3 февраля на телеканале НТВ состоится премьера четвертого сезона популярного детектива «Первый отдел» с Иваном Колесниковым, Сергеем Жарковым, Александром Разбашем, Сергеем Комаровым, Владимиром Литвиновым и другими артистами в ведущих ролях. В новых сериях полковнику юстиции Следственного комитета России Юрию Брагину предстоит не только доказать невиновность своего друга и напарника Шибанова, но и разобраться в том, как гибель молодого парня в турпоходе связана с их судьбами. Сам Шибанов содержится в СИЗО, но следствие не спешит разбираться в его деле. Полковник юстиции Ухватов намеренно затягивает расследование, чтобы доказать, что Шибанов виновен в тяжких преступлениях. Накануне премьеры TV Mag поговорил с исполнителем роли полковника Ухватова, актером Александром Разбашем, о съемках четвертого сезона «Первого отдела», работе в следственном комитете и разговорах со зрителем.
Александр, расскажите о теме и особенностях четвертого сезона «Первого отдела», чем он будет отличаться от предыдущих?
Четвертый сезон «Первого отдела», на мой взгляд, будет отличаться от предыдущих еще большим количеством юмора, особенно связанного с моим персонажем. Зрителей ждет больше экшена, перестрелок и захватывающих детективных историй с неожиданными поворотами.
Команда практически не изменилась, мы работали, как всегда, с полной отдачей, не жалея сил. Главные герои продолжат шутить, подтрунивать друг над другом, спасать друг друга и поддерживать ту самую атмосферу, которую зрители так полюбили. Думаю, в этом сезоне нам удалось сохранить все, что вам нравилось в предыдущих сезонах, и при этом добавить что-то новое. Уверен, четвертый сезон вас точно удивит!
В новом сезоне будет много экшена. Какая сцена, трюки впечатлили вас? Что было наиболее сложным на площадке? Говорят, были трюки даже с грузовым поездом…
Честно говоря, я ничего не могу рассказать про трюковую сцену с грузовым поездом, так как сам в ней не принимал участия. Но была масштабная сцена с автозаком, очень зрелищная, с большим количеством массовки, перестрелками, драками, взрывами и даже подрывом специального автотранспорта. Для съемок оцепили целый район за городом, чтобы не создавать лишнего шума и не беспокоить жителей Санкт-Петербурга. Лично меня больше всего впечатлила серия, где мой персонаж стал жертвой сложной мошеннической схемы. К счастью, в самый кульминационный момент, как всегда, на помощь пришли главные герои. Думаю, зрителям, особенно старшего поколения, будет полезно увидеть эту серию и сделать правильные выводы. Всех деталей, конечно, раскрывать не буду, предлагаю просто посмотреть серию, а лучше весь сериал!
Расскажите о вашем герое — полковник Ухватов намерен доказать, что Шибанов не только превысил должностные полномочия, но и являлся активным участником преступной группы. Что будет интересного происходить в жизни вашего персонажа? Что лично вам понравилось в новой линии Ухватова?
С точки зрения моего персонажа, Шибанов всегда превышал и продолжает превышать свои должностные полномочия. И Ухватов, как человек принципиальный (или, вернее, по-своему принципиальный), всегда боролся и будет бороться с этим. Это один из ключевых конфликтов между нашими героями, который длится уже на протяжении трех сезонов. Более того, Ухватов стал присваивать себе подвиги Шибанова, что, конечно, вызывало раздражение у последнего. В каком-то смысле Ухватов завидует Шибанову, его отваге, бесстрашию, дерзости и смелости. Но при этом хочу отметить, что Ухватов никогда не считал Шибанова частью какой-то преступной группы. По крайней мере, я такого не припоминаю.
В четвертом сезоне конфликт между героями продолжится, но будет момент, когда они примирятся и начнут работать вместе. А еще в новом сезоне мой герой станет участником различных комичных ситуаций, появится больше юмора. Персонаж Ухватова сочетает в себе строгость, ответственность и комичность. И этим он мне интересен. При этом полковник Ухватов — настоящий профессионал своего дела.
Сериал консультируют следователи следственного комитета. Что самое интересное вы узнали о работе следователей в разговоре с ними? Что было самым неожиданным для вас, когда вы погрузились в мир СК?
Вы знаете, все консультации обычно проходят еще на этапе работы над сценарием. Но часто приходится переозвучивать своего героя или отдельные фразы. Видимо, на этапе постпродакшна подключаются консультанты от следственного комитета, и они шлифуют окончательный вариант. Это важный процесс, чтобы все выглядело достоверно.
Однажды у нас был съемочный день непосредственно в здании следственного комитета, причем не в выходной, как обычно, а в рабочий. Этот день стал для нас самым неожиданным и запоминающимся. Мы действительно погрузились в атмосферу работы следственного комитета, почувствовали, как все устроено изнутри. Например, как следователи буквально за две-три секунды считывают человека, словно сканер, своим цепким взглядом. Или как они легко переключаются с серьезной работы на шутки и смех в перерывах.
Сам факт съемок в реальном здании следственного комитета в рабочий день, а не в выходной, добавил реализма и позволил ощутить атмосферу, которая обычно скрыта от посторонних глаз. Это был уникальный опыт, который помог лучше понять мир, в котором существуют наши герои.
Насколько часто зрители на улице вас принимают за реального полковника?
На самом деле, на улице меня ни разу не принимали за реального полковника Ухватова. Но персонажа, к счастью, узнают — помнят и его имя, и название сериала. Для меня это знак того, что сериал по-настоящему нравится зрителям, а мой герой запомнился. Хотя, конечно, бывают и странные ситуации. Некоторые пишут в соцсетях не самые приятные вещи, пытаются уязвить, оскорбить. Видимо, это уже перебор по просмотрам сериалов или просто потеря связи с реальностью... Но в целом я воспринимаю это как часть работы и признак того, что проект нашел своего зрителя. А это, пожалуй, самое важное для всех, кто создает этот сериал.
Узнают ли сами сотрудники силовых ведомств, что говорят, как комментируют сериал и вашего героя? Как роль полковника повлияла на ваши будни?
Честно говоря, узнают, фотографируются и даже благодарят. Однажды сотрудники следственного комитета города Вологды устроили с нами целую фотосессию, это было очень приятно. Иногда подходят в кафе, просят сфотографироваться, причем это именно сотрудники правоохранительных органов. Частенько приходится слышать такое: «Ну ты, конечно, редкостная сволочь в сериале»… Я не обижаюсь, хотя мой герой совсем не сволочь, у него просто своя правда… Бывают и забавные моменты: например, пару раз меня пропускали без очереди на вокзале при досмотре, потому что я опаздывал на поезд. Видимо, небольшая популярность иногда помогает в бытовых ситуациях.
Что касается влияния роли на мои будни, то, пожалуй, я стал лучше понимать, как работают сотрудники силовых структур. Это, конечно, не значит, что я теперь сам могу вести расследования, но зато я точно знаю, как правильно держать папку с документами и делать серьезное лицо на совещаниях. Шутка, конечно. Но если серьезно, то, играя Ухватова, я понял, что работа сотрудника следственного комитета — это не только бумажная волокита, но и работа на месте преступления, это и ответственность, и даже риск для жизни. Это действительно тяжелый труд, который требует не только профессионализма, но порой и мужества.
Александр, вы ведь и сами режиссируете, пишете истории. В недавних работах есть отсылки к культовым личностям – Александру Пушкину, Даниле Багрову. С чем связан выбор темы?
Работы, которые вы упомянули — «Пушкин. Возвращение» и «БратЪ-1825. Начало», — это, если можно так выразиться, коммерческие, но при этом экспериментальные проекты. Они были созданы в рамках сотрудничества с недавно открывшимся отелем и изначально задумывались как часть пиар-кампании отеля. Однако нам предоставили такую творческую свободу, что это позволило сделать их новаторскими и интересными. Получились не просто презентационные ролики, а короткометражные фильмы, которые переосмысливают образы таких культовых личностей, как Пушкин, и таких персонажей, как Данила Багров.
Выбор темы, конечно, был предложен заказчиком, и сценарий мы писали совместно, согласовывая все этапы производства. Но я всегда стараюсь вкладывать в свои работы что-то личное, экспериментировать с формой и содержанием. Это, как мне кажется, и привело к неплохому результату — пиар и хайп нам точно удались!
Но у меня есть и другие короткометражные работы, многие из которых участвовали и побеждали на различных кинофестивалях в России и за границей. Сейчас, например, мы готовим к выпуску киноальманах романтических комедий о знакомствах в сети — «Точка.RU». Он объединит несколько моих короткометражных фильмов. Мы даже запустили сбор средств на одной из краудфандинговых платформ, и, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто нас поддержал и продолжает поддерживать. Это очень вдохновляет и мотивирует двигаться дальше.
Расскажите, о чем вам хочется говорить со зрителем, какие темы вас волнуют?
Мы живем в мире, где все может измениться в любую секунду. И когда смотришь на то, что происходит вокруг, некоторые темы, которые раньше казались важными и глобальными, вдруг теряют свою прежнюю значимость. Честно говоря, я пока не готов дать однозначный ответ на этот вопрос. Слишком много всего происходит, и столько вещей, о которых хочется поговорить, но не всегда хватает возможностей для этого. Но я бы с удовольствием поработал над произведениями моих любимых писателей: Рощина, Слаповского, Чехова. В их творениях всегда можно найти темы, которые актуальны и по сей день.
Есть ли у вас фильм-мечта? Что мешает его реализовать на данный момент?
Как актер я мечтаю сыграть в фильме о Великой Отечественной войне, даже согласен на отрицательную роль немецкого офицера. И если в финале меня убьют, расстреляют или посадят, я буду только за.
Как режиссер я очень хотел бы снять серьезное, глубокое и, главное, умное кино. С большим удовольствием я бы поработал в жанре комедии или романтической комедии. Я бы с радостью экранизировал один из рассказов Михаила Рощина или, возможно, создал бы сценарий на его основе. Пока мы движемся к этой цели небольшими, но уверенными шагами.
Расскажите, как ваша актерская карьера помогает вам в режиссуре.
Когда я учился у Зиновия Яковлевича Корогодского, у нас был актерско-режиссерский курс. Да, собственно, все курсы моего мастера были актерско-режиссерскими. И, видимо, это была правильная методика преподавания. Без понимания актерской профессии, пока ты на своей «шкуре» не почувствуешь, как это — существовать на сцене или по ту сторону камеры, невозможно поставить актеру правильную, конкретную и точную задачу. Может, я и ошибаюсь, но актерская профессия — это как основы, азы, как мастерство. С другой стороны, многие актеры, становясь режиссерами, добиваются результата от актеров с помощью так называемого «показа». Да, некоторые считают, что это неправильно, что режиссер должен воздействовать на актера другими способами или методами. Но какая разница, каким способом ты добился результата? Главное — чтобы он был. Ведь правда?
Кстати, знания, которые я получил на высших режиссерских курсах, очень помогают мне на площадке. Поверьте, способ существования в театре и в кино — это совершенно разные стихии. И этому, к сожалению, в театральных вузах не учат. У режиссера сейчас много задач: за день он должен снять от 10 до 20 минут материала. И это, поверьте, очень много. Времени на разборы и репетиции катастрофически не хватает. Актер уже должен приходить на площадку подготовленным и желательно со своим «приносом».
Сейчас я понимаю, как нужно существовать в театре и как — в кино. Но, к сожалению, пока я не нашел того самого материала, который бы вдохновил меня на реализацию моей режиссерской мечты. Надеюсь, что такой проект появится в будущем.
Смотрите премьерный показ четвертого сезона сериала «Первый отдел» на телеканале НТВ с понедельника, 3 февраля, в 20:00.
Онлайн-эфир НТВ бесплатно и в хорошем качестве доступен здесь.
Фото: НТВ