Отражение национального характера: почему Фома из «Физрука» стал героем нашего времени
«Из культуры один канал ТНТ остался», – произносит в начале четвертого сезона могучий Фома, чей лик недавно засветился на фронтоне Большого театра. И в этом бахвальстве, чуть припудренном сарказмом, есть немалая доля правды – если, конечно, считать важной функцией культуры отражение национального характера в декорациях современности.
Режиссер «Фарцы» и «Гоголя» Егор Баранов снимет полнометражный фильм с героями сериала – «Физрук спасает Россию»
На это и претендует сериал «Физрук», который выдал героя нашего времени в концентрированном как сухой спирт виде: Фома оказался харизматичней любого нашего экранного богатыря со времен Данилы Багрова. В этом заслуга и Дмитрия Нагиева, который всю телевизионную жизнь ковал из себя ироничного мачо, и его партнеров по сериалу, в спарринге с которыми бывший бандюган раскрывается всеми привлекательными сторонами своего характера.
Тотальная смена партнеров – главный разворот нового сезона «Физрука», который и называть-то теперь так негоже, ведь школа для Фомы позади. Теперь ему приходится учить жизни жителей провинциального городка, где драмтеатром руководит его биологический отец – и Эрнесту Петровичу очень нужна помощь сына, от которого он когда-то отказался. Фома снова демонстрирует широту своей души и без телячьих нежностей бросается выручать блудного папашу, на чей театр позарился авторитетный хозяин города.
Казалось бы, волшебный мир кулис должен подарить зрителям массу комических ситуаций, но за первые серии персонажам из театра почти не дают развернуться. Даже разнообразнейший Виктор Сухоруков в роли худрука Железногорской драмы тут выглядит несколько потерянно перед лицом со шрамом. Сухоруков вообще не очень сериальный актер, ему больше идет настоящий театр или большой метр. Хоть его образы часто имеют те же лихие корни, что и у Фомы, со времен «братской» дилогии Алексея Балабанова ему довелось сыграть немало солидных ролей, от Павла I до Берии.
Смотрите финальный сезон «Физрука» с понедельника по четверг в 20:00 на ТНТ
Будем надеяться, и Эрнесту Петровичу, и его милой помощнице Соне, которая явно метит в новые пассии Фомы, и прочим театральным обитателям выпадет шанс проявить себя более выпукло. Наконец, должна же случиться трогательная сцена единения семьи – причем, возможно, с трагическим исходом: Сухоруков в прессе объявил, что его героя хватит только на этот сезон. Реальный интерес пока больше вызывают криминальные элементы разного калибра: драка Фомы с карикатурным братком, которого играет Игорь Лифанов, вызывает и то больше эмоций, чем мечты Эрнеста Петровича о «Золотой маске».
Дмитрий Быковский в роли верховного авторитета Железногорска очень на своем месте, ему давно пора пополнить арсенал «плохих» образов после вереницы оперуполномоченных и начальников полиции. Первое появление его персонажа похоже на обман зрения: уж не Роман Мадянов ли, ярчайший наш специалист по экранным негодяям во власти – видна та же грузная уверенность в своей силе и цинизм в глазах. Вообще есть определенная смелость в том, чтобы на нынешнем ТВ демонстрировать, как срастаются чиновничество и теневой бизнес, пусть даже в глухом регионе. Пообрубать спруту щупальца Фома пытается с помощью двух молодых владельцев бани, которые рады бы прыгнуть выше, но ведут себя как Пинки и Брейн.
Выше готовится прыгнуть и сам Фома: грядет полнометражный фильм «Физрук спасает Россию», где ему улыбается депутатское кресло. Таким шагом сценаристы реализуют неизбывный запрос публики на справедливую власть – а как мы знаем, герою Нагиева пиджак идет так же хорошо, как кожанка братка, и значит, у «Физрука» и его создателей все будет чики-пуки. По словам Фомы в адрес мэра города, «на будущий год чики-пуки ой как цениться-то будет».