Наверх
2244

Наталия Курчатова
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Рецензия на детективный сериал «Клим»

На «Первом канале» стартовал новый российский детективный сериал «Клим», созданный на основе отличного британского многосерийного фильма «Лютер».

Сериал Клим

В главных ролях – Константин Лавроненко (майор Рощин) и Дарья Мингазетдинова (Алиса)

В «Лютере» эмоционально нестабильный чернокожий инспектор-интеллектуал охотится на лондонских маньяков и вступает в нетривиальные дружеские отношения с симпатичной, но очень опасной преступницей Элис, у которой тоже ума палата – она занимается астрофизикой. В российской версии действие происходит в Санкт-Петербурге, майор Клим Рощин – тоже бывший ученый, специалист по поведению волков, а его криминальная визави, «кандидат наук с модельной внешностью», работает в лаборатории министерства обороны, которая разрабатывает новые модели 3D-принтеров. Уже по первой серии можно сказать, что некоторые сюжетные коллизии оригинального сериала переведены на русскую почву весьма остроумно, неплох в главной роли артист Константин Лавроненко, но от телефильма в целом остается досадное ощущение искусственности. Надо заметить, это вообще типичная беда большинства отечественных адаптаций. Почему – попробуем разобраться.

В британской версии инспектор Лютер – бывший филолог, поэтому позволю себе литературную аналогию. Насчет художественного перевода литературных произведений есть такая теория – чтобы хорошо перевести, например, роман, переводчику нужно фактически написать его заново: разобрать оригинальное произведение во всех подробностях, понять, как оно устроено и как работает, а затем создать его уже на собственном языке. Подобное может быть справедливо и для теледрам, которые, как известно, суть разновидность новой романной формы. Одна из проблем российских адаптаций – в том, что сценаристы и продюсеры пытаются перенести чужую историю к нам не просто с ветками и корнями, но и с куском чужеродной почвы и собственным оранжерейным микроклиматом, поэтому смотрится она не как естественно выращенное жизнеспособное растение, но как пальма в горшке стерильного офисного помещения.

Сериал Клим

Режиссер детективной драмы «Клим» – Карен Оганесян

Можно еще привлечь образ из области специализации главной героини, которая показывает Климу кривобокие кружки, распечатанные на опытном образце 3D-принтера: собственно, это главное, что можно сказать о русских франшизах что американской «Родины», что британского «Лютера», что недавнего гибрида «Декстера» и «Настоящего детектива» – сериале «Метод».

Вопрос о том, как подойти к чужому материалу чтобы оживить его и по-хорошему присвоить – чертовски любопытный. Для начала, наверное, следует попытаться вообразить, в каком виде и с какими людьми могла бы произойти эта история на русской почве. Вообразить во всех деталях – от бэкграунда и национальности героев до уровня их доходов, социальных проблем, с которыми они сталкиваются, даже обстановки жилища. Чтобы не было так, что Клим Рощин просыпается в квартире, которая более всего напоминает жилье высшей категории, сдаваемое посуточно, а квартира маньячки Алисы из академической семьи и вовсе похожа на дизайнерский образец. Из большей неправды возникает нелепица в каждой детали – Клим даже утренний кофе на собственной кухне пьет в пальто. Нет слов, пальто у него красивое, но даже британский Шерлок в своей 221б по Бейкер-стрит иной раз щеголял в халате.

Сериал Клим

Премьера сериала состоялась 31 января на «Первом канале»

Впрочем, если опытный артист Лавроненко находит в себе силы как-то справиться и с недостоверностью ряда деталей, и со стертыми, неживыми репликами и худо-бедно существует в роли, то его партнерша, молодая актриса Дарья Мингазетдинова дает такой парад фальши и кривлянья, что вообще непонятно, как ее героиня дожила до взрослого возраста, закончила институт, защитила диссертацию и при этом никто ее не прибил или хотя бы не посоветовал быть поскромнее в грубой форме. Известно, что в типичных психопатах всегда сквозит нотка фальши, но с такой степенью фальши, как у Алисы, персонажу разве что в дешевом варьете выступать, а не работать в научной лаборатории. 

Еще одна проблема – типы преступников и преступлений. Легко понять, что криминальный мир Лондона и Петербурга отличается в силу социального климата, национальных культурных особенностей, этнического состава населения, поэтому простой перенос сюжетных коллизий тут не сработает, они будут смотреться (и зачастую так и смотрятся) откровенно ненатурально. Даже тема идентичности главного героя могла быть подана смелее и остроумнее – если Джон Лютер чернокожий, то почему было не сделать Клима, например, выходцем с Кавказа, тем более что в наших органах полно сотрудников с подобным бэкграундом, да и у Лавроненко внешность вполне подходящая.

Понятно, что российская телеиндустрия пока находится в стадии активного развития и учебы, своего рода наработки практики, которая со временем должна перейти в качество и оригинальность, но если запрещать себе игру и творческий подход, пусть даже в интерпретациях чужого материала, то собственная оригинальность, собственный голос и колорит не прорежутся никогда. Язык не повернется назвать «Клим» халтурой – это как раз весьма старательный проект, но смотреть российский сериал после «Лютера» – все равно что пить офисный кофе из кривобокой пластиковой чашки, которая неудачно имитирует живой и теплый хэндмейд.


ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.