Наверх
3752

Наталия Курчатова
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Рецензия на второй сезон сериала «Пустая корона»

В новом сезоне «Пустой короны» по историческим драмам Шекспира Бенедикт Камбербэтч блистательно играет роль зловещего горбуна Ричарда III, своего, ко всему прочему, дальнего родственника.

Бенедикт Камбербэтч, Пустая корона

Первый сезон сериала «Пустая корона» вышел на экраны в 2012 году

Немного опоздав к шекспировскому юбилею в конце апреля, в начале мая стартовал второй сезон сериала BBC Two «Пустая корона» по историческим драмам Шекспира. А в эту субботу была показана долгожданная поклонниками как английского барда, так и артиста Бенедикта Камбербэтча первая часть «Ричарда III», в которой на авансцену выходит его персонаж – «зловещий горбун Дик Глостер», он же король Ричард.

«Пустая корона» еще с первого сезона задумывалась как фасадный телепроект британского национального телевидения – первые четыре серии сняли к летним Олимпийским играм 2012 года в Лондоне, вторая часть выходит в год шекспировских торжеств. Соответственно, к своему культурному достоянию островитяне подошли серьезно – никаких тебе артхаусных переносов действия в современность и прочих вольностей. Постановка характерна сочетанием классической театральной игры, в которой англичане по-прежнему едва ли не впереди планеты всей, с необходимой для большого телевизионного хита зрелищностью: сцены битв здесь сняты, быть может, и не с масштабностью «Игры престолов», но тоже весьма эффектно.

В первом сезоне мы наблюдали воцарение династии Ланкастеров, когда Генрих Болигброк, будущий Генрих IV в исполнении сначала Рори Киннира, затем Джереми Айронс свергает Ричарда II (Бен Уишоу), а принц Хэл (Том Хиддлстон) из шалопая превращается в одного из величайших королей-полководцев в истории Англии, включается в Столетнюю войну, блистательно выигрывает битву при Азенкуре и на краткое время объединяет Англию и Францию под одной короной. Уже перечисленный касту, состоящий из главных британских звезд, как киношных, так и театральных, лишний раз дает представление о масштабе амбиций проекта.

Бенедикт Камбербэтч, Пустая корона

Бенедикт Камбербэтч на съемках сериала «Пустая корона»

Второй сезон в этом плане тоже не подкачал, с той разницей, что в «Войне роз» (такой подзаголовок получила вторая часть цикла) основная ставка сделана на Бенедикта Камбербэтча, который вот уже несколько лет находится на гребне популярности, несмотря на участие в нескольких, так скажем, не самых впечатляющих проектах. Впрочем, в случае с «Розами» довольны останутся не только юные поклонницы кудрявого Шерлока, но и по-настоящему требовательные зрители: роль четвертого сына герцога Йоркского идет Камбербэтчу как влитая; так же хорошо, как искусно сделанный горб, которым создатели сериала не преминули похвастаться, показав героя топлес. Не стоит только ожидать от этой драмы популярного в последние годы исторического переосмысления и реабилитации «уродливого короля с прекрасным сердцем». Камбербэтч играет не какого-то Тириона Ланнистера (как известно, именно Ричард III послужил основным прототипом этого всеми любимого персонажа «Игры престолов» в исполнении Питера Динклейджа), но отчасти знакомый нам по «Шерлоку» тип социопата-интеллектуала, только в отличие от современного Холмса король Англии – вовсе не на «стороне ангелов».

Бенедикт Камбербэтч, Пустая корона

Бенедикт Камбербэтч в роли Ричарда III в сериале «Пустая корона»

Ричард Глостер последовательно совершает все злодеяния, приписанные ему сначала Джоном Мортоном, затем Томасом Мором, сочинившим свою «Историю Ричарда III», а уже после Шекспиром: убивает отстраненного от власти короля Генриха VI, своего брата Кларенса, а также юных племянников; это еще только часть списка – вообще при доле скептического отношения история шекспировского Глостера напоминает демотиваторы про Ивана Грозного, который «убивает всех». Довольно трудно подобного маниакального персонажа сделать правдоподобным, а показать его так, чтобы зрители временами чувствовали неожиданные уколы сочувствия к нему – вообще высший пилотаж. Камбербэтчу с его хамелеонистым типом дарования это удается – когда Глостер играет на чувствах других героев, прикидываясь то верным, то воодушевленным, то ранимым и самоотверженным, ему на мгновения верят не только другие персонажи (им положено), но и зритель. Впечатление одиночества и инаковости героя поддерживается также чисто физиогномически – если братья-Йорки Эдуард IV (Джеффри Стретфилд) и Кларенс (Мэттью Теннисон) действительно похожи внешне, то Глостер-Камбербэтч выделяется среди них какой-то дегенеративной масштабностью, как немецкий дог среди спаниэлей. За подобным сложным, пусть и психопатическим характером по-настоящему интересно следить. Чем черт не шутит – возможно, Камбербэтча дополнительно вдохновило еще и то, что он, как недавно выяснилось, приходится «последнему Плантагенету» Ричарду еще и дальним родственником.

Бенедикт Камбербэтч, Пустая корона

Смотрите новый сезон сериала «Пустая корона» на канале  BBC Two

Некоторый минус можно усмотреть в том, что в отличие от первого сезона, где практически за каждым из ключевых персонажей можно было наблюдать, чуть не разинув рот – а что еще делать, если в кадре Уишоу или Айронс с текстом Шекспира, то есть во всеоружии, то в «Войне роз» с первого момента появления Ричарда/Камбербэтча в финале первого эпизода внимание приковано в основном к нему. Артист Том Старридж в роли добродетельного, но слабовольного Генриха VI поражает неземной красотой – это просто какая-то «английская роза» в штанах, но чем дальше, тем больше начинает утомлять некоторым однообразием трактовки образа. Первые две части (драма «Генрих VI») отчасти едут на образах коварного Сомерсета (Бен Майлз), «делателя королей» Ричарда Невилла, графа Уорика (великолепный Стенли Таунсенд) и особенно королевы Маргариты (афробританская актриса Софи Оконедо). К последней поначалу были вопросы – и вовсе не рода «откуда в средневековой Англии мулаты-аристократы» – этот подход уже традиционен для современных шекспировских постановок и при некоторой привычке выглядит вполне оправданно, но попросту потому, что анжуйскую принцессу, которая вышла замуж за английского короля в пятнадцатилетнем возрасте, играет дама сильно за сорок. Но кипучая энергия Оконедо довольно скоро покоряет зрителя, и появления ее героини начинаешь ждать со смесью восторга и раздражения – что еще выкинет эта бешеная баба? Что вполне соответствует не только шекспировскому характеру, но и исторической Маргарите, которая была известна своим боевым духом, держала мужа-короля под каблуком и одно время даже возглавляла партию Ланкастеров.

Впрочем, британский Шерлок все равно здесь вне конкуренции – и если в только что показанной первой части «Ричарда III» он уже развернулся вовсю, то накал драматичной второй части постановки можно только с нетерпением предвкушать. Что, надо сказать, вдвойне приятно после довольно средних работ Камбербэтча в «Игре в имитацию», да и в рождественской серии Шерлока, которая вся проехала на старых наработках; в «Войне роз» артист не просто на своем месте, но и наконец дает зрителю видеть и ощущать тот класс и то обаяние при работе со сложным образом, за которое мы его в свое время так полюбили.


ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.