Новый сериал «Германия 83»: для немцев и россиян
Сериал «Германия 83», рассказывающий собственно о Германии в 1983-м году, может быть интересен не только немецким телезрителям, но и российским любителям многосерийных фильмов.
Сериал «Германия 83» состоит из восьми серий
Немцы есть немцы — редко встретишь сериал, настолько точно отвечающий своему названию. «Германия 83» — назвали они новое шоу, которое в кои-то веки удостоилось внимания международного зрителя (в остальном современное германское телевидение для нас – совершенная терра инкогнита, поняла я, просматривая послужные списки создателей). Речь тут собственно и идет о Германии в 1983-м году, земле мало того что расколотой надвое, так еще и потрескивающей на разлом на жерновах геополитического спарринга СССР и США.
Шпионская линия и линии любовные, которые введены в качестве необходимого конструктивного элемента выполняют честную служебную функцию; по большому счету, это сериал именно о стране и эпохе, и пресловутый цайтгайст здесь дышит где хочет. Главный герой – молодой, насквозь положительный лейтенант погранслужбы ГДР Мартин Рох живет с больной матерью и собирается жениться на прелестной белокурой фройляйн. Но в какой-то момент у него дома появляются родственники из Штази, которые весьма доходчиво убеждают его послужить Родине несколько неожиданным способом. Мартин оказывается за стеной – уже в роли адъютанта генерала бундесвера Иделя из семьи с очевидным нацистским бэкграундом, который ведет дела в свою очередь уже с генералом американским – кстати, чернокожим. Шок, свалившийся на Мартина при виде сверкающих супермаркетов, модных шмоток, поп-музыки и прочих примет загнивающего Запада, пытается сгладить его куратор, резидент Штази в ФРГ, убежденный коммунист и открытый гомосексуал. Вся эта потребительская мишура здесь для того, чтобы не давать людям задумываться о действительно важных вещах — такую критику общества потребления выдает этот почтенный господин под прикрытием.
Хронометраж одной серии – 46 минуты
Незадачливый адъютант также оказывается вхож в дом своего командира, и вскоре оказывается в ситуации странного треугольника с его детьми. Сын генерала лейтенант Александр Идель служит вместе с Мартином и странно на него посматривает, а на его обворожительную хрупкую сестренку Ивонну с богемными замашками засматривается уже Мартин.
При этом Мартину приходится не только справляться с ошеломляющей реальностью, где такие же на вид люди говорят на одном с тобой языке, а живут при этом совершенно иначе, но и худо-бедно выполнять партийное задание – а именно шпионить за генералом Иделем и его уважаемым американским партнером, который убеждает западных немцев разместить на их территории американские «Першинги». Здесь память зрителей старше тридцати услужливо подкинет карикатуры из пыльных журналов «Крокодил», где крючконосый Дядя Сэм верхом на своей смертоносной крылатой ракете грозит социалистическому миру. Перестройка основательно поработала над сознанием граждан бывшего СССР, и подобные перспективы сейчас воспринимаются именно как карикатурное преувеличение. Между тем немцы в своем 83-м Дойчланде всерьез говорят о времени подлета ракет до Москвы или там Северодвинска, а записной «ястреб» генерал Идель в сердцах кидает фразу – мол, хорошо американцам с другого континента обзывать СССР империей зла, в то время как от Москвы до Бонна или тем паче Берлина куда ближе, чем от Вашингтона до штата Вашингтон. В этом смысле «Германия 83» — очень своевременное шоу; с редкой прямотой эта история напоминает как о корнях нынешнего противостояния, так и о том, что европейские проблемы лучше все-таки решать в Европе и по-соседски.
Одним из сценаристов сериала «Германия 83» выступил британский сценарист Стив Бейли
Конечно, помимо безответственных американцев нам покажут и злодейских функционеров Штази, и авторитетных советских товарищей, которые, опасаясь ядерного удара, уже готовы нажать красную кнопку первыми, но отличие немецкого подхода от, например, американского в том, что СССР, Россия для них – вовсе не страна таинственных антиподов. В очередной раз убеждаешься, что своеобразный стокгольмский синдром, взаимно связавший нас с немцами после ряда ужасных войн, может послужить и залогом взаимопонимания.
«Германия 83» — новое шоу, которое в кои-то веки удостоилось внимания международного зрителя
«Германии» присуща некоторая драматургическая наивность сценария — несмотря на приглашенного британского сценариста Стива Бейли, поддержавшего немецких соавторов Анну и Йорга Вингер; Бейли работал, в частности, на английском шпионском сериале «Призраки». Секретные послания шпион Мартин прячет буквально в дупле березы на полигоне, в процессе добычи важных документов внезапно возникает китайская шпионка со своим кун-фу — думается, в Штатах подобная история не дошла бы даже до стадии питчинга. Но после насквозь просчитанных американских шоу даже подобные нелепости воспринимаются чуть ли не как глоток свежего воздуха. Также хорошо смотрятся новые актерские лица, которые более чем справляются с жизнью в роли, отлично подобрана музыка, а титры сделаны так просто чемпионские – вполне могут поспорить в атмосферности с заставкой «Настоящего детектива».
В общем, «Германию 83» смело можно рекомендовать скорее не искушенным поклонникам и знатокам шпионских сериалов, а зрителям, ищущим чего-то уникального и в духе времени – потому что сколько бы ни было огрехов у этого проекта, вместе они загадочным образом составляют весьма впечатляющий гештальт. Вот, еще одно немецкое слово.