Артист театра и кино, звезда ситкома «Кухня» Михаил Тарабукин, в фильмографии которого более 135 ролей, недавно сыграл в комедии «Битва пап», кассовые сборы которой составили 36 млн рублей, сериале «Букины» и комедийном сериале СТС «Мама будет против». Михаил рассказал TV Mag об особенностях своей профессии в современных реалиях, о том, каким должен быть настоящий актер и как привлечь внимание зрителей.
Михаил, на ваш взгляд любой ли человек без подготовки может стать актером?
В последнее время все чаще звучит мнение, что на кого камера направлена, кто в кадре, тот и актер. Но не факт, что хороший, и не факт, что вообще актер. Такой подход к процессу дискредитирует нашу профессию и даже может ее уничтожить как институт. Мы сталкиваемся с этим ежедневно. Почему так не должно быть? А именно потому, что есть образование, дисциплины, которыми нужно овладеть. Это и история изобразительного искусства, и ритмика, и танец, и вокал... И это вовсе не для того, чтобы сделать из тебя универсального солдата, который все умеет. Эти предметы позволяют тебе раскрепоститься, учат искусству перевоплощения, внутренней свободе. Они связаны между собой и дополняют друг друга как органы в человеческом организме.
Блогеры, кавээнщики или музыканты спрашивают: «Разве тебе фехтование в жизни пригодилось? Ты что, фехтуешь что ли в кино все время?» Просто они не понимают одной простой вещи: для того чтобы быть актером, быть готовым к любой роли, все эти дисциплины, в том числе фехтование, – база!
То есть, чтобы быть успешным актером, достаточно образования и усердия или же надо быть изначально одаренным от природы?
Безусловно, нужно быть одаренным. Талант – это уже вердикт, это заключительный диагноз, а предтеча таланта – это одаренность, дар. Это когда ребенка приводят родители в музыкальную школу, и педагог восхищенно говорит: «Ух ты!». Если человек одарен, он впервые берет в руку карандаш и рисует. Вот я не умею вообще рисовать и не понимаю, как это делать. Зато у меня стопроцентный музыкальный слух, а у кого-то нет. Да, очень важно быть одаренным и постоянно совершенствоваться.
Какие еще факторы влияют на развитие актерской карьеры?
Везучесть. Сейчас почему так в тренде, во всех сферах, эзотерика. Это не магия, не сглаз, не порча, не привороты, это то, чего мы не можем научно объяснить. Например, одному человеку больше повезло, а другому меньше. Например, два очень похожих актера, прямо двойники, но один на высоком уровне, а второй на низком.
Но разве это не зависит от навыков?
Это зависит от всего.
Как вы считаете, какое самое необходимое качество для актера?
Обаяние или, другими словами, органичность. Когда зритель смотрит спектакль или кино и говорит об органичности исполнителя, то для актера это подкол, оскорбление. Обаяние –это то, за что тебя принимают в театральный институт. Это первичное качество для актера. Восхищаться этим – все равно что человеку сказать: «Прикольная она, у нее две ноги и две руки». Если ты неорганичен, необаятелен, ты даже на первый тур не пройдешь, тебе прямо скажут: «Спасибо. Рекомендуем вам попробовать себя в чем-то другом».
А как же социальные сети, важно их развивать?
Я человек, который находится на стыке времен, я не блогер, то есть я не очень публичен, но несмотря на это, я не вижу ничего плохого в том, чтобы артист развивал соцсети, активно светился в медиапространстве. Если ты известный человек, если ты считаешь, что таким образом ты себя лучше продашь, будь ты художником, композитором, архитектором, режиссером, артистом балета, если тебе нравится снимать свою жизнь и это все показывать всем, если ты готов, что тебя будут хейтить в комментариях, – пожалуйста, это твой выбор.
Я несколько упустил этот момент и быстро перегорел. Примерно в 2016 году я начал снимать вайны, у меня быстро увеличивалось количество подписчиков, очень быстро. Но мне это очень быстро надоело, я понял, что не хочу ставить на поток, и перестал это делать. Количество твоих появлений в журналах светской хроники на гонорар не влияет. И стоит задуматься, а нужна ли тебе такая известность.
Все психологи говорят о том, что делать то, что тебе не хочется и не нравится, вредно. Однако, руководствуясь здравым смыслом, мы понимаем, что публичность является неотъемлемой частью профессии. Минимум рекомендуется прийти на собственную премьеру, если ты располагаешь временем (смеется). Все-таки рекомендуется надлежащим образом выглядеть.
Сериалы и сегодня наиболее сильны в плане возможности прославить актера?
Конечно. У нас в стране живет 150 миллионов человек, популярность сериалов высока. Общество очень разнообразно, контент потребляет разный: кто-то смотрит НТВ, кто-то – ТНТ, кто-то – только YouTube, а кто-то – онлайн-кинотеатры.
Сейчас на главные роли и ведущие позиции стали брать блогеров-миллионников с расчетом на то, что они добавят аудиторию. Это большая ошибка продюсеров. Никто ничего не добавляет. Кто смотрит кино, тот смотрит кино. Кто смотрит Ольгу Бузову, тот смотрит Ольгу Бузову. Если ты берешь в кино на главную роль Ольгу Бузову, тебе кажется, что сейчас ты сделаешь кассу. Двести примеров уже как эта идея на корню провалилась.
Как вы думаете, какие изменения ждут актерскую профессию в ближайшие 10-20 лет?
Я не могу это предсказать, но могу пофантазировать на эту тему. Когда у нас зарплаты и пенсии у людей во всех регионах плюс-минус выровняются, когда все смогут себе позволить онлайн-кинотеатры по подписке, тогда будет очень хорошее кино. Прямо очень хорошее. Как «Карнавальная ночь», которую посмотрела вся страна. От московской и ленинградской богемы до работяг в Новосибирской области. Потому что в Советском Союзе телевидение было бесплатным и билеты в кино стоили пять копеек.
Кинопродукция сейчас и так стала лучше в техническом плане, в плане монтажа и музыки. Если ты намекаешь, что артистов заменят нейросети, это вряд ли. Про Сoca-Cola слышала? Про то, что у них новогодняя реклама была создана при помощи искусственного интеллекта. Так люди захейтили ее сразу. Люди не дураки, они хотят качество. Все уже во всем разбираются, понимаешь?
В чем минусы играть роль персонажа, который вам нравится? И в чем плюсы играть того, кто вам, наоборот, противен?
Здесь в вопросе кроется такая, знаешь, якобы ловушка, которую очень легко избежать. Нельзя играть персонажа, который тебе противен. Если ты его играешь, значит, ты уже его полюбил. Если персонаж не похож на тебя – нужно найти в нем частичку себя.
А бывает ли такое, что нет ничего общего?
Не бывает. В таком случае следует сразу отказаться.
Вы когда-нибудь перенимали качества своих героев?
Ни в коем случае. Я наделял их.
Фото: Атмосфера кино