Александр Устюгов о главной роли в сериале «Золотая орда», советах на съемочных площадках, вкусе к фильмам с Мэлом Гибсоном и любимом кино
16-серийная «Золотая орда» на Первом канале погружает в стародавние времена. Костюмированный сериал полон неизъяснимой магии: то ли давностью времени и чудинкой в речи, то ли многонаселенностью лиц и широтой немирных степей. Актер Александр Устюгов, тот самый, из «Ментовских войн», сыграл на этот раз князя Ярослава. О славном рабочем тандеме с лошадкой Распевом и необходимости пауз в работе, искушении режиссерским креслом и свободном статусе, вкусе к фильмам с Мэлом Гибсоном и Владимиром Высоцким актер поведал Tricolor TV Magazine.
В активе Александра Устюгова свыше 50 ролей в кино
С чего началась роль князя Ярослава в «Золотой орде»?
Началось все интересно и неоднозначно. Мне позвонили и сказали: «Александр, предлагаем вам попробоваться на роль Александра Невского». Я приехал, прошел пробы, и когда мы подписали договор, то я должен был играть Александра Невского. Князь Ярослав появился гораздо позже. В нашей профессии так бывает: заключаешь договор на производство одного сериала, а потом происходит смещение действия во времени – и играешь другого персонажа фактически в другом сериале.
Литературы много пришлось прочитать перед съемками?
В первый съемочный день я узнал, что буду играть не Александра Невского, к чему я готовился, а некий другой персонаж в тридевятом царстве, тридесятом государстве, так что ответственности к событиям, которые населяли данный материал, было меньше (улыбается).
В каких локациях проходили съемки «Золотой орды»?
В Москве строилась натурная декорация, потом мы уезжали в Крым снимать степи, затем возвращались на студию «Амедиа», где снимали дворцы, интерьеры.
Чем вам эта эпоха оказалась близка или мила?
Сложно сказать. Любая эпоха интересна с высоты птичьего полета, с высоты нашего восприятия. Играть любую эпоху интересно, неважно – это 1917 год или «Золотая орда». Любой исторический срез вызывает дополнительные эмоции. А данная эпоха – это все-таки фэнтези.
Даже если мы говорим о фэнтези, вас не удивили психологические нюансы отношений, например отношение к женщинам?
Да нет, не удивили (смеется). Я же не в первом историческом проекте участвую, играл и в более ранних эпохах, где к женщинам совсем другое отношение, если вы смотрели фильм «Викинг».
Александр Устюгов сразу после школы отучился в ПТУ по специальности «слесарь-электрик», а позднее окончил Театральное училище им. Щукина
А в сюжете достаточно сложный был аспект, который был заложен в сценарии: мне было тяжело оттого, что мое княжество находится под гнетом, мы вынуждены выполнять указы, не имея самостоятельной воли, что князей назначают ханы, а не выбирает народ. В этих клещах сложно существовать, чтобы сохранять какое-то достоинство, принимать правильные решения. И это предлагаемые обстоятельства всей этой истории.
А фанатичная любовь к лошадям?
Лошади были единственным средством передвижения в то время. В каждом доме была лошадь, без нее нельзя было обходиться. Это другая культура, которая длилась вплоть до начала прошлого века.
У вас органичные отношения с лошадьми на съемочной площадке?
У меня есть лошадь Распев, с которой я работаю со взаимной симпатией. Снимался с ней и в «Викинге», и в «Золотой орде», а сейчас снимаюсь в проекте «Декабристы».
Какой полезный профессиональный совет вы получили на съемках «Золотой орды»?
На съемочной площадке всегда все дают советы. Эта та профессия, когда даже после выхода фильма тебе дают советы, но не всегда их стоит слушать. Важно слушать себя, режиссера, понять, чего он хочет, каков его замысел. А когда много советчиков, то цельный образ не получится, потому что каждый видит что-то свое.
Сериал «Ментовские войны» сделал вас знаменитым. Вы также снимались в фильмах о Великой Отечественной войне, экранизации классики. Сейчас ваш тренд – костюмированные исторические драмы. В каком жанре вы чувствуете себя наиболее органично?
Сложно сказать. Помимо работ в кино, у меня были театральные, с еще большим диапазоном. Если говорить об экранизации романа «Отцы и дети» Тургенева, то практически три года я играл самого Тургенева в спектакле «Берег утопии» в РАМТ. Я ставил спектакли про войну, поэтому, когда появлялись такие роли, у меня уже была базовая подготовка, понимание, как нужно держать автомат.
Александр не в первый раз снимается в историческом кино: актера можно увидеть, в частности, в картинах «28 панфиловцев» и «Викинг»
Вы себя королем в кресле режиссера чувствуете?
Да (улыбается). Ощущения даже легче и комфортнее, чем в актерской профессии.
А в чем минус тогда?
Как ни крути, у нас продюсер решает, как снимать, что снимать, кого приглашать в картину на роль режиссера и актеров. Режиссерский замысел – от написания сценария до производства и финальной версии – должен иметь авторский почерк. А если это коллективное творчество, то это не совсем та режиссура, о которой я мечтаю. Для меня режиссер – когда ты царь и бог на площадке, а продюсер обеспечивает твои творческие потребности. А у нас сейчас режиссер – более прикладная профессия: он берет кисточку, ему дают краски, и он красит забор.
Актер – эмоционально затратная работа. У вас случались моменты истощения, когда нужно было восстановиться после роли?
Конечно, такое бывает. Это связано с технологиями, производством, графиками, физическими и психологическими затратами. Особенно после больших проектов иногда нужна пауза, чтобы наполниться.
Ваша вторая половина вдохновляет на киноподвиги?
Я сейчас в статусе «свободен».
А когда были женаты?
По-разному бывает. Женщины могут стимулировать к творчеству, могут не стимулировать. В производстве кино мало творчества, ты создаешь кадр за кадром в любом состоянии. Это, прежде всего, работа, и на творчество времени не остается. Женщина может помогать, может чай на площадку приносить, но мне это не нужно.
Сериал «Золотая орда» смотрите на Первом канале после программы «Время»
Имея за плечами более чем 10-летний опыт киносъемок, от чего вы до сих пор получаете удовольствие?
Самое приятное – подготовка к проекту, когда читаешь сценарий, настраиваешься, в голове возникают сцены, не связанные с ограничениями по технике. Когда приезжаешь на площадку, твои фантазии реализуются по-другому. Так бывает.
Вы помните первый фильм, который вас в хорошем смысле огрел?
Яркий фильм, который произвел на меня впечатление, был «Амели». Я его раз тридцать пересматривал. Еще раньше впечатлило «Храброе сердце» с Мэлом Гибсоном, откуда я многое использую до сих пор в работе.
Допустим, вы устали и хотите посмотреть какой-то фильм. Он будет в жанре фантастики, детектива, комедии?
С фантастикой у меня отношения не задались еще со времен видеокассет. К моему стыду, когда говорят «Звездные войны», я не понимаю, о чем идет речь. Я начинал их смотреть несколько раз, но так и не закончил: для моего неокрепшего мозга это было чересчур. Люблю драмы и хорошие комедии, которых осталось очень-очень мало. Нравится смотреть фильмы по произведениям, потом перечитывать их и сопоставлять с кино. Помню, как сначала посмотрел фильм «Рэй» о великом музыканте Рэе Чарльзе, потом нашел полную режиссерскую версию картины. Фильм, который получил два «Оскара», притянул меня к этому персонажу, я стал слушать его музыку.
Ваши любимые отечественные фильмы – времен 30-х, 70-х, 90-х или современное кино?
Я не буду оригинален, потому что мои самые незабываемые впечатления остались на пороге детства и юности. Любимый фильм – «Место встречи изменить нельзя». Знаю наизусть каждый кадр, каждую реплику, но если его транслируют, я всегда останавливаюсь и смотрю, как в первый раз. Другой фильм, который я смотрел много раз, – «Ватерлоо» Сергея Бондарчука.
Кино – это?
Мир – в любой трактовке.