Без секса и драконов: сериал «Золотая орда» претендует на лавры лучшей костюмной драмы сезона
Обозреватель Tricolor TV Magazine Евгений Лазаренко посмотрел премьеру многосерийной приключенческой мелодрамы «Золотая орда» и дал свою оценку проекту на Первом канале.
Смотрите приключенческую мелодраму «Золотая орда» по будням после программы «Время»
Отечественное телепроизводство продолжает разрабатывать золотую жилу фантазий о древностях на манер «Игры престолов»: вслед «Викингу» и «Софии» на Первом канале выходит «Золотая орда», 16-серийная драма о временах монголо-татарского ига. Упреждая ворчание крючкотворов, которым достоверность милее увлекательных коллизий, создатели сериала первым же кадром дают дисклеймер, что это не экранизация учебника истории. Великий князь Ярослав тут не какой-нибудь конкретный, а собирательный Ярослав. Как и его брат Борис, сын Владимир, жена Радмила, сноха Устинья и положивший на нее глаз посол Орды Тенгри-Темир.
Посол явился к Ярославу за пополнением войска великого хана, но готов скостить тысяч тридцать воинов, если с ним в Орду отчалит Устинья. Ее муж, Борис, вроде и не против: баба рожать не хочет, а также умна и хитра, что еще хуже. Но Ярославу такое семейное бесчестье не нравится, и в его голове начинает бродить мысль: «Доколе?» «Мы не терпим, мы силы копим до поры до времени», – оправдывается великий князь, но до Куликовской битвы пройдет еще век, а до окончательного освобождения от ига – и того больше.
Напряженная обстановка в сериале нередко прорывается сценами насилия, и продюсеры обещают публике в интернете неотредактированную версию – потому что совсем жесть на Первом не покажешь. Но основное внимание все же отдается мелодраматическим коллизиям. Практически сразу образуется несколько очагов романтического напряжения, и, что примечательно, все они межрасовые. Пока Ярослав заглядывается на ордынский подарок по имени Наргиз, Устинья уезжает с Тенгри-Темиром, а с ними заодно гонят в Орду иконописца Николку, который посягнет аж на третью жену великого хана – как Петруха на Гюльчатай. Этим хет-триком создатели удачно проиллюстрировали поговорку: «Поскреби любого русского – найдешь татарина». Только весь секс покажут в интернет-версии.
Любовные линии выглядят утешением для прекрасной части аудитории, ведь участь женщин в сериале незавидная, что у славян, что у азиатов, – Средневековье, чего уж там. Батрачка Наргиз благодарна богине Итуген только за то, что сможет пережить зиму на новой родине, и разве что Устинья готова упрекнуть благородное собрание: «Женщине не дано право выбирать». С повадками суфражистки эта поруганная дама еще наведет шороху в Орде – сценаристы, похоже, прописали ее эдакой Дейенерис Таргариен.
Чтобы парни у экранов не заскучали, здесь есть воинственный пафос и кольцо врагов – ну и батальные сцены, конечно, ожидаются. Судя по тизеру с нападением разбойников в первой серии, динамичные моменты получаются в сериале толково. Создатели не поскупились на вооружение и доспехи, как в XIII веке, на костюмы и архитектуру. Хоть по бутафорской части публика успела вставить шпильки: «Жена обратила внимание на подушечки, на которых возлегает хан, – она такие покупала несколько лет назад в "Фикс-Прайсе" по 45 рублей». Однако по части игры актеров консенсус у зрителей позитивный: «Не пересаливают лицом», – так и есть, повествование степенное, эмоции скупы, сериалу это идет. Дают закономерно переиграть скомороху – и от сцены его выступления мурашки. Обронив слово «фэнтези», создатели сериала невольно обещают какую-нибудь Бабу-ягу, а лучше Змея Горыныча. Но без драконов, видимо, обойдутся. И к лучшему.
Фото: Первый канал