Рецензия на сериал «Следователь Тихонов» по произведениям братьев Вайнеров
На телеканале «Россия» вторую неделю идет сериал «Следователь Тихонов» по произведениям знаменитых советских детективщиков братьев Вайнеров. За исключением пары-тройки современных вольностей (правда, довольно увесистых), экранизация довольно точно следует литературному первоисточнику, но нельзя сказать, чтобы это пошло проекту на пользу.
«Следователь Тихонов» снят по мотивам детективных романов и повестей Аркадия и Георгия Вайнеров
Вайнеров много экранизировали еще в СССР, первой вспоминается легендарная теледрама Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким в роли сотрудника уголовного розыска Глеба Жеглова, затем – ряд постановок, которые уже в конце 80-х редко ставили в прайм-тайм (притом что последняя из них, «Визит к Минотавру» с Сергеем Шакуровым – как раз 1987-го года выпуска). Тут надо сказать, что при всей титулованности Вайнеры – авторы на любителя, процветшие, если быть до конца честными, на советском безрыбье жанровой литературы. Их сочинения традиционно зависают между развлекательностью и дидактикой, содержат массу подробностей, интересных сейчас разве что исследователю соответствующей эпохи, весьма вяловаты по темпу. Характерно, что самая успешная экранизация этих сочинений – тот самый телефильм Говорухина, довольно решительно отходит от структуры первоисточника и именно за счет этого представляет из себя полноценное художественное высказывание, которое я даже рискнула бы назвать в своем роде шедевром. Остальные постановки, куда более уважительные и старательные, хорошо смотреть дома во время какой-нибудь необременительной сезонной болезни вроде легкого гриппа, когда температура не позволяет внимательно следить за сюжетом настолько медленным и заплетающимся, что это даже не имеет никакого значения. Не особенно спасают даже занятые в этих телефильмах достойные артисты, вроде уже упомянутого Шакурова.
Смотрите сериал «Следователь Тихонов» с понедельника по четверг на «России 1» в 21:00
Собственно, Сергей Снежкин, главный автор современной версии похождений сквозного героя Вайнеров – следователя Станислава Тихонова, пошел по второму пути. За исключением раздражающих многих любовной линии между героями Михаила Ефремова (Тихонов) и Светланы Ивановой (лейтенант Лаврова, дочь дослужившегося до генерала Шарапова) это очень «вайнеровский» телетекст, проникнутый духом уютной, хоть и несколько затхлой советской буржуазности. Кажется, недаром на роль пожилого Шарапова взят не поныне здравствующий Владимир Конкин, но Тихонов образца 1987-го, Сергей Шакуров: акцент, может, и ненамеренный, но характерный.
Таким образом, несмотря на попытку оживить историю предосудительной для тогдашнего общества любовной линией (выглядит, кстати говоря, не особенно натурально – не оставляет ощущение что мы смотрим скорее о том, как юная актриса влюбилась в знаменитого артиста Ефремова, чем о производственном «милиционерском» романе), перед нами типичное пенсионерское ТВ, вообще доминирующее на большинстве центральных каналов. Для того, чтобы хотя бы заинтересовать зрителя моложе пятидесяти, не говоря уже о художественных задачах, постановке не хватает как динамики, так и хотя бы попытки социального переосмысления эпохи, которая, как ни крути, уже осталась в весьма далеком прошлом. Увлечь лейтенанта Лаврову у следователя Тихонова может, и получилось, но ее современные ровесники уже на пятой минуте любой серии скорее всего выключат телевизор и отправятся смотреть по ноутбуку какой-нибудь новый западный сериал, который им куда ближе и понятнее.