Организаторы «Стрелки» анонсировали два новых турнира в Москве, которые пройдут 15 и 16 августа. Эксклюзивно трансляцию поединков можно будет увидеть в бесплатном приложении «Триколор Кино и ТВ» в проекте «Большой эфир». Состязания в российской столице станут вторым по счету крупным событием «Стрелки» за последние недели: в июле народные уличные бои состоялись в Петербурге. Среди приглашенных звездных гостей турнира в городе на Неве оказался самый титулованный российский бодибилдер Александр Федоров. В интервью TV Mag прославленный культурист рассказал о родстве культуризма с остальными видами спорта, травматизме накачанных людей, великовозрастных бодибилдерах и своих любимых сериалах.
МАССОВОСТЬ
В 90-е, наверное, был настоящий бум бодибилдинга. Сейчас он разросся с точки зрения массовости. Я был молод, но мне казалось, что больше интереса было именно в то время. У любой эпохи есть адаптация: когда появляется что-то новенькое и происходит бум, а потом все идет на спад. Сейчас у людей уже произошла адаптация к большим мышцам. В наши дни люди больше стали сторонниками ЗОЖ, фитнеса, и пошли разные комбинации вроде кроссфита. Но, если разобраться, все это подразделения бодибилдинга, который переводится как «строительство тела». А это «строительство» – оно везде, в любой силовой дисциплине. В этом плане бодибилдинг – самый массовый вид спорта.
Именно соревновательная история бодибилдинга стала менее популярной. Меня это очень расстраивает, но это факт. В рамках федерации не проводится чего-то, что могло бы по-новому завлечь публику, нет никакой изюминки, чтобы внести новую струю. Популярность этого спорта не так высока, потому что там нет таких денег, как в теннисе, хоккее и футболе. Иной раз спортсменов называют профессионалами, но заработок у них идет из других источников. Но сказать, что бодибилдинг не развивается, нельзя: численность большая, на чемпионате России бывает за тысячу участников – в 90-е об этом можно было только мечтать.
ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА
До народа порой не доходит разница понятий «профессиональный спорт» и «любительский спорт». В профессиональном всегда присутствует что-то запрещенное, существует политика и много-много другого. Но сам этот спорт настроен не на допинге, а на мышлении человека. Запрещенные препараты можно найти, и их принимают многие! Но тут нужно задаться вопросом: почему принимает много людей, а чемпионов – единицы? Точно так же в дворовый футбол все гоняют, а звезды – редкость. Но тем, у кого не получилось, в качестве оправдания нужно принизить успехи другого, а оценить тех, кто смог, мы по достоинству не можем – это проблема менталитета.
ТРАВМЫ
Растяжения и разрыв связок мышц, надрыв мышцы – это самая большая опасность для бодибилдера. Это бывает связано, например, с недостаточной разминкой. Но есть и такое понятие, как триггерные зоны, они связаны параллельно с нервной системой. Я не раз замечал, что мышцы отображают мое состояние. Когда я приходил к массажисту, он сразу спрашивал: «Александр, вы что – нервничали?» И я понимал, что да, нервничал, из-за этого мои мышцы более сжатые. У меня была серьезная травма, связанная с недостаточной расслабленностью мышечных волокон. Мышцы на ощупь должны быть мягкие, эластичные, надо уделять большое внимание расслаблению. Очень хорошо помогает вода.
Если соблюдать все правила, если мы всегда размятые, если понимаем, что делаем, и у нас хороший наставник, то ничего травмоопасного в бодибилдинге нет. Мы всегда можем контролировать этот процесс, чего нет в игровых видах спорта – там в тебя всегда может что-то прилететь. А здесь ты ориентируешься на собственные ощущения и сканирование своего состояния. К примеру, сегодня чувствую себя как-то не очень, есть дискомфорт: ага, сразу снизил нагрузки. Если готов – начинаешь повышать. У нас есть голова, но есть и свой организм – все зависит от того, насколько внимательно мы можем его слушать. Очень много аналитической работы, но важно и постороннее мнение – это тренер, который должен быть в диалоге со спортсменом. Иногда мы можем не дорабатывать, но есть фанаты, которых не остановить: я смогу, я подниму. Но это будет в ущерб или технике, или здоровью.
УКЛАД ЖИЗНИ
Про подстройку всей жизни под бодибилдинг и шесть приемов пищи в день – это стереотип. Надо все делать в радость, не надо питаться шесть раз в день – ну зачем? Достаточно четырех, как для обычного человека. Бывает, что хватает и трех, но это будет большой прием пищи за один раз, что нехорошо для желудка. Есть общие понятия калорийности, жиров и углеводов, которые нужно соблюдать. Мы выстраиваем диапазон из подобранного коэффициента в зависимости от цели: худеем или набираем, нам нужна сила или мышечная масса.
Мы, бодибилдеры, просто показываем максимальные возможности наращивания мышечной массы при минимальном проценте жира. В этом плане мы профессионалы. У меня свои нагрузки для тренировки, но, если ко мне приходят хоккеисты, я даю им другие упражнения и другое дыхание. Придет ко мне человек, который хочет похудеть, – мы по-другому будем тренироваться. Смотришь на человека и сразу понимаешь, с чего нужно начать.
ОЦЕНКИ СУДЕЙ
Субъективные виды спорта – они все такие, всегда непросто понять решение. Это как фигурное катание, в котором мы можем не видеть наклонов, высоты полетов и определить, кто сделал тройной тулуп лучше. То же самое и в бодибилдинге: кому-то нравятся такие фигура и пропорции, а кому-то – другие. И с этим, к сожалению, ничего не поделать, это не стометровка, где достаточно просто быстрее пробежать.
Соревнования очень редко проходят так, чтобы все были довольны, без споров и недоумений. Надо просто быть на голову сильнее своих соперников, и тогда победа очевидна.
РАЗВИТИЕ
Если так смотреть, мы во всем отстаем от Европы и Америки на пять-семь-десять лет. У нас сейчас те же по уровню развития спортсмены, что у них были семь лет назад. В бодибилдинге мы больше отстаем: тех ребят, что выступали за США в 90-х, мы сейчас, может быть, догоняем. У Шварценеггера была рука (бицепс) 56 сантиметров, а у наших спортсменов когда такой обхват появился? Ну мы во всем отстаем.
Что до возраста, то есть такой Декстер Джексон. Он перевалил через все возрастные показатели: ему уже за 50, а он выступает в топ-5 на конкурсе «Мистер Олимпия» – в топ-5! Если посмотреть с точки зрения вреда бодибилдинга, скажите: в хоккей кто-нибудь играет в 50 лет? А в футбол? И более того, Декстер не единственный. В свое время был Альберт Беклс: в 1987 году он выступал на «Мистере Олимпия», а ему тогда было под 60. В игровых видах спорта к этому времени у человека все суставы уже вылетели, колени болят. С этими фактами нужно считаться, чтобы посмотреть на этот спорт с точки зрения его вреда – это для тех, кто задумывается, куда отдать ребенка – в футбол или бодибилдинг.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
У меня не так много свободного времени на телевизор или интернет. Когда прихожу домой, смотрю какие-нибудь сериалы типа «Ментовских войн» – это если хочу посмотреть что-то серьезное, но с элементами юмора и насущными проблемами. Мне очень нравится, хотя они сколько раз подряд уже идут? Или «Сваты», например, если хочу посмеяться. А если брать интернет и вообще телевидение, что нам пропагандируют, то я вам честно скажу: скептически отношусь к тому, что есть.
Я не доверяю интернету, потому что туда сейчас залезло много проходимцев, которые загаживают нам голову бредом. Бывает, что выдают такую информацию, лишь бы хайпануть! Это не означает, что интернет и ТВ в этом виноваты – ни в коем случае. Виноват надзирающий орган, который может это контролировать и допускать кого-то к тому, чтобы становиться, например, блогером. Кто сейчас блогеры? В основном мало кто из них чего-то добился. У кого есть реальные достижения и опыт, но при этом он стал блогером – это да. Но не те ребята, которые ничего не понимают в том, о чем вещают. А если он сделал красивую картинку, контент и где-то матом выругался – его слушают. Давайте попробуем спрогнозировать: какое общество нас ожидает через 20 лет, если мы будем на это вестись? Все смотрят, у всех стадное чувство. А я бы предостерег людей, чтобы задумывались, кто имеет право нести в эфир информацию, а кто – нет.
СПОРТ
Любой спорт достоин уважения – начиная с шахмат. Но я люблю хоккей и ребенка в него отдал, считаю, что это очень трудоемкий спорт. Еще очень люблю автоспорт, я сам с 2011 по 2014 год довольно профессионально тренировался. У меня есть очень большое желание проехать кольцевые гонки в чемпионате России. Я никогда не думал, как могут быть связаны бодибилдинг и автоспорт, хотя я всегда смотрел «Формулу-1», а машины – мое хобби с десяти лет.
Если обращали внимание, когда гонщики садятся в машину, они ни с кем не разговаривают. А потом вся гонка проходит на ощущениях, не с помощью головы. Когда ты едешь со скоростью 200 км/ч, а перед тобой поворот на 90 градусов, найти точку торможения головой почти невозможно – только ощущениями и концентрацией. И когда я смог это ощущение концентрации перенести в бодибилдинг, просканировать свои мышцы, чтобы они давали обратную связь, то на набор необходимой массы у меня ушло всего полгода. В футболе нужно четко выполнять установку тренера, но делать все на ощущениях. Хоккеисты делают то же самое: у них большие скорости, и невозможно так быстро думать.