Хабенский в роли несгибаемого супермена: почему сериал «Троцкий» стоит посмотреть еще раз
На Первом канале завершается показ нового сериала «Троцкий». Обозреватель Tricolor TV Magazine Евгений Лазаренко разбирался, почему многосерийный фильм стоит пересмотреть еще раз.
Главную роль в сериале «Троцкий» сыграл известный российский актер Константин Хабенский
Сериал «Троцкий» на Первом канале пролетел слишком быстро и пострадал от эфирной конкуренции – параллельно ему на «России 1» шел «Демон революции» про те же громокипящие годы и тех же ключевых людей. К счастью, видеоархив на Первом канале позволит посмотреть «Троцкого» с толком, с чувством, с расстановкой, задуматься над важными фразами, получше разглядеть черный бронепоезд и вообще проникнуться масштабной продукцией, которой и большой экран был бы впору.
Что характерно, «демоном революции» называли именно Льва Троцкого, пламенного трибуна и жестокого лидера Реввоенсовета. Продюсеры сериала Александр Цекало и Константин Эрнст разглядели в человеке в кожанке сексуально заряженную, плещущую энергией рок-звезду с мессианским комплексом – и не прогадали. Константину Хабенскому роль оказалась по плечу – никто не сомневался в его актерском даре, но тут он, похоже, превзошел прежние достижения. Если, скажем, Колчак у него вышел несколько деревянным, то его противник на полях Гражданской войны получился куда более живым и интересным.
Первая же сцена с журналисткой, которая сопровождает Троцкого по военным делам, делает жирный акцент на противопоставлении больших идей об общем равенстве – и чувственной сферы, инстинктов, страхов, ведущих прочь от кровопролития туда, где безопасней. Лучше сразу под теплый бок. Страсть, страх и кровь нам показывают в первые же минуты, они, пусть и не обязательно в лоб, задают тон повествованию и высвечивают характер героя, который страха не ведает, крови не боится и даже жаждет, а между маскулинным желанием и революцией ставит знак метафорического равенства.
Сериал «Троцкий» насчитывает восемь серий
Равенство, свобода, братство – прекрасные идеи, который Троцкий в сериале противопоставляет эгоизму Ленина и садистским наклонностям Сталина. И такая точка зрения на глыбин XX века в нашем обществе вряд ли вызовет волну сочувствия – скорее, наоборот. Ну разве может дедушка Ленин с издевкой так бросить: «Вы что же, о народе печетесь?» Ильич-то еще ладно, но вопрос о кровожадности Сталина – это чересчур болезненная мозоль, которая уже откликнулась чередой гневных комментариев от зрителей. Впрочем, сериал не про ГУЛАГ, а у Троцкого у самого руки по локоть в крови – это показано тоже вполне убедительно. Как убедительны и пояснения, что террор для героя – только метод, а не самоцель.
За романтизацией демона создатели сериала, однако, слегка замяли мотивацию героя. Почему отличник стал непримиримым революционером, готовым без лишних терзаний положить на алтарь борьбы собственных детей? Каких-то грандиозных персональных потрясений, каким для Ленина была, скажем, казнь старшего брата-бомбиста, нам не показывают. Жажда славы? Но Хабенский не юного Леннона играет, а сразу несгибаемого супермена. Даже бронепоезд ему нарисовали слегка супергеройский. Лексика из аналитических передач Первого канала («дестабилизация России», «раскачивание лодки»), вроде бы, призвана провести параллель между событиями столетней давности и нынешними, но звучит не очень удачной шуткой.
Однако, эти претензии не отменяют главного: в массе премьерной продукции на главном канале страны этот сериал выгодно выделяется сразу всем, от диалогов и актерской игры до скрупулезного продакшна. Революцию на телевидении «Троцкий», может, и не совершил, но смотреть надо. Потому что сделано хорошо, и потому что захочется при просмотре получше изучить важнейший период в жизни страны.