Рецензия на сериал «Бедные люди» с Ольгой Бузовой
11 апреля на экраны вышел новый ситком от канала ТНТ и одного из основателей Good Story Media, шоураннера Антона Зайцева («Восьмидесятые», «Физрук» и т.д.) в сотрудничестве с Жанной Кадниковой и Максимом Филипьевым. Дерзкое решение – сериалу, который называется с аллюзией к классику – «Бедные люди», предстоит конкурировать ни много ни мало – с новым сезоном «Физрука».
Показ сериала «Бедные люди» стартовал на ТНТ 11 апреля
Шоу про жизнь современных людей, зависших между молодостью и зрелостью, между бедностью и возможностью успеха – вариант драматургически беспроигрышный, на Западе опробованный многократно и на примере разных социальных срезов и субкультур. Апофеозом можно назвать легендарный фильм «Уитнейл и Я» Брюса Робинсона 1986 года, где двое безработных актеров делят квартиру и проблемы на рубеже 60-70-х.
Обаяние этому поджанру обычно придает либо оригинальность героев, либо атмосфера выбранного места действия, а лучше – и то и другое. В «Бедных людях» более-менее учли это правило. Или по крайней мере постарались.
«Бедные люди» с первых кадров упирают на локальную, петербургскую специфику истории, но, правду сказать, из истинно местной жизни здесь разве что заставка – настоящий абориген не увидит здесь ни традиционных вариантов времяпровождения: похода в Таврический сад, игры в фрисби и вина на траве на Марсовом поле, поездки на побережье в Сестрорецк или в Петергоф; ни любимых мест, будь то одичавшие бары на Думской или хипстерский заповедник в писательском треугольнике улиц Некрасова-Жуковского-Белинского. С другой стороны – что взять с шоураннера, который родом аж из Перми.
Ольга Бузова и ее литературный раб, писатель Веня (Дмитрий Лысенков)
При этом, надо заметить, живость мысли, в соответствии с которой в питерской коммуналке соседствуют суррогатная мать, провинциальная стриптизерша, неудачливый и вдобавок разведенный литератор и одаренный во всех отношениях наркодилер районного масштаба, придает сериалу должную остроту и генерирует сюжетные коллизии попросту на самовзводе. Не будем говорить о том, что питерская коммуналка все же устроена несколько иначе, а показанная в «Бедных людях» форма жизни более напоминает распространенную в СПб европейскую практику дружеского соседства, где совершено незнакомые персонажи, как правило, не появляются – ладно. Собственно, эти претензии органически возникают из основного достоинства ситкома – его некоторой правдоподобности и ненатужного остроумия. Написан сериал неплохо, местами хорошо, иногда – превосходно, хотя в некоторых сценах сильно сказывается типичная для ситкома режиссерская скоропись, когда нет возможности переиграть неудачный дубль.
Смотрите сериал «Бедные люди» с понедельника по четверг на ТНТ в 20:30
Прекрасный пример сопряжения напористого быка пиара и трепетной лани вдохновения – участие в «Бедных людях» звезды «Дома-2» Ольги Бузовой в комической роли (других нет) самой себя и ее соавторства с главным героем, писателем Веней (Дмитрий Лысенков). Киномана позабавит недокрученная, правда, сцена повешения на колготках из «Аризонской мечты» Кустурицы, которая в «Людях» происходит в коммунальных декорациях, а либерала – «славянский стриптиз» в исполнении трогательно прямолинейной провинциалки Марины (Ангелина Миримская). Не говоря уж о том, что большинство ленинградцев 30+ многое простят за лейтмотив из «Улицы Ленина» группы «НОЛЬ», звучащий в саундтреке «Бедных людей».
Не предъявляя зрителю никаких особенных высот стиля или остроумия, шоу выполняет весьма важную задачу – приучает людей смотреть истории более-менее про самих себя: с денежными и личными проблемами, живой речью и в относительно натуральном материальном окружении, таким образом снимая тотальный невроз, навязанный гражданам российским ТВ, где жизнь героев происходит в выдуманных лакированных пространствах по несуществующим законам. За это стоит сказать Антону Зайцеву и его команде безусловное спасибо, но при создании следующих сезонов посоветовать обратиться к помощи местных консультантов – благо у нас худо-бедно восстановили «Ленфильм», а безработных художников-постановщиков вообще пруд пруди.