Рецензия на сериал телеканала BBC «Война и мир»
Российские зрители с начала января следят за новой экранизацией «Войны и мира» – на этот раз к толстовской эпопее подступились британцы.
Шестисерийную адаптацию романа «Война и мир» написал Эндрю Дэвис
С 3 января на BBC вышло три эпизода нового сериала – в такой форме создатели решили познакомить аудиторию с русской классикой. Осталось еще три, постановка состоит из шести. Кажется, по половине произведения уже можно попытаться что-то сказать о целом, не особенно рискуя выступить как персонаж известной притчи про слепцов, ощупывающих слона.
С первых сцен становится ясно, что дыхание романа, его ритм, напоминающий ровное волнение моря или согласное движение огромного лесного массива в ветреный день, авторы сериала решили не сохранять. Вместо этого перед нами бьющая ключом жизнь аристократической тусовки (иначе, пожалуй, и не скажешь), которая без устали плетет семейные, любовные и карьерные интриги, вознося одних героев к вершинам могущества и разбивая надежды других. Так, коллизия с получением Пьером Безуховым огромного наследства и превращением его из человека с сомнительным статусом, светского анфан террибля, в желаннейшего гостя в лучших домах и выгодного жениха, безусловно важнейшая, но поданная в романе в ряду других событий, в сериале становится очевидно главной пружиной сюжета. Таким образом, если у Льва Толстого читателю предоставлена, может, и обманчивая, но все-таки свобода выбора – за каким «кустом» героев следить с большим вниманием, то сценарист Эндрю Дэвис, основной, думается, соавтор Толстого в британском телефильме, сразу дает нам понять, о чем и о ком будет эта история. Об исканиях Пьера, его пути.
Хронометраж каждой серии – 60 минут
Отсюда, наверное, и выбор актера; тридцатилетний американский артист Пол Дано: Нью-Йорк, Бродвей, авторское кино и кое-какие известные сериалы, не то чтобы тянет одеяло на себя – нет, волей сценариста, постановщика и своего юношеского, несмотря на вполне взрослый возраст, обаяния, становится очевидным центром многофигурной композиции телеромана. Сцены, происходящие с Пьером, – важнейшие; сцены, происходящие без него, зачастую все равно так или иначе подсвечивают этого героя. Чрезвычайно эффектный, но несколько деревянный князь Андрей (Джеймс Нортон) – типичный «лучший друг» главного героя, неканоническая, но все-таки по-толстовски искрящаяся Наташа Ростова (Лили Джеймс) – очевидная будущая возлюбленная; собственные их линии отчасти сохранены как будто из вежливости.
С одной стороны, сложно спорить, что с некоторой ремесленной точки зрения именно Пьер Безухов и является главным героем; с другой – толстовская концепция личности в истории, вынужденной так или иначе подчиниться определенным общим закономерностям, можно предположить, отразилась и в намеренной полифонии линий романа, и есть некоторое опасение, что эту мысль русского графа, как и некоторые другие, англичане либо не поняли, либо решили ею пренебречь ради общей экранной живости.
Съемки сериала проходили в России, Латвии и Литве
Вообще говоря, от сценариста Эндрю Дэвиса – не просто маститого писателя, а настоящего мэтра британского телевидения: работает с 60-х годов, из новейшего приложил руку к «Дневнику Бриджит Джонс», к сериалам «Гордость и предубеждение» и «Карточный домик», – можно было бы ожидать большего консерватизма и бережности. В конце концов, экранизировать «Войну и мир», по собственным словам, он мечтал с юных лет, а учитывая, что Дэвису уже под восемьдесят, эту работу следует, наверное, назвать неким итоговым высказыванием, умудренным прочтением любимого автора. Пока же перед нами история, впечатляющая скорее игрой характеров и яркими жизненными коллизиями, нежели глубиной мысли и силой переживаний. Кто-то скажет, что нет смысла ожидать подобного от телевидения, но только за последние годы перед нами прошел ряд современных теледрам – взять хоть «Во все тяжкие», хоть английские «Счастливую долину», «Ривера» или эпопею «Наркос», в каждом из которых персонажи выглядят парадоксальным образом «увесистее» толстовских у Дэвиса.
Хотелось бы сказать наконец и что-нибудь хорошее – об игре Джима Бродбента, который выглядит совсем не так, как мы привыкли представлять старого князя Болконского, но при этом трогает и убеждает, или о влюбленной в Петербург картинке – спасибо оператору Джорджу Стилу; хотя снимать Лысые горы в Гатчине, да еще и так очевидно пририсовать некую лысую гору на фон известного парка – это, прямо скажем, смело. Возможно, мне, как местному жителю и в некотором смысле тоже литератору, лезут в глаза в основном несоответствия – как извлеченная из черновиков связь Элен Безуховой с Александром I, от которой Толстой позже отказался, или комичное титулование «Его императорское величество, царь». Очень приятно, царь, ага. Или нарочитое высокомерие монарха, которого во всех источниках называют на редкость обходительным человеком. Или костюмы в стиле «сдержанный а-ля рюс», в которых сериальное дворянство ходит дома, в то время как в России начала XIX века было с точностью до наоборот – в моменты патриотических подъемов дамы наряжались ко двору в кокошники и сарафаны, но дома принимали и по визитам ездили в европейских туалетах.
Заключительная серия «Войны и мира» выйдет на BBC 7 февраля
К сожалению, придираться можно довольно долго, и если оставшиеся три серии произойдут в том же духе, то мы получим скорее неплохое пособие для школьников – из тех, кому не осилить роман, нежели адекватное первоисточнику новое прочтение. Очень хотелось бы ошибиться и после просмотра финального эпизода сказать о том, что все мои претензии оказались на общем фоне не столь существенны.