В режиме энергосбережения: Лукерья Ильяшенко о съемках сериала «Поселенцы» для НТВ, разрушенных балетных мечтах, ненависти зрителей и снотворном перед работой
Съемки сериала «Поселенцы» телеканала НТВ в разгаре. Место действия – колония-поселение. Главные герои – бывший спецназовец Иван Корнилов, работающий здесь оперативником, и бывшая актриса, ныне заключенная, Любовь, которой фатально не повезло стать свидетельницей трагического случая. Роль Любови исполняет Лукерья Ильяшенко, актриса с редким именем и нервом, которую зрители открыли в сериалах «Сладкая жизнь», «Налет», «Измены». О снотворном перед съемкой, очеловечивании текста, разрушенных балетных мечтах, некомфортности мышления содержанки, любви к творчеству Гаспара Ноэ Лукерья рассказала Tricolor TV Magazine.
У актрисы Лукерьи Ильяшенко в фильмографии тридцать ролей в тридцати проектах
Роль в сериале «Поселенцы» привлекла вас необычностью места действия, тюремной романтикой? Или были знакомы с режиссером Артемом Мазуновым?
Скажу сразу – с Артемом мы не были знакомы. И мне кажется, что любой актрисе интересно играть что-то сложное. Одно дело играть гламурную девочку, другое – заключенную, женщину трудной судьбы.
Материал сериала – очень крутой, написан литературным языком. Сценарист Оксана Южанина сделала текст достаточно интересным и сложным, в ходе съемок мы иногда творчески его корректируем – и сам режиссер, и съемочная группа. У меня получается отчасти двойная работа – очеловечивание диалогов, чтобы они не воспринимались, как в сериале «Варенька» (улыбается). «Поселенцы», с одной стороны, детективная, остросюжетная история, но с другой – язык нивелирует всю злободневность и актуальность повествования.
Съемки 16 серий сколько времени продлятся?
Начали в мае, окончим к концу августа или середине сентября. Съемки картины – это маленькая жизнь, и очень важно, чтобы она была качественной, хорошей, приятной в моменте. С командой повезло, все добрые, приятные, профессиональные. Очень крутая операторская группа.
Вам интересен характер героини Любови или обстоятельства, в которых она очутилась?
Это вещи неразделимые. Характер героини формируется из ее предыдущего жизненного опыта. Когда мне только предложили пойти на пробы «Поселенцев», я вспомнила сериал Netflix «Orange Is The New Black» про калифорнийскую женскую тюрьму. Понятно, что отечественное кинопроизводство нельзя сравнивать с зарубежным, но мне кажется, что из этого можно сделать очень крутое кино, сделать максимально смело, насколько позволяет формат НТВ.
Вы испытываете страх в первый день на съемочной площадке?
Конечно. У меня стандартная ситуация: перед первым съемочным днем я не сплю, хоть и пью снотворное.
Лукерья Ильяшенко в сериале «Сладкая жизнь» (2014)
И какая вы потом с творческой группой, с которой проживаете четверть года: кокетка, замкнутая, строгая?
Очень разная. Предыдущая группа считала меня наполовину идиоткой, потому что я скакала и ржала. Тут веду себя спокойно, довольно замкнуто, в режиме энергосбережения. Но материал диктует такое поведение. Мне нелегко дается текст, к тому же сцены сами по себе эмоционально сложные.
В «Поселенцах» какой-то юмор заложен в сценарии?
Да. Моя героиня Люба – бывшая актриса и в одну из первых встреч с Корниловым начинает читать ему нотации, увлекается и уходит в театральный пафос. Получилось, как мне кажется, вполне себе комедийно.
Грим, одежда героини – все нравится?
Я в кои-то веки довольна костюмом! В проекте «Высокие ставки. Реванш» у меня были постоянные стычки с художником по костюмам, потому что меня одевали как самую последнюю фривольную женщину. Я каждый раз выходила на площадку чуть не плача. В «Поселенцах» костюм нейтральный, в мальчиковом стиле, согласно ситуации.
Ваши роли – обычно современниц, журналисток, предпринимательниц, танцовщиц. Хотели бы сыграть в исторической костюмированной картине?
Конечно! Люблю мистику, костюмы, тяготею к Гильермо дель Торо, Тиму Бертону. Более того, однажды собирались запускать проект «Аладдин», в котором я должна была быть Жасмин, а Егор Корешков – Аладдином, но не сложилось.
Роль в сериале «Сладкая жизнь» вам легко далась?
В том-то и дело, что нет. Тяжело было существовать с костюмами, которые мне не нравились и которые я бы в реальной жизни никогда не надела. Тяжело было с этим распущенным характером, содержанской манерой мышления, что мне тоже не присуща. Но материал был очень крутой, так что оно того стоило (улыбается).
Съемки сериала «Поселенцы» для НТВ должны быть окончены к осени
Самый замечательный комплимент, который вы услышали на этой волне популярности?
Самое парадоксальное: когда мне зрители писали на полном серьезе, что мы тебя ненавидим, ты такая и сякая, я поняла, что роль получилась. Народ поверил, что я действительно такая! Значит, со своей задачей я справилась хорошо.
Ваши амбиции насколько далеко простираются – «Нику» получить?
Что уж «Нику» – «Оскара» (улыбается). Я довольно случайно оказалась актрисой, поэтому загадывать: «Я хочу получить "Оскара"» или наметить план действий на ближайшие пять лет – нет такого. Потому что ты никогда не знаешь, где окажешься. Может, что-то произойдет, тогда я вообще не буду заниматься этой профессией.
Конечно, мне бы хотелось поработать в большом артхаусном проекте. У меня есть короткометражки в артхаусном жанре, но, к сожалению, немного. Тут палка о двух концах: с одной стороны, нужно зарабатывать деньги и участвовать в коммерческих проектах, а с другой – хочется сделать что-то для эстетического самоудовлетворения. Чтобы было так: «Посмотрите этот фильм со мной» – и можно больше ничего не говорить.
И при этом в детстве актрисой вы не мечтали быть?
Я мечтала стать великой балериной и много над этим работала. А потом в какой-то момент осознала, что занимаю чье-то чужое место, кого-то более талантливого и подходящего. Я десятилетия этому посвятила: поступила в балетную школу, потом вошла в труппу, размышляла, не поехать ли в Роттердамскую школу современного танца. И лет, наверное, в двадцать я поняла, что цели всей моей жизни – а у всех балетных детей есть сформированная цель, в то время как у других людей планы и цели появляются в более зрелом возрасте, – и нет. И ты остаешься совершенно потерянной, не понимаешь, что делать, куда себя применить.
Для кого-то духовные костыли – религия, эзотерика, еще что-то, а поскольку я человек нерелигиозный, то для меня способ оправдания жизни – иметь цель и идти к ней. Может, это бесполезно, тщетно, смысла никакого не имеет, но когда я иду к цели, то жизнь наполняется смыслом.
Свой первый эпизод вы сыграли в сериале «Барвиха», и вас даже нет в титрах. Впечатлениями поделитесь?
На кастинг меня позвал друг. Я впервые в жизни выучила текст для проб, пришла, меня взяли. Снимали где-то на натуре, вокруг много незнакомых людей. Я девочка, недавно выпустившаяся из балетного училища, а тут молодые актеры, которые совершенно по-другому существуют по сравнению с балетными, которые скромные, закрытые и не выпячивающие себя. Текст, камера, я не понимаю, что происходит. И когда все закончилось, я подумала: «Никогда больше в жизни не буду этого делать». У меня дико негативный осадочек остался. А потом пошло-поехало. Никогда не говори «никогда».
Если использовать штампы, то актерство захватило вас, получается... У вас, скорее всего, был большой киношный бэкграунд?
Я кино-то не любила никогда! Начала его смотреть, потому что начала работать в индустрии. Попросила вгиковский список фильмов, обязательных к просмотру, и начала с Луиса Бунюэля (смеется).
Выход драматического детективного сериала на экраны запланирован на 2019 год
В детстве или юности случился фильм, который потряс?
«12 стульев» Леонида Гайдая с Арчилом Гомиашвили и «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы.
Потом каких режиссеров открыли для себя?
Люблю творчество Уэса Андерсона, Джима Джармуша, Бернардо Бертолуччи, Гаспара Ноэ, а других мастеров – выборочно: «Одержимость» Дэмьена Шазелла, «Двуличный любовник» Франсуа Озона. Недавно открыла для себя потрясающую Киру Муратову. Мне один знакомый рассказал, как они на Одесской киностудии каждую сцену фильма Муратовой репетировали по две недели, а ведь создается ощущение, что она просто выходит на улицу и ставит камеру.
Какие из сериалов порекомендуете?
«The End Of The Fucking World» – очень крутая история про двух подростков, 8 серий по 20 минут. Наверное, самое яркое из всего, что видела. Еще начала смотреть «Вавилон-Берлин» с Северией Янушаускайте, я ее большой фанат.
Кем еще восхищаетесь или готовы что-нибудь «спереть», позаимствовать?
«Спереть» ничего не готова, потому что человек становится интересным только за счет своей индивидуальности. «Спертых» или позаимствованных полно в «Инстаграме»: губы от одной, глаза от другой, попа от Кардашьян, страсть к веганству от Ирены Понарошку. За этим набором штампов обезличивается твоя собственная индивидуальность. Я против этого. Помню, снимали сериал «Налет» с Владимиром Машковым, адаптацию французского сериала «Брак». И он сказал мне: «Посмотри». Я очень боялась смотреть, потому что боялась, что нахватаюсь. И когда я играла Оксану, то понимала, что увиденное мне скорее мешало, чем помогало.
Что касается моих ориентиров, я влюблена в Тильду Суинтон, Северию, Тину Далакишвили в фильме «Звезда» – круче нее сегодня нет. Из звезд прошлого – в Роми Шнайдер.
Кино – это?
Черт его знает (искренне пожимает плечами).
Фото: НТВ