Вся правда о российских сериалах: продюсеры Инесса Юрченко и Сергей Щеглов об отечественном «мыле», онлайн-кинотеатрах, рейтингах и вкусах телезрителей
В Каннах прошел крупнейший рынок телевизионного контента MIPTV. В этом году к нему добавили фестиваль сериалов Cannes Series. Грандиозный смотр на Лазурном берегу ярко показывает длинный путь, который прошли сериалы: от простенькой зарисовки для рекламы мыла до большого художественного произведения. Россия представила мировому зрителю богатый выбор – около четырех десятков сериалов. Tricolor TV Magazine встретился с ведущими российскими продюсерами Инессой Юрченко и Сергеем Щегловым (кинокомпания «Триикс Медиа»), чьи проекты «Один» и «Купчино» были представлены в Каннах, и узнал, что происходит в российской сериальной индустрии сегодня и как она изменилась за последние десять лет.
Инесса Юрченко спродюсировала за десять лет 120 кинопроектов
Инесса, Сергей, еще десять лет назад в России сериалы занимали только один час в прайм-тайм. А сегодня – целых четыре часа из пяти. Почему это происходит? Ведь в Америке, например, прайм-тайм могут занимать и шоу, и новости.
Инесса Юрченко: У американцев другой менталитет, они выросли на телешоу. Наш зритель любит сериалы.
Сергей Щеглов: Если говорить с практической точки зрения, то для производителя это экономические выгодно. Телешоу, на которое потрачены деньги, посмотрят один раз, а серию сериала могут повторить раз десять. Жизнь сериала длится от 7 до 14 лет. Кроме того, с появлением интернета и онлайн-кинотеатров многие каналы заинтересованы в новых продуктах, потому что интернет тоже стал приносить каналам деньги. У СТС, Первого канала и других уже есть собственные платные онлайн-кинотеатры. Конечно, номером один остаются телевидение и рекламодатели, но за онлайн-кинотеатрами будущее.
Вы выпускаете в год около восьми сериалов. Расскажите о формуле успешного сериала. Например, ваш недавний проект – сериал «Невский. Развязка» – стал самым рейтинговым проектом на канале НТВ за последние пять лет.
Инесса Юрченко: На мой взгляд, нельзя вывести формулу сериала, который будет гарантированно успешным. Судьба сериала – это русская рулетка. Когда мы выбираем проект, то всегда ищем хорошие жизненные истории, хороших режиссера и актеров. Но что будет с сериалом, даже великолепно сделанным, – неизвестно.
Как случилось с проектом «Крылья империи»: после четвертой серии его сняли с эфира. Зритель испортился, не оценил вдумчивую историю?
Инесса Юрченко: Нельзя сказать, что зритель виноват, невдумчив, или только мы виноваты, – это все стечение обстоятельств. «Крылья империи» – это действительно необыкновенный проект с сильнейшей режиссерский работой Игоря Копылова, блестящими актерскими работами Милоша Биковича («Лед», «Отель "Элеон"»), Ксении Лукьянчиковой («Красная королева»), Григория Некрасова (лауреата «Золотой маски»), работами художника-постановщика Георгия Мирчи, художника по костюмам Марины Леккиной. Только год ушел на написание сценария. Мы создавали его с огромной любовью и исторической внимательностью. Но у сериала оказалась своя судьба, и она вот такая. Мы свои ошибки знаем и пытаемся их исправить. Уверена, что этот сериал еще выйдет в эфир на Первом канале и зритель по достоинству его оценит.
Существует миф, что медийные актеры могут спасти любой сериал. Навязывает ли канал звезд, заказывая проект?
Инесса Юрченко: За 11 лет работы ни один канал нам ни разу не навязал актера – мы их выбираем сами. Более того, мы любим работать с неизвестными актерами, молодыми и немолодыми, которые, например, блистательны в театральных работах, а на телевидении о них никто не знает. Так, мы открыли широкому зрителю великолепных Андрея Чубченко («Шеф»), Максима Дахненко («Высокие ставки»), Евгения Бакалова («Выжить любой ценой»), Антона Васильева («Невский»), Дмитрия Паламарчука («Последняя статья журналиста») и многих других. Самое важное, чтобы актер точно попадал в свою роль, а звезда он или нет – неважно.
Сергей Щеглов призывает обращать внимание не только на цифры рейтинга телеканалов, но и на количество скачиваний или просмотров серии в интернете
Сергей Щеглов: Опыт показывает, что зрители смотрят не на звезд, а на историю. Возьмем наш хит – сериал «Невский». Первый сезон побил все рекорды, хотя там не было ни одной звезды в актерском составе. Одновременно на другом канале шел «Следователь Тихонов» с народным любимцем Михаилом Ефремовым в главной роли. И у «Невского» оказались рейтинги выше. Сейчас второй сезон «Невского» показывался одновременно с «Кровавой барыней» с Юлией Снигирь в главной роли. И снова «Невский» побил все рейтинги.
Netflix приобрел шесть российских сериалов. Смотрите ли вы в сторону Запада? Нужны ли там русские сериалы?
Инесса Юрченко: Мы смотрели на Запад с сериалом «Высокие ставки – 2», ведь в этом проекте раскрывается интересный конфликт между бандитами родом из девяностых и молодым поколением хакеров. Но пока не знаем, будет ли это продавать НТВ, ведь все права принадлежат каналу. Понимаете, на Западе, так же как и у нас, все ищут новые идеи. Американцы могут купить идею, но потом она может лежать у них годами. Насколько мне известно, но я могу ошибаться, первую сделку с американцами осуществил продюсер Заур Болотаев (ТНТ), когда продал сериал «Моими глазами». Экранизировали эту историю американцы или нет – я не знаю. Мне кажется, страна происхождения сериала не так важна, как уникальность идеи. Но надеюсь, русские сериалы будут покупать.
Сергей Щеглов: Я уверен, Западу важен только политический аспект, там будут востребованы фильмы, которые очерняют нашу страну. Но мы никогда такое не снимем.
Учитываете ли вы мнение зрителей, создавая продолжения сериалов?
Сергей Щеглов: Конечно. Мы всегда читаем комментарии зрителей, например, на сайтах «Кинотеатр.ру» или «Кинопоиск». Когда делаем первые серии проекта и у нас есть разногласия в команде, то собираем фокус-группу – рабочих, врачей, бухгалтеров и так далее, включаем им серии, и после просмотра они пишут свое мнение.
Интернет здорово нам помогает. Часто мы обращаем внимание не на цифры рейтинга телеканалов, а на количество скачиваний или просмотров серии в интернете. Например, последнюю серию «Невского» за одну неделю посмотрели больше миллиона раз. Сейчас для нас это больший показатель успешности, нежели цифры официального рейтинга.
Сегодня в России, по признанию продюсеров, существует кадровый голод среди сценаристов
Вы в индустрии уже 11 лет. Какая основная проблема существует для вас сегодня?
Инесса Юрченко: Если говорить глобально, то это кадровый вопрос. Очень мало новых сильных авторов, которые способны написать историю про взрослого героя. Мы сейчас в основном работаем с авторами, которые с нами уже десять лет, их можно уже назвать мастерами, например Андрей Тумаркин. Все рейтинговые проекты были написаны им: «Ленинград 46», «Невский». Такая же проблема и с режиссерами, художниками-постановщиками, художниками по гриму, по костюму.
Сергей Щеглов: Любой сценарист может прислать нам заявку по электронной почте, мы с редакторами все заявки и сценарии внимательно читаем. Но из 120 присланных заявок в месяц более-менее интересные и качественно написанные – одна-две. Возможно, это связано с тем, что нет школы сценаристов. Либо новые авторы еще молоды и пишут пока только для молодежной аудитории.
Вы работаете по заказу каналов НТВ и Первого. Насколько часто телеканалы готовы экспериментировать с форматом?
Инесса Юрченко: Телеканалы любят экспериментировать в своих форматах, кроме, пожалуй, канала «Россия» (им требуются только мелодрамы). Например, мы предложили НТВ расширить жанр криминальной драмы, добавив мелодраматическую линию, они согласились. Так появился сериал «Шеф». Герой НТВ – обычно взрослый мужчина за 35. Когда мы предложили каналу сериал с сильным центральным персонажем-женщиной – проект «Казнить нельзя помиловать» с Марией Кожевниковой в главной роли, то они опять же встретили идею прекрасно. И все эти проекты стали рейтинговыми. Также нам очень интересно работать с Первым каналом, так как их интересуют необычные, креативные, нестандартные и смелые истории, этим они всегда и отличались от других.
Картины Инессы Юрченко и Сергея Щеглова имеют один лозунг: добро всегда побеждает зло
Ваш самый любимый и самый успешный проект за 11-летнюю историю «Триикс Медиа»?
Инесса Юрченко: Я считаю, что наша визитная карточка – это сериал «Ленинград 46». Мы сделали 32 серии «под ключ» за год и три месяца, если считать с момента написания сценария. Сейчас мы вряд ли сможем повторить такой подвиг, так как всем этот проект дался очень тяжело. Мы его сделали вопреки всему. Это все получилось благодаря группе, режиссеру, актерам и, конечно, нашему любимому городу Санкт-Петербургу, который являлся нашим ангелом-хранителем в этой истории. Сериал был рискованным для телеканала НТВ, ведь в то время он не делал исторические проекты. Я считаю, в этом фильме Сергей Гармаш сыграл свою лучшую роль. Его герой после войны возвращается домой к семье, но так получается, что система выталкивает его из жизни, а он все равно борется за право жить. Несмотря на все это, мой любимый сериал – это «Наше счастливое завтра» режиссера Игоря Копылова. Мне кажется, этот проект недооценен. Так получилось, что большинство зрителей его не увидели.
Сергей Щеглов: «Невский», «Шеф», «Ленинград 46» – мои любимые проекты. Они же самые успешные.
Если говорить о продюсерской миссии, то у вас какая?
Инесса Юрченко: Все наши картины имеют один лозунг: добро всегда побеждает зло. Для нас с Сергеем это главная миссия нашей работы.
Фото кинокомпании «Триикс Медиа»