зрелищной победой. Мировую серию Renault многие справедливо считают своеобразной школой, а затем и поставщиком гонщиков для Формулы-1 – недаром же многие пилоты, тот же Себастьян Феттель, Роберт Кубица, Фернандо Алонсо, пришли в королевские гонки именно из этого первенства – из Мировой серии Renault.
В нынешнем виде это первенство существует с 2005 года. Тогда спортивное подразделение компании Renault решило «отпочковаться» от других гонок и создать свою собственную. Эксперимент был довольно рискованный, но оно того стоило. Для этого объединили не особенно популярный Еврокубок Формулы Renault V6 и Мировую серию Nissan, проводившуюся с 1998 года. В итоге появилось два класса: младший – Renault 2.0, и более взрослый – Renault 3.5. Цифры, как вы понимаете, означают объемы моторов болидов, а, стало быть, мощность, скорость и мастерство пилотов. Кроме того, во время этапов Мировой серии проводятся также соревнования кузовных прототипов Megane Trophy, а также хэтчбеков Clio RS, и есть еще отдельные шоу-заезды для зрителей.
Современный болид Мировой серии Renault 3.5 весит 610 килограммов и стоит порядка 250 тысяч евро
Надо заметить, раньше молодежным чемпионатам в жанре Формулы уделялось не так уж много внимания. Считалось, что зрителю интереснее смотреть, как соревнуются маститые чемпионы, а юниорские серии – это благотворительность и тренировки на дальнюю перспективу. Спортивное подразделение Renault решило доказать, что это вовсе не так, и не прогадало: за первые же несколько лет гонки Мировой серии вживую увидели четыре миллиона зрителей, не говоря уже о тех, кто смотрел телетрансляции и репортажи с соревнований. Победа в Мировой серии Renault немедленно стала по-настоящему престижной. Кроме того, гонка изначально оказалась финансово стабильной, что было особенно хорошо заметно на фоне других европейских гоночных серий, которые либо закрывались, либо теряли участников-автопроизводителей.
В отличие от Формулы-1, в серии Renault запрещено самостоятельно строить или дорабатывать машины.
«Формульный» формат оказался привычен и интересен публике. Класс 3.5 – это уже почти профессиональные пилоты, которые через год-другой вполне могут оказаться и в настоящей Формуле-1. В классе 2.0 выступают 16-17 летние подростки, которые только-только пришли с картинговых трасс и оказались за рулем настоящего болида. Впрочем, они очень быстро «дорастают» до следующей ступени. Интересно, что некоторые именитые гонщики, например, финн Кими Райкконен, через серию Renault 3.5 вообще перешагнули, попав во «взрослую» формулу сразу после серии 2.0.
Любопытно, что никакого соперничества между «старшей» и «младшей» сериями нет. Наоборот, гонщики одного класса могут свободно переходить в другой – либо в случае временных финансовых трудностей, либо, наоборот, если все хорошо и хочется посостязаться с более сильными участниками. Ребята, добившиеся значительных успехов в серии Renaul 2.0, чаще всего решают остаться в знакомой команде с людьми, к которым привыкли – так им проще и комфортнее привыкать к более мощной технике. Еще из интересного: за победу в «младшей» серии полагается денежный приз, который можно потратить только на выступления в «старшем» классе. Такое мало в какой гонке увидишь. Ну чем не мотивация? А для удачливых«выпускников» серии 3.5 традиционной наградой становятся тесты в Формуле-1. Шансы участников примерно равны, никто не выделяется за счет более щедрых инвесторов. Реальное значение имеет лишь гоночный талант – и, конечно же, воля к победе.
В России Мировая серия Renault впервые была проведена в 2012 году на автодроме Moscow Raceway.
Современный болид Мировой серии Renault 3.5 весит 610 килограммов и стоит порядка 250 тысяч евро. Восьмицилиндровый двигатель Zytek выдает мощность 530 лошадиных сил, разгон до сотни – за три секунды, а максимальная скорость составляет около 280 километров в час. В отличие от «взрослых» гонок, тут запрещено самостоятельно строить или дорабатывать машины. Команды лишь ищут правильные настройки под своего пилота.
От реверсивной стартовой решетки в этом первенстве отказались – вместо этого проводится отдельная квалификация для каждого заезда. Технический регламент очень строгий – гораздо строже, чем во многих других сериях. Иногда доходит до крайностей. Многие помнят, например, как в 2010 году дисквалифицировали аргентинца Эстебана Геррьери. Гонщик разбил болид во время квалификационных заездов, и его механики экстренно восстанавливали переднюю часть автомобиля к старту гонки. Второпях не нашли одну из мелких деталей, и лючок амортизатора механики закрепили… обыкновенным скотчем.
В европейской гоночной иерархии Мировая серия Рено уступает только GP2 и Формуле-1
Никто бы не заметил, но один из внимательных соперников подал протест, и Эстебан не только лишился первого места – а он лидировал, правда, с минимальным отрывом – но и был исключен из итогового протокола. Зато тогда первое место взял россиянин Михаил Алешин. А в 2012 году Мировая серия Renault впервые была проведена в России – на автодроме Moscow Raceway.
Понятное дело, автоспорт – развлечение не из дешевых, даже если речь идет об относительно «бюджетных» гонках вроде Мировой серии Renault 3.5. Команде, в любом случае, необходимо не менее миллиона евро на сезон в расчете на одного гонщика. В Формуле-1 к гонкам Renault относятся с уважением, и многие резервные пилоты из команд для чемпионата мира тренируются именно здесь. Речь об именитых Red Bull, Ferrari, Mercedes AMG и многих других. Дошло до того, что собственный календарь Мировой серии Renault составляется только после того, как опубликовано расписание «королевских» гонок F1, дабы чемпионаты не пересекались.
Для многих молодых гонщиков, например, для голландца Робина Фряйнса, эта гоночная серия стала настоящим подарком судьбы: вот так, без богатых щедрых спонсоров, только благодаря таланту, упорству и трудолюбию, можно оказаться за рулем чемпионского формульного болида и начать новый путь, который, возможно, принесет немало ослепительных побед. Недаром в европейской гоночной иерархии это молодежное первенство уступает лишь Формуле-1, да, быть может, серии GP2. Ведь с некоторых ракурсов Renault 3.5 – это та же Формула, только менее дорогая и дающая больше равных шансов всем, кто опустил визор гоночного шлема в ожидании зеленых огней на старте.