Стартовал сериал «Ночной администратор» по роману Ле Карре
В эти выходные, когда в России праздновали День защитника Отечества, состоялась премьера долгожданного многими сериала про бойцов невидимого фронта – только не наших, а британских.
В первом сезоне сериала «Ночной администратор» семь эпизодов
В новой экранизации прославленного мастера шпионского детектива Джона Ле Карре речь идет о вещах весьма современных – главный негодяй (Хью Лори «доктор Хаус») продает оружие сомнительным режимам, а противостоит ему бывший солдат спецподразделения, роль которого исполняет любимец девушек «Локи» Том Хиддлстон.
«Ночной администратор» – относительно поздний роман Ле Карре, 1993 года (не важно, что после него он настрогал еще с десяток); это уже знакомый нам исторический период после разрушения двуполярной системы СССР-США и лавинообразного увеличения количества локальных войн. Соответственно, его легко адаптировать к совсем уж горячей современности – что и сделали авторы сериала, перенеся действие в Каир 2011 года, разгар так называемой «арабской весны».
Персонаж Хью Лори – Ричард Ропер, таким образом, продает РПГ и напалм проправительственным олигархам, которые надеются подавить народное восстание (сомнительно, но ладно). Любовница египтянина из этой самой олигархической семьи передает документы о сделке ночному администратору отеля, где живет, Джонатану Пайну (Хиддлстон) – то ли на хранение, то ли в надежде, что он, как «совершенный британец», распорядится ими наилучшим образом. У Ле Карре это прописано четче, в сериале сделан акцент на конфликте между чувством и долгом у Пайна, в котором побеждает выучка доброго британского солдата. Любовницу египтянина, которая несколько эксцентрически становится любовницей Хиддлстона, убивают по наущению «доктора Хауса», и он с незаживающей душевной раной покидает Каир и гребаную «арабскую весну», отправляясь рулить высокогорным отелем в невозмутимой, как Штирлиц, Швейцарии.
Российская премьера «Ночного администратора» состоялась 22 февраля
Надо заметить – при всей моей любви к артисту Хиддлстону, что он – одна из главных проблем этой экранизации. Романы Ле Карре настолько же плохи, как литература, и хороши как драматургический материал, а опыт оперативной работы каждый раз подсказывает ему нужные типы персонажей. Если у Ле Карре написано, что Джонатан Пайн со своей выправкой и обсессивно-компульсивным расстройством (помешан на ритуалах и порядке) – прямой как стрела (или доска) солдатский сын и воспитанник военного приюта и кадетского корпуса, то это неспроста. Таким образом как минимум понятен его трепет и тяга к дамам полусвета в дымчатых топазах, а также затаенная неприязнь к их мужчинам. У Тома Хиддлстона же в экранизации режиссера Сюзанны Бир на лбу написана Итонская школа, а с артистом Расселом Тови, играющим двусмысленного британского дипломата, они и вовсе выглядят как давние соученики и, возможно, любовники. К тому же эта манера дам-режиссерш снимать красивых актеров как скаковых лошадей, то и дело обнажая их без особенной надобности или застывая на совершенно непроницаемых глазах, но не давая никакой достойной драматической задачи, должна быть уже заклеймлена как род сексуального харассмента.
Том Хиддлстон в роли Джонатана Пайна
Две трети часового пилота отданы Хиддлстону, превосходному, кстати, драматическому артисту, а не шести футам с лишком великолепного мужика – но все, что он делает, – это озирается, плачет, лежит в койке или двигает бровями. Я понимаю, почему его выбрали на роль Джонатана Пайна – в недавнем театральном «Кориолане» (тоже, кстати, женщина-режиссер, Джози Рурк) он дал настоящего солдата, боевую машину без тени сомнений в своем предназначении. Но от этого образа из театральной постановки в новом сериале остался разве что шрам на лбу, который оператор усердно подсвечивает. Наряду со слащавыми эротическими флешбэками все это складывается в странное для британского сериала (пусть и при американской ко-продукции) впечатление не намеренно дурного вкуса.
На удивление радует в «Администраторе» локальная британская звезда Оливия Колман, знакомая поклонникам английского детектива по сериалу «Бродчерч», где ее партнером был Дэвид Теннант, и фильму «Типа крутые легавые». Здесь она играет сотрудницу разведки, в оригинале у Ле Карре это мужской персонаж. Колман на удивление органично существует в роли, давая хорошую актерскую фору мужчинам – что Хиддлстону, что самому Хью Лори. Молодая же и обольстительная Элизабет Дебики в роли девушки Ричарда Ропера пока в сериале не зарекомендовала себя ничем, кроме артистичного показа нижнего белья.
Иные горячие головы говорили, что «Ночной администратор» – чуть ли не тест на Джеймса Бонда для артиста Хиддлстона. Если так, то он, скорее всего, его провалил – что, может статься, и неплохо, учитывая, что подобная глобальная синекура вполне могла стать могилой для довольно разностороннего таланта.