Amedia Premium запустил новый сезон «Родины»
В октябре на Amedia Premium начался четвертый сезон американского сериала «Родина» (Homeland). Российским телезрителям новые серии доступны в день премьеры в США.
Я поздравляю вас, друзья! Четвертый сезон американской «Родины» (Homeland) — уже на ваших жидкокристаллических HD-экранах! Казалось бы, в третьем сезоне тема была закрыта, иные герои даже умерли, — но нет, молодая мать Кэрри Мэтисон снова мчится на задание, на этот раз в Афганистан, и, надо сказать, первые три серии нового тома забирают зрителя очень прочно, даром что одного героя-любовника с трудной судьбой в исполнении британского актера поменяли на другого.
С другой стороны — как можно закрыть тему, которая за последние десять-пятнадцать лет стала основной политической темой на планете. Нет, это не тема злодеяний спецслужб и не тема терроризма — бери шире — это тема локальных войн, вспыхивающих то там, то уже здесь, причем подпитывают их зачастую силы, которые вроде бы созданы для того, чтобы гасить и предотвращать. На запрос о неудобной правде и отвечают «телероманы» как наиболее динамичный сейчас род популярного искусства.
Сериал «Родина» существует аж в трех ипостасях — израильские «Военнопленные», с которых все и началось, американский Homeland и «Родина» Павла Лунгина, которую покажут весной 2015 года. Во всех трех лентах речь идет о людях, оказавшихся во вражеском плену и чуждой культуре, которые претерпевают несколько травматических перерождений. В России первый сезон американского Homeland изначально был показан под названием «Чужой среди своих», которое отсылает к дебютному фильму Никиты, и не случайно. Если кто помнит, фабула фильма Михалкова замечательна потрясающей путаницей в политической, что ли, ориентации героев: там буквально агент на агенте.
Характерная история для гражданской войны, которая на время действия (первая половина 1920-х) завершилась лишь формально. Также и в «Родине», где чуть ли ни единственным стойким оловянным солдатиком является Кэрри Мэтисон, сумасшедшая (страдает биполярным расстройством) оперативница ЦРУ. Большинство остальных персонажей так или иначе выступают в амплуа «слуга двух господ», и помимо основного работодателя (американский народ) ангажированы если не Аль-Каидой, то корпорациями или нечистоплотными политиками, а многие даже и по нескольку раз.
Мораль сказки, в общем, ясна — в глобально проницаемом мире, где, как остроумно пошутил один сетевой публицист, американские спецслужбы и то спонсируемые ими, то отстреливаемые террористы практически составляют одно производство замкнутого цикла, — идет даже не дискретная Третья мировая, но тотальная гражданская война.
И действительно — если приходится выбирать не между Родиной и враждебной чужбиной, но между жестоким, при этом по видимости искренним врагом и корпорацией Halliburton, наживающейся на крови как чужаков, так и соотечественников, то выбор оказывается далеко не очевиден.
Вообще говоря, удивительное дело — в эпоху, когда не только бизнес-воротилы и политики, но и СМИ, и даже иные гуманитарные и правозащитные организации изоврались до последней степени, презренный прежде жанр — телесериал — говорит нам хотя бы часть правды в довольно приличной художественной форме. В этом, думается, одна из причин как его нынешней востребованности, так и своеобразного парадокса — когда в один и тот же вечер в новостях нам рассказывают о том, что американский беспилотник уничтожил в Афганистане гнездо очередного террориста, а в первой серии нового сезона Homeland — о том, как террориста взорвали, но вместе с сорока родственниками на свадьбе.
Непременное условие популярности таких телепроектов — некая актуальность происходящего, правдоподобие действия, его похожесть на ленты новостных телеканалов. Старый жанр шпионского романа, хорошо известный по Джеймсу Бонду и Штирлицу, в новую, цифровую эпоху стремительно трансформируется в разоблачительное онлайн-шоу в духе Ассанжа и Сноудена. И зритель, усаживаясь поудобнее перед телевизором, уже знает, чего ждать: ЦРУ, МИ-6, КГБ, любая другая корпорация плаща и кинжала, — да какая разница!
Сюжет всегда схож, и мессидж известен заранее, во всех странах, — во всем виноваты спецслужбы, причем не какие-то там вражеские, а наши, родные. Поэтому чрезвычайно интересно, что сделает на этом материале Лунгин — здесь, ясное дело, не о коррумпированности Лэнгли речь должна идти. Ну, а пока Павел Семёнович все еще снимает российскую версию, насладимся заокеанским оригиналом, тем более, что благодаря Amedia Premium новые серии доступны в день премьеры в США.