Актер Евгений Пронин о съемках в сериале «Гостиница "Россия"», служебных романах, успокоительных таблетках и любви к поклонницам
Сериал «Гостиница "Россия"» на Первом канале получился на редкость психологическим, плотным по манере повествования и рассказанным с большой долей сердечности. Тому причиной – игра большой команды замечательных актеров. Евгений Пронин, герой сериалов «Разведчицы», «Неизвестный», «Слава», «Шаповалов», на этот раз перевоплотился в Алексея Ракитина – капитана 9-го управления КГБ. О служебных романах и успокоительных таблетках, роли Аль Пачино в своей судьбе, партнерах и любви к поклонницам актер рассказал Tricolor TV Magazine.
Сериал «Гостиница "Россия"» стартовал на Первом канале 17 октября
Как к вам пришла роль Алексея Ракитина в сериале «Гостиница "Россия"»?
Достаточно традиционно: мне прислали сценарий, который на тот момент собирался снимать режиссер Михаил Вайнберг, сделавший сериал «Тест на беременность». Я погрузился в мир, доселе незнакомый и вполне себе полный шекспировского уровня страстей. Мне нравится играть не современных персонажей, а героев в стиле ретро 70-х, 60-х, 50-х и далее, которых можно нафантазировать вместе с режиссером: надеть старое пальто, кепку, говорить в другом ритме, другими словами, задумываться над спецификой системы ценностей. Поэтому сомнений, участвовать – не участвовать в этой производственной драме, у меня не возникло.
На пробах сразу поняли, что вам легко будет с Екатериной Вилковой?
Ансамблевых проб у нас не было, но работы Кати всегда вызывали во мне чувство глубокой симпатии, да и сомнений в ее профессиональном подходе не возникало. Объяснить себе, почему для моего героя Вилкова становится больше, чем коллегой, не составило ни малейшего труда. (Улыбается.)
Локация съемок сложилась только в Москве?
Мы снимали также и в двухстах километрах от Москвы, в городе Кашине Тверской области сцены внутри гостиницы «Россия». Там нашли словно застывший во времени санаторий. Каким он был в 70-х годах, таким и остался: те же столовые, колонны, барные стойки, удивительная атмосфера советского периода.
Новый проект Первого канала, по мнению некоторых критиков, стал одой государственной безопасности
По тем временам место работы у вашего персонажа элитное, финансово престижное?
Не будем творить мифы. Чтобы проще было понять: спецслужбы – та же армия. Ракитина могли назначить работать где угодно. Так сложилось, что назначили в гостиницу «Россия», где он получал свой оклад согласно штатному расписанию. Я же не занимался никакой фарцой, поэтому о финансовом престиже речь не шла, но с определением элитности статуса я полностью согласен.
Есть ли у вас друзья, с которых вы могли списывать оттенки роли?
Да, мой друг – капитан ФСБ, и я брал у него какую-то органику, существование. И все-таки образ получился собирательный, потому что его нельзя было брать целиком. Наше время – есть наше время, оно заметно отличается от 70-х степенью свободы. Раньше люди были более зажаты, чем сейчас, и в эмоциональном, и в психологическом смысле. Благ мирских ныне гораздо больше, чем в советское время. Мы можем свободно выезжать за границу, хотя с некоторых пор не все сотрудники спецслужб из-за уровня секретности могут покидать пределы родины.
Ваш Ракитин все-таки влюбился. Как вы считаете, людям такой профессии тяжело влюбляться? Они же зарегламентированы, привыкли контролировать свои чувства...
Они же не монахи... Ракитин влюбился в героиню Вилковой Ксению Баскакову, при этом стал ее куратором. В какой-то из серий я ей говорю, что ты мне целиком и полностью подчиняешься, ты моя. В любой профессии могут возникать служебные романы, что называется, и тому много примеров.
Первую роль на телевидении Евгений получил сразу после окончания Щукинского театрального училища: в 2002 году он снялся в сериале «Московские окна»
Внутри вас с первого дня щелкнуло ощущение комфорта на съемочной площадке «Гостиницы "Россия"»?
Особенность моей профессии заключается в том, что каждые минимум 2-3 месяца я меняю коллектив целиком, хотя попадаются люди из прошлых работ. Ты сначала присматриваешься к среде, в которую попадаешь, к режиссеру, операторам, гримерам. Сначала все чужеродное, потом постепенно ты с кем-то сближаешься, а с кем-то по-прежнему держишь дистанцию. И ощущение комфорта, как и влюбленности, рождается помимо воли, независимо от жанра, самочувствия, настроения. Наверное, как есть гений места, так существует гений кинопроекта.
Какой опыт вы вынесли из работы над этим сериалом?
Глубоко вы копаете. (Смеется.) Я не первый раз играю человека в погонах – военного, милиционера, засекреченного, так что считаю, что реализовал шанс огранить свои познания об этой сложной мужской работе.
Если говорить о мечтах, то это скорее герой боевика, исторической драмы или киносаги о любви?
Предпочту историческую картину, если будет выбор.
Вы очень достойно оттеняли талант Александра Балуева в сериале «Шаповалов». Он вас как-то морально поощрял, комплименты делал?
Комплименты я редко слушаю и особо не запоминаю, больше критику, она интересней. Александр – прекрасный партнер и человек с большой буквы, разноплановая личность. С ним приятно партнерствовать, приятно находиться в кадре, наблюдать, как он существует, какие у него оценки, реакции. С Балуевым быть в диалоге – одно удовольствие.
А от чего вы получили удовольствие, снимаясь в самый первый раз в кино?
Первый раз я попал на площадку фильма «Штрафбат», когда выпускался из Щукинского училища. Веселье било через край: я – абсолютно зеленый, а вокруг много известных актеров. Чудеса! «Штрафбат» – история советских героев. А меня, когда подстригли и одели, я стал похож на солдата американской армии. Настолько, что надо мной все шутили: «Янки, гоу хоум».
В 2005 году на экраны вышел фильм «Гарпастум», где Евгений Пронин получил первую главную роль в своей карьере
Именно тогда я был поражен тем, как все в кино устроено. Процесс познания и составил главное удовольствие. Тогда я сделал для себя важный вывод: работа в кино – это не учеба в академии. Чтобы сниматься, нужно быть готовыми ко всему.
Самая любимая роль есть?
Российская киноиндустрия отличается от американской и подходом к оплате: там ты снялся в двух фильмах, и тебе идут отчисления за прокат. Для того чтобы российскому актеру как-то существовать, нужно быть все время в тонусе и все время сниматься. Поэтому есть роли, которые мне не очень удались, не очень трогали мое сердце, и оказались более холодными для меня.
Самая любимая – роль Андрея в фильме «Гарпастум». Для меня тогда кино было сказкой, и все, что там делалось, граничило с идеалом. Я рад, что «Гарпастум» случился в моей жизни.
Знаете, воспоминания очень свежи, хотя прошло много лет. Невероятно красивый Питер. Тщательный режиссерский подход Алексея Германа-младшего. И удавом окольцовывающая меня тревога о том, правильно ли я играю, от которой у меня началась бессонница. Я впервые в жизни попробовал пить успокоительные, чтобы прийти в себя, хотя до этого знать не знал, что это такое.
Давайте перейдем к забавным случаям.
Если забавный, то это летний Нью-Йорк и сериал про Фетисова «Слава». Мы ехали на платформе, куда ставят настоящий автомобиль, и ты едешь в нем за рулем, имитируя движение. Все происходило в самом центре города, на 5-й авеню. Местные жители сочли это действо представлением с участием голливудских звезд. Они стали меня фотографировать, кто-то кричал «Лео», другие имена. Мы от души посмеялись, но и порадовались. В Москве ведь отношение к актерам такое: «Ну, актер и актер». Потому что сама профессия нивелируется: любой может стать актером.
Кадр из фильма «Аритмия», премьера которого состоялась 12 октября 2017 года
«Я хочу вот также» – был ли фильм, на который вы так отреагировали?
«Крестный отец» стал для меня судьбоносным в прямом смысле этого слова. Когда я был школьником, то жил спортом, и кинотеатр был чуть ли не последним местом, где меня можно было застать. И телевизор мне было скучно смотреть. А в 15 лет я впервые увидел «Крестного отца». Игра Аль Пачино – как подарок или знак свыше, который направил меня по актерскому пути.
Чем вас искусил кинематограф после «Крестного отца» как зрителя?
Я обожаю фильмы Берлинского, Каннского, Венецианского кинофестивалей. Глубокое, медленное кино, в котором я, как зритель, сам могу что-то додумать, – то, что для меня по-настоящему важно, что помогает совершенствовать свои профессиональные знания. Хотя такие фильмы, как «Kingsman: Секретная служба», все «Матрицы», «Терминатор» также оставляют след в твоей жизни и отражают время, настроение людей, развитие кино на том этапе, спецэффектов и прочее.
Что из последнего рекомендуете посмотреть?
«Аритмию». Замечательный фильм, который даже самого черствого человека не оставит равнодушным. Настолько метко снят на злобу дня, четко сыгран Сашей Яценко и Ирой Горбачевой.
Вы красивый актер. Сложные ситуации с поклонницами случались?
Во-первых, не случались. И, во-вторых, хотя это и есть в-главных, нет во мне нарциссизма. Если бы было мне лет двадцать и если бы я работал моделью, то, наверное, зациклен был на своей внешности. Правда в том, что я крайне редко смотрю в зеркало. (Улыбается.) Поклонниц, не скрою, люблю, но уделяю недостаточно им внимания. Могу предположить, что женщинам лучше не надоедать… Я не балую общением фан-клуб, но от тех встреч, что сложились, остались крайне приятные впечатления.
Кино – это?
Стихия.