Рецензия на детективный сериал «Клим»
На «Первом канале» стартовал новый российский детективный сериал «Клим», созданный на основе отличного британского многосерийного фильма «Лютер».
В главных ролях – Константин Лавроненко (майор Рощин) и Дарья Мингазетдинова (Алиса)
В «Лютере» эмоционально нестабильный чернокожий инспектор-интеллектуал охотится на лондонских маньяков и вступает в нетривиальные дружеские отношения с симпатичной, но очень опасной преступницей Элис, у которой тоже ума палата – она занимается астрофизикой. В российской версии действие происходит в Санкт-Петербурге, майор Клим Рощин – тоже бывший ученый, специалист по поведению волков, а его криминальная визави, «кандидат наук с модельной внешностью», работает в лаборатории министерства обороны, которая разрабатывает новые модели 3D-принтеров. Уже по первой серии можно сказать, что некоторые сюжетные коллизии оригинального сериала переведены на русскую почву весьма остроумно, неплох в главной роли артист Константин Лавроненко, но от телефильма в целом остается досадное ощущение искусственности. Надо заметить, это вообще типичная беда большинства отечественных адаптаций. Почему – попробуем разобраться.
В британской версии инспектор Лютер – бывший филолог, поэтому позволю себе литературную аналогию. Насчет художественного перевода литературных произведений есть такая теория – чтобы хорошо перевести, например, роман, переводчику нужно фактически написать его заново: разобрать оригинальное произведение во всех подробностях, понять, как оно устроено и как работает, а затем создать его уже на собственном языке. Подобное может быть справедливо и для теледрам, которые, как известно, суть разновидность новой романной формы. Одна из проблем российских адаптаций – в том, что сценаристы и продюсеры пытаются перенести чужую историю к нам не просто с ветками и корнями, но и с куском чужеродной почвы и собственным оранжерейным микроклиматом, поэтому смотрится она не как естественно выращенное жизнеспособное растение, но как пальма в горшке стерильного офисного помещения.
Режиссер детективной драмы «Клим» – Карен Оганесян
Можно еще привлечь образ из области специализации главной героини, которая показывает Климу кривобокие кружки, распечатанные на опытном образце 3D-принтера: собственно, это главное, что можно сказать о русских франшизах что американской «Родины», что британского «Лютера», что недавнего гибрида «Декстера» и «Настоящего детектива» – сериале «Метод».
Вопрос о том, как подойти к чужому материалу чтобы оживить его и по-хорошему присвоить – чертовски любопытный. Для начала, наверное, следует попытаться вообразить, в каком виде и с какими людьми могла бы произойти эта история на русской почве. Вообразить во всех деталях – от бэкграунда и национальности героев до уровня их доходов, социальных проблем, с которыми они сталкиваются, даже обстановки жилища. Чтобы не было так, что Клим Рощин просыпается в квартире, которая более всего напоминает жилье высшей категории, сдаваемое посуточно, а квартира маньячки Алисы из академической семьи и вовсе похожа на дизайнерский образец. Из большей неправды возникает нелепица в каждой детали – Клим даже утренний кофе на собственной кухне пьет в пальто. Нет слов, пальто у него красивое, но даже британский Шерлок в своей 221б по Бейкер-стрит иной раз щеголял в халате.
Премьера сериала состоялась 31 января на «Первом канале»
Впрочем, если опытный артист Лавроненко находит в себе силы как-то справиться и с недостоверностью ряда деталей, и со стертыми, неживыми репликами и худо-бедно существует в роли, то его партнерша, молодая актриса Дарья Мингазетдинова дает такой парад фальши и кривлянья, что вообще непонятно, как ее героиня дожила до взрослого возраста, закончила институт, защитила диссертацию и при этом никто ее не прибил или хотя бы не посоветовал быть поскромнее в грубой форме. Известно, что в типичных психопатах всегда сквозит нотка фальши, но с такой степенью фальши, как у Алисы, персонажу разве что в дешевом варьете выступать, а не работать в научной лаборатории.
Еще одна проблема – типы преступников и преступлений. Легко понять, что криминальный мир Лондона и Петербурга отличается в силу социального климата, национальных культурных особенностей, этнического состава населения, поэтому простой перенос сюжетных коллизий тут не сработает, они будут смотреться (и зачастую так и смотрятся) откровенно ненатурально. Даже тема идентичности главного героя могла быть подана смелее и остроумнее – если Джон Лютер чернокожий, то почему было не сделать Клима, например, выходцем с Кавказа, тем более что в наших органах полно сотрудников с подобным бэкграундом, да и у Лавроненко внешность вполне подходящая.
Понятно, что российская телеиндустрия пока находится в стадии активного развития и учебы, своего рода наработки практики, которая со временем должна перейти в качество и оригинальность, но если запрещать себе игру и творческий подход, пусть даже в интерпретациях чужого материала, то собственная оригинальность, собственный голос и колорит не прорежутся никогда. Язык не повернется назвать «Клим» халтурой – это как раз весьма старательный проект, но смотреть российский сериал после «Лютера» – все равно что пить офисный кофе из кривобокой пластиковой чашки, которая неудачно имитирует живой и теплый хэндмейд.