Народ и власть: почему «Домашний арест» можно назвать лучшей сатирической комедией последнего времени
На на ТНТ-PREMIER начался показ нового сериала «Домашний арест» – первой народной социальной комедии про чиновника и его трагедию. Обозреватель Tricolor TV Magazine Евгений Лазаренко рассказывает, почему на фильм стоит обратить внимание.
Первая серия «Домашнего ареста» была опубликована на официальном канале ТНТ на YouTube
Экс-резидент Comedy Club Семен Слепаков достаточно отточил мастерство сатирика в малом жанре, чтобы количество перешло в качество. Теперь темы его песен оформились в 12-серийную комедию – и Слепакову есть чем гордиться. Настоянный на пахучих реалиях родной страны, «Домашний арест» может тягаться с «Левиафаном» в остроте поднимаемых проблем. Однако стиль их раскрытия иной, полный обезоруживающей иронии, знакомой по выступлениям автора. В реализацию сценария, который Слепаков писал два с половиной года, вложены высшие творческие силы российского экрана. Режиссер Петр Буслов на этом проекте также вышел из зоны комфорта – и спокойно может поставить «Домашний арест» на одну полку почета с «Бумером» и «Высоцким. Спасибо, что живой». Как могут гордиться своими работами прекрасные актеры – но о них позже.
Как Слепаков с Бусловым, из привычных условий оказался выдернут и главный герой «Домашнего ареста». Очкарика Аркашу сосед за воровство макает в унитаз – и оттуда он выныривает лет через тридцать мэром родного городка. Наученный жизнью, он поучает теперь своего помощника: «Жадность, Паша, должна быть умеренная, комнатной температуры». Но Паша алчет сильнее – ему пьяный Аркадий Борисович сам показал зеленую гору в подвале особняка. Тем временем к мэру приходит бывший обидчик Самсон, который макал, с просьбой пособить с работой. Мстительный Аркадий Борисович жестоко подставляет его, вынудив поцеловать себя в трусы, и лишает обещанного теплого места на стройке. Срабатывает мгновенная карма в лице Паши – и герой оказывается за взятку под домашним арестом. По месту давней прописки в коммуналке, где живет с семьей сильно разобиженный Самсон.
Посмотреть продолжение сериала можно на сервисе ТНТ-PREMIER
У Павла Деревянко, сыгравшего Аркадия Борисовича, завидный диапазон ролей – от дуракаваляния в фарсе «Гитлер капут» до глубокой драмы в «Брестской крепости». В «Домашнем аресте» актеру дали развернуться во всей полноте его комического дара: одни улыбки его изворотливого персонажа переливаются массой нюансов – от сальной и зловещей до заискивающей, и неизменно улыбаешься сам, глядя на это мимическое пиршество. По настоянию Слепакова Деревянко срисовал опального, но не сдающегося мэра с Бориса Березовского – тот так же кратко и увесисто общался с подчиненными. Сложно представить себе лучшую кандидатуру на роль доверчивого увальня Самсона, чем Александр Робак, и так же идеально сидят губернаторские костюмы на Романе Мадянове – это известно после того же «Левиафана», кто у нас еще способен с такой жуткой притягательностью отыграть цинизм удельных князьков?
Сериал проще всего рассматривать как картину взаимоотношений народа и власти. Непотопляемый Аркаша раз за разом сулит Самсону златые горы, лишь бы тот помог ему выбраться из заточения к припрятанным миллионам, и каждый раз кидает. Самсон машет кулаками, но вспоминает, что Аркаша ему сосед, и снова развешивает уши. Только за стаканом может высказать с горькой усмешкой, что вот было б круто всех таких, как Аркаша, бросить в яму и посмотреть, как они друг друга сожрут. Пока сам Самсон жует хрен без соли. Однако, даже если Рамзан Кадыров прощает резковатые высказывания Семену Слепакову, автор сериала не спешит обыграть пословицу «рыба гниет с головы». Федеральные власти тут нарисованы белыми и пушистыми: полпред президента (блестящее камео Петра Буслова) будет разносить провинциальных вороватых чинуш на чем свет стоит, потому что сам чист, как слеза. А эфэсбэшники способны даже упертых либералов перекрестить в поборники национальной безопасности – и при этом сами же могут высказать крамольные вещи, укрощая секретную технику: «Все у американцев сперли – только мозги забыли». Ходить бывает склизко по камешкам иным, как писал классик, так что претензий не имеем – спасибо и на этом.