Тимофей Шарипов, креативный продюсер сериала «Филфак»: «Я и сам не знал, чем занимаются креативные продюсеры»
На ТНТ очередная премьера – на сей раз на суд зрителей продюсерская компания Good Story Media представит комедию о сексе и литературе «Филфак». Проект с говорящим названием был в разработке продюсеров уже давно, так как создатели Good Story Media сами когда-то были студентами филологического факультета. Для «Филфака» в команду к режиссеру Федору Стукову и продюсерам Антону Зайцеву, Артему Логинову и Антону Щукину присоединился Тимофей Шарипов. Tricolor TV Magazine поговорил с новым креативным продюсером о том, как создавался «Филфак».
Актеры и создатели сериала «Филфак»
Расскажите, пожалуйста, чем занимается креативный продюсер в компании Good Story Media?
Я сам раньше тоже мало понимал, что такое креативный продюсер. На самом деле, это тот же автор, тот же сценарист, но он при этом активно участвует в съемочном процессе, в предпродакшне, постпродакшне, в процессе стачивания финальных моментов серии на канал. С точки зрения креатива сопровождает каждую серию проекта от момента ее создания и до того, как она выходит в эфир. Я присутствовал непосредственно на площадке, мог как-то менять текст, если он не подходит актеру. Но менять надо было так, чтобы сохранился смысл, и мы не теряли ни комедии, ни сюжета, ни истории.
Как Вы попали в команду создателей «Филфака»?
Сам я из Санкт-Петербурга, занимался и рекламой, и сценариями, но таких больших проектов у меня никогда не было. «Филфак» первый. Однажды я увидел объявление в интернете о том, что компания Good Story Media, на тот момент уже известная проектами «Реальные пацаны», «Физрук», организует семинар для молодых сценаристов. Я приехал в Москву, участвовал в трехдневных занятиях, и потом прошел отбор. Был достаточно серьезный конкурс, но видимо, какая-то удача у меня была. Именно так я попал в Good Story Media, и меня отправили в разработку «Филфака» в качестве автора.
То есть Вы стояли у самых истоков в этом проекте?
До меня уже была идея у Антона Зайцева, соответственно были авторы, которые разрабатывали этот проект, я уже вливался в коллектив. Но момент, когда я пришел в проект, была, пожалуй, только идея, самого сценария еще не было. Но тут тоже нужно понимать, что Антон Зайцев не просто приходит и говорит: «Есть идея!» Нет, у него уже есть концепция в голове, как это снимать, примерные главные герои и их описание, характеры уже тоже немного проработаны.
Мы знаем, что идея «Филфака» пришла еще в пору студенчества создателей Good Story Media, когда они учились на филфаке. А вы где учились?
Я, наверное, единственный в авторской комнате, кто не заканчивал филологический факультет. Я окончил Университет экономики в Санкт-Петербурге, и у нас была примерно такая же ситуация, как на филологическом, только у нас было всего два парня. И тут вроде кажется, что шансов для отношений больше, но на самом деле нет. Поэтому все истории, все ситуации мне очень мне знакомы. Другое дело, что не было такой филологической и литературной подоплеки в мои студенческие годы.
Ситуации, которые описаны в сериале, они на самом деле происходили?
Отчасти да, но нельзя сказать, что во всех 20 сериях все истории взяты из жизни. У нас компиляция – что-то мы вместе додумывали и выдумывали, и приводили в единое целое, чтобы не казалось, что это идеальная история и не очевидный вымысел. Просто по манере поведения главных героев видно, что мы не пытались сделать из этого какой-то мультик или фантастическую историю. Мы пытались показать зрителю реальную жизнь, как это на самом деле происходит.
Критики сравнивают «Филфак» с «Американским пирогом»
Есть такое отношение к этому проекту сродни как к «Американскому пирогу», истории о сексуальных отношениях. Но на самом деле в сериале такого нет. Даже если посмотреть 5-6 серий, чтобы понять формат сериала, там никто в кадре не занимается сексом. У нас достаточно девическая история, но есть и острые комедийные моменты. Возможно несколько человек обидятся, если узнают в этой истории себя, но я обязательно с ними пообщаюсь, если у них будут какие-то претензии к нам. В общем, я думаю, что мы написали добрую историю. Я надеюсь на понимание этих людей, и надеюсь, что они улыбнутся вместе с нами.
А вам не обидно сравнение с «Американским пирогом»?
Нет, но намеренно мы к этому точно не шли. Мне необидно, ведь «Американский пирог» достаточно известный и рейтинговый фильм. Но с этим фильмом у «Филфака» очень мало общего.
На какие-то проекты в целом ориентировались?
Нет, мы пытались создать свой оригинальный сценарий, написать его самостоятельно, без цели скопировать что-то. Если есть совпадение, то, наверное, одно, из одной серии «Теории большого взрыва», его наверняка заметят любители этого проекта. Но мы сознательно пошли на это и обыграли в тексте у актеров, чтобы показать, что мы не собираемся воровать идеи.
Good Story Media несколько лет назад, кстати, полностью отказались от адаптации зарубежных проектов. Нам кажется, что свое все же ближе российскому зрителю – оно и воспринимается гораздо лучше, потому что на экране показывают то, что у нас в действительности происходит, а не где-то там. И мне кажется, это работает.
Сценариев сегодня не хватает для успешных проектов?
Да, к сожалению. Сценарная школа в России только сейчас начинает переживать какой-то рост, профессиональных сценаристов очень мало и даже для создания проектов в Good Story Media привлекаются американских коллег. У нас был консультант Майкл Блотт, сценарист из Голливуда. Он не то чтобы сидел и писал с нами, а давал консультации, как это делать. У него большой опыт, а мы старались перенять те качества продукта, которые позволяют создателям выдавать хиты за рубежом.
Он участвовал в построении работы авторской группы, он раскрепощал людей, рассказывал, как это происходит у них. В авторской группе постоянно сыплются идеи. Я видел, как они работают, они сами по себе более открытые люди. Русские ребята как-то закрыты, держатся за свои идеи, они немного интроверты, особенно сценаристы. Это вопрос менталитета. Поэтому Блотта задачей было воплотить их идеи, их ценности именно в работе сценарной группы. Чтобы люди открывались, могли высказывать свои идеи и предположения, даже если они будут ошибочными. Часто это дает свой плюс в написании сценария. Он великолепно знает структуру написания сценария, он понимает, как это делается, у него большой опыт и все это мы использовали, чтобы написать наш продукт.
Ефим Шифрин в роли преподавателя филологического факультета
Можно назвать какие-то критерии хороших сценариев или идеи, которые могут «зайти», потенциально быть успешными?
Не назову таких критериев. Это достаточно сложно, как говорят наши продюсеры, это магия! То есть от начала и до самого конца ты пытаешься существовать в каких-то рамках, существовать по наитию и максимально использовать свою интуицию. Тут нужно быть максимально честным с собой. Когда ты пишешь сценарий нужно понимать, что это работает так, здесь у героя правильная мотивация, почему здесь происходит вот так и эдак. Главное, чтобы зритель в это поверил. Чем больше он в это поверит, тем больше шансов на успех продукта. Но ключа к успеху как такого еще нет.
Расскажите о кастинге для «Филфака», как вы нашли героев для сериала?
Кастинг проходил довольно длительное время. Мы искали главного героя и в итоге нашли нашего замечательного Дениса Парамонова. К нам пришел на кастинг Леша Золотовицкий на роль Бабина – человека, который аскетичен, который не воспринимает женщин. Но он попал на противоположную роль Жени, она ему хорошо удалась. Очень долго искали человека на роль Бабина, Вася Поспелов совершенно случайно попал к нам проект – он даже на сам кастинг не пришел, а просто сопровождал друга. Мы его заметили, у него подходящий типаж, он настолько правильный парень, что его сразу же взяли. Полина Пушкарук, правда я при этом не присутствовал на кастинге, пришла на роль Маши Тарасовой, но она как человек и актриса настолько понравилась Антону Зайцеву, что под нее написали специальную роль. Поэтому роль Нади – это абсолютное творение Полины Пушкарук, с ее собственной манерой.
Съемки шли иногда по 14 часов в сутки и 7 дней в неделю, но, тем не менее, я испытал огромное удовольствие. Съемки проходили, в общей сложности, полгода. Съемочный процесс проходил по всей Москве, в разных локациях. Если взять наш университет, то это происходило отчасти в Люберцах, отчасти в центре Москвы и еще где-то. Условно говоря, три университета, где мы снимали и пытались выстроить одну картинку.
Смотрите сериал «Филфак» на канале ТНТ
Как проходила работа с режиссером?
Я стал креативным продюсером чуть позже, буквально на третий день после начала съемок, когда Федор Стуков уже снимал. Это имя говорит само за себя, так что когда я ехал на первый съемочный день, я переживал. Для режиссера, как мне кажется, всегда важно быть открытым предложениям, и Федор именно такой – он пропускает идеи через себя. Он профессионал и к тому же очень приятный человек. Он отлично понимает, что нужно делать, мне только оставалось общаться с актерами, доводить до них свои мысли. Все проходило в легкой, непринужденной форме беседы.
Как проходила работа с Ефимом Шифриным?
Ефим Шифрин, безусловно, один из тех людей, который создавал атмосферу. Это человек невероятного склада ума. Если честно, до знакомства с ним он для меня был просто эстрадным артистом, который хорошо делает свое дело. Но на самом деле это человек очень образованный, интеллигентный и в то же время с очень тонким и приятным чувством юмора.
Насколько я знаю, его заинтересовало участие в проекте «Филфак» именно потому, что тема литературы ему близка. Он сам закончил филологический факультет, и его персонаж оказался очень похож на преподавателя Ефима Шифрина. Очень много совпадений привели к тому, чтобы он согласился попробовать себя в этой роли. Это для него новый опыт, и надеюсь, мы увидим больше его ролей в телепроектах в ближайшее время.
Традиционный финальный вопрос – какие дальнейшие планы, над какими проектами работаете сейчас?
Сложно сказать, есть идеи, которые разрабатываются прямо сегодня. Я надеюсь, что в дальнейшем я буду работать над вторым сезоном «Филфака» и даже рассчитываю, что будет второй сезон и третий!