На канале «Россия 1» продолжается показ исторического масштабного многосемейного фильма «Хроники русской революции». В картине Андрея Кончаловского снялись известные актеры российского кино. Они рассказали о работе над образами и своем мнении об этих исторических личностях.
БОЛЬШИЕ ФИГУРЫ
Евгений Ткачук – Владимир Ильич Ленин
«Когда мне поступило предложение сыграть Владимира Ильича Ленина, я очень испугался и отказался. Но это предлагал другой режиссер и в другой проект. Понимая одиозность и, главное, гротеск фигуры Владимира Ильича, я побоялся, потому что легко скатиться в шарж, в пародию. И я, наверное, ждал Андрея Сергеевича, хотя не знал, что он тоже планирует снимать эту сагу о революции. Но, слава Богу, что я дождался. И конечно, для меня это было стопроцентное сразу понимание, что я готов, что я буду сниматься. Андрей Сергеевич – один из самых сильных режиссеров, с которым я знаком по его киноработам, и, конечно, для меня было счастьем просто само предложение. Поработать с Андреем Сергеевичем, узнать, как он подходит к процессу, – это редкая удача для артиста.
Сначала мы сделали фотопробы, потом видеопробы, потом встретились, и он сказал, что ничего не надо делать, не надо ничего думать, только почитать книгу Льва Данилкина «Ленин. Пантократор солнечных пылинок». И я начал читать, погружаться, хотя, признаюсь честно, так до конца и не прочел. А затем в какой-то момент мне сказали, что будет занятие по речи, затем занятие по пластике. И тогда я совсем обрадовался, потому что такой плотной работы над образом у меня в кино еще не было. Я бесконечно благодарен всем, кто принял участие в создании образа. К каждой сцене мы отдельно готовились в несколько заходов: сначала с Андреем Сергеевичем намечали, о чем сцена, потом разминали по видеосвязи с речевиком текст, потом была общая репетиция со всеми актерами перед сменой, и потом уже на площадке разводили мизансцены под камеры. Эта поэтапность давала такую уверенность, такую легкость, которую редко встретишь в кино. За это я отдельно благодарен Андрею Сергеевичу, что он организовал именно такую работу над ролью.
Нашей сверхзадачей было сделать из этого плакатного героя человека. Избавиться от клише, добиться действительно живой речи не с трибуны, а с людьми в каком-то бытовом пространстве. Этот бытовизм вообще был самым главным: чеши там, где чешется, суй себе в рот картошку и жуй ее, если происходит какая-то несуразица, пытайся из нее выползти. Я, на самом деле, очень люблю такие моменты, потому что в этом и есть жизнь, которую может зафиксировать камера. И, мне кажется, у нас просто огненно получилась сцена с эсеркой Спиридоновой. Там в какой-то момент упал карандаш, и мы не преминули за ним сползать. А пока мы ползали, у меня расстегнулась пуговица, сам я не дотягивался ее застегнуть и попросил Машу (Марию Биорк, исполнительницу роли Спиридоновой) это сделать. Ничего этого, конечно, не было в сценарии. Но в этом возникло действительно то, что мы показываем не вождя, а человека, который для всех других был вождем. И это самая главная победа, которая возникла в этом кино для меня: то, что эта жизнь начинала течь сквозь ленту».
Тимофей Окроев – Иосиф Виссарионович Сталин
«Началось все с того, что мне позвонили от Андрея Сергеевича и сказали: "Он приглашает вас на роль человека, имя которого я даже произнести боюсь. Вы понимаете вообще, к чему это обязывает? Да, и вы не думайте, что вы лучший. Просто он пока лучше никого не нашел". И вот с этим я жил до самого первого съемочного дня, все ждал, что Андрей Сергеевич мне скажет: "Тимофей, ты, конечно, хороший парень, но мы нашли лучше". Да и потом, уже на площадке, если мне говорили, что Андрей Сергеевич меня ищет, я бросал обед, бросал все и бежал к нему. У русского человека как? Если вызывают, понятно, что ничего хорошего быть не может. Но только не здесь, не у Андрея Сергеевича.
Мой персонаж проживает не все двадцать лет, о которых идет речь в сериале: он появляется в 1917 году и далее уже существует в кадре до конца, до последней серии. Конечно, очень помогал Андрей Сергеевич, да и сценарий задавал какие-то правила существования образа, динамики его развития. Поначалу в Сталине больше какой-то легкости, более открытый темперамент, но с течением времени этот темперамент прячется, и ближе к концу уже идут сцены, которые больше его внутреннюю суть раскрывают».
Никита Ефремов – Император Николай II
«Мне довольно давно стали говорить, что у меня есть какое-то сходство с Николаем II, что мне, конечно, очень льстит. Только, как сказал Андрей Сергеевич, "пупочку надо сделать" – нос чуть более вздернутый. Но не могу сказать, что если бы мне кто-то другой предложил роль Николая II, это было бы стопроцентное да. Здесь все-таки сочетание, и не могло быть одного без другого: мне был интересен авторский взгляд Андрея Сергеевича на этого человека.
У Николая II загадочная, таинственная история. Если у ребят – Жени Ткачука, Юры Борисова – много активности, много драмы, яркого характерного существования, и я как актер понимаю, что там играть, то у Николая II существование в кадре в основном внутреннее. Как говорил Андрей Сергеевич, Николай II как будто знал, что его ждет смерть, и через эту призму очень интересно смотреть на человека. И каждый дубль, который я делал в этой роли, мне казалось, что я просто цепляюсь за воздух, что ничего не происходит, что это полный провал и кошмар, ощущал некую свою беззащитность. Но, может, так и было задумано, потому что я увидел прямо этот контраст, противопоставление Николая II с его внутренней историей и Ленина в исполнении Жени, у которого Хиросима и Нагасаки внутри».
Наталья Самсонова – Надежда Константиновна Крупская
«Получив сообщение о том, что меня приглашают на кастинг в исторический проект Андрея Кончаловского, я, разумеется, как большинство людей в этой ситуации, подумала, что меня кто-то разыгрывает, потому что это из области невозможного. Почему я? Я не популярная артистка, служу в театре по самые уши, почти оттуда не выхожу, в кино снимаюсь очень мало и случайно. Но почему не сходить? А когда я зашла в комнату для кастинга и увидела висящие там портреты, сразу поняла, по какому поводу я здесь, потому что мое сходство с Надеждой Константиновной Крупской, конечно, для меня не секрет, что уж говорить. Но это по-прежнему представлялось маловероятным. Затем, полгода спустя, меня пригласили уже на пробы. Потом были пробы грима и костюма, а затем мне назначили встречу с Андреем Сергеевичем. И когда уже сказали, что меня утвердили, я поняла, что это моя реальность и мне нужно в нее поверить: я – Крупская в фильме Андрея Кончаловского!
Я родилась еще в Советском Союзе и мечтала быть и октябренком, и пионеркой. Читала в детстве много рассказов и о детстве Ленина, и о его революционной деятельности. Много знаю революционных песен. Мне все это очень нравилось. Но по мне идеология катком не проехала, я спокойно совершенно это воспринимала. Ленин был очень живой, эмоциональный, подвижный, он испытывал чувства, совершал какие-то решительные действия, он был огонь. Надежда Константиновна рядом с ним в той мифологии, которая была создана в Советском Союзе, была другой стихией – она была водой. Была собранная, скромная, очень сосредоточенная, всегда немножко позади, она сдерживала, уравновешивала этот огонь Владимира Ильича, создавая гармоничную пару. И когда я прочитала сценарий, я была немного обескуражена, потому что это был совсем не тот образ Надежды Константиновны, который со мной все это время существовал. Здесь я увидела женщину, которая отвечает за чувства. И большинство сцен игровых было связано с тем, как через общение с Лениным она проявляется как женщина. И за счет этого проявления Крупской и Ленин проявляется как живой человек, не как светлый образ. Андрей Сергеевич упоминал, что это другая женщина, и, мне кажется, такой образ Крупской будет неожиданным для всех».
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
Основным двигателем истории в сериале является квартет персонажей – Михаил Прохоров, Ариадна Славина, Алексей Тихомиров и Лютер – и их взаимоотношения. Четверо героев сериала – это собирательные образы, яркие характеры своей эпохи, которые взаимодействуют как между собой, так и с реальными историческими деятелями. Вместе с ними зритель будет праздновать победы и горевать над неудачами.
Юра Борисов – Михаил Прохоров
«Мы созвонились по зуму с Андреем Сергеевичем, он мне рассказал все, что планирует делать. Я подумал: "Жесть! 16 серий, год съемок… Да ну его!" А потом прошло много времени и много разных, сейчас уже неважных, этапов, и каким-то чудом я оказался в этом проекте и провел со всеми целый год. Самый насыщенный год моей жизни, наверное. Один раз у меня был перерыв в съемках полтора месяца, все остальное время мы без остановки практически снимали. Да, у меня никогда в жизни еще не было такого длинного проекта!
Моего персонажа зовут Михаил Прохоров. Он офицер, служит стране, ради страны. Что для него страна? Наверное, люди вокруг него. Даже не знаю, смог бы он сам себе ответить на этот вопрос. Но кажется ему, что так вот надо делать, и он так и делает. Часто в ущерб себе. По биографии, которую я придумал своему герою, он после того, как его мать сбежала, а отец умер, попал в кадетское училище. И дальше его семьей стала страна. И любить он, наверное, не умеет, и дружить не умеет, только служить. И когда тот внешний мир, в котором он вырос и сформировался, и одновременно и его внутренний мир, потому что другого-то у него нет ничего, начинает рушиться, он не понимает, что же ему с этим делать».
Юлия Высоцкая – Ариадна Славина
«Ариадна – это персонаж, передающий ощущение, настроение, характер эпохи. Что-то такое мятущееся, тревожное, не находящее покоя ни себе, ни вокруг себя. На мой взгляд, это абсолютная женщина: непредсказуемая, взбалмошная, порывистая, нелогичная и в то же время очень страстная. И когда такой характер ложится на эту эпоху и на эти события, происходит взрыв. У меня ощущение, что такая героиня нужна в этой истории, чтобы как-то уравновесить локомотив происходящих событий каким-то живым, эмоциональным ядром. Наверное, Ариадна – самое чувственное, что есть в этой истории».
ЛИЦА И ХАРАКТЕР ЭПОХИ
Период кастинга был очень длительным: он начался примерно за полтора года до старта съемок, продолжился уже в съемочном периоде и шел практически до последнего съемочного дня, когда все еще нужны были актеры на небольшие эпизоды. Так что в общей сложности кастинг занял примерно два с половиной года.
В сериале более 350 персонажей. Из них 157 – это портретные эпизоды, реально существовавшие люди, которые еще и по возрасту меняются, то есть их нужно было делать моложе или старше. А также большое количество актеров массовых сцен, которые проходят через достаточно длительный период – с 1905 по 1924 год: люди выглядели по-разному в эти разные годы, у всех очень разные жизненные обстоятельства, и показать это можно было с помощью грима.
На «Мосфильме» было три павильона, в которых съемки шли в шахматном порядке: пока группа работала в одном, два других передекорировались под следующие сцены. Каждый блок объединял какие-то близкие по характеру пространства, которые можно трансформировать. Например, в одном из павильонов был «блок больших квартир» – единое пространство с неким набором комнат. И сначала там снималась квартира Алексея Тихомирова, затем Горького, Манасевича, Луначарского и т. д. А в другом павильоне – присутственные места: охранное отделение, жандармское отделение, тюрьма, которые затем передекорировались в более мелкие по формату квартиры, номера гостиниц, больницу и прочие.
Съемки Пятого Всероссийского съезда Советов проходили в Большом театре, где он и состоялся в 1918 году. В Большом театре съемочная группа работала в течение пяти дней днем и ночью, пока театр был на каникулах.
Также часть съемок проходила в Екатерининском дворце в Лефортово, где сохранились залы с колоннами, комнаты со сводчатыми потолками и огромными окнами.
Фильм собрал максимальное количество ретроавтомобилей той эпохи. Были кадры, где ездили по семь-восемь машин одновременно. При этом практически все автомобили были в кадре впервые.
Трюков в сериале было довольно много: это и драки, и запрыгивания на поезда, и прыжки с балконов, и автомобильные проезды, и трюки с лошадьми.
Смотрите последние серии «Хроник русской революции» на канале «Россия 1» с 3 ноября в 21:30. С понедельника по четверг будут показаны восемь эпизодов из 16. Онлайн-эфир телеканала «Россия 1» бесплатно и в хорошем качестве доступен здесь.
Фото: «Россия 1»
                        
мы в дзене