Наверх
5677

Наталия Курчатова
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Рецензия на сериал «Следователь Тихонов» по произведениям братьев Вайнеров

На телеканале «Россия» вторую неделю идет сериал «Следователь Тихонов» по произведениям знаменитых советских детективщиков братьев Вайнеров. За исключением пары-тройки современных вольностей (правда, довольно увесистых), экранизация довольно точно следует литературному первоисточнику, но нельзя сказать, чтобы это пошло проекту на пользу.

Следователь Тихонов

«Следователь Тихонов» снят по мотивам детективных романов и повестей Аркадия и Георгия Вайнеров

Вайнеров много экранизировали еще в СССР, первой вспоминается легендарная теледрама Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким в роли сотрудника уголовного розыска Глеба Жеглова, затем – ряд постановок, которые уже в конце 80-х редко ставили в прайм-тайм (притом что последняя из них, «Визит к Минотавру» с Сергеем Шакуровым – как раз 1987-го года выпуска). Тут надо сказать, что при всей титулованности Вайнеры – авторы на любителя, процветшие, если быть до конца честными, на советском безрыбье жанровой литературы. Их сочинения традиционно зависают между развлекательностью и дидактикой, содержат массу подробностей, интересных сейчас разве что исследователю соответствующей эпохи, весьма вяловаты по темпу. Характерно, что самая успешная экранизация этих сочинений – тот самый телефильм Говорухина, довольно решительно отходит от структуры первоисточника и именно за счет этого представляет из себя полноценное художественное высказывание, которое я даже рискнула бы назвать в своем роде шедевром. Остальные постановки, куда более уважительные и старательные, хорошо смотреть дома во время какой-нибудь необременительной сезонной болезни вроде легкого гриппа, когда температура не позволяет внимательно следить за сюжетом настолько медленным и заплетающимся, что это даже не имеет никакого значения. Не особенно спасают даже занятые в этих телефильмах достойные артисты, вроде уже упомянутого Шакурова.

Следователь Тихонов

Смотрите сериал «Следователь Тихонов» с понедельника по четверг на «России 1» в 21:00

Собственно, Сергей Снежкин, главный автор современной версии похождений сквозного героя Вайнеров – следователя Станислава Тихонова, пошел по второму пути. За исключением раздражающих многих любовной линии между героями Михаила Ефремова (Тихонов) и Светланы Ивановой (лейтенант Лаврова, дочь дослужившегося до генерала Шарапова) это очень «вайнеровский» телетекст, проникнутый духом уютной, хоть и несколько затхлой советской буржуазности. Кажется, недаром на роль пожилого Шарапова взят не поныне здравствующий Владимир Конкин, но Тихонов образца 1987-го, Сергей Шакуров: акцент, может, и ненамеренный, но характерный.

Таким образом, несмотря на попытку оживить историю предосудительной для тогдашнего общества любовной линией (выглядит, кстати говоря, не особенно натурально – не оставляет ощущение что мы смотрим скорее о том, как юная актриса влюбилась в знаменитого артиста Ефремова, чем о производственном «милиционерском» романе), перед нами типичное пенсионерское ТВ, вообще доминирующее на большинстве центральных каналов. Для того, чтобы хотя бы заинтересовать зрителя моложе пятидесяти, не говоря уже о художественных задачах, постановке не хватает как динамики, так и хотя бы попытки социального переосмысления эпохи, которая, как ни крути, уже осталась в весьма далеком прошлом. Увлечь лейтенанта Лаврову у следователя Тихонова может, и получилось, но ее современные ровесники уже на пятой минуте любой серии скорее всего выключат телевизор и отправятся смотреть по ноутбуку какой-нибудь новый западный сериал, который им куда ближе и понятнее.


ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.