Наверх
2083

Оксана Бондарчук
Обозреватель TV Mag

12 августа на фестивале «Окно в Европу» состоится премьера масштабной исторической драмы «Столыпин». 6-серийная картина посвящена одному из легендарных политических деятелей страны. В «Столыпине» снялись Александр Устюгов, Александр Яценко, Стася Милославская, Павел Попов, Екатерина Волкова, Юрий Насонов, Сергей Барковский, Павел Трубинер и другие звезды. После показа на фестивале сериал запланирован в эфире телеканала «Россия». Накануне премьеры на фестивале «Окно в Европу» TV Mag поговорил с членом жюри киносмотра и продюсером «Столыпина» Марией Ушаковой («Праведник», «Тихий Дон», «Жизнь и судьба», «Годунов», «Грозный», «София», «Ненастье»).

Мария, на кинофестивале «Окно в Европу», где вы являетесь членом жюри, покажут ваш новый проект «Столыпин». Расскажите, какое место этот проект занимает в вашем сердце и вашей богатой фильмографии?

Петр Аркадьевич Столыпин – это человек, который мог изменить ход истории России, но не успел. Он говорил: «Дайте России 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете страну». Но ему было не суждено претворить свои планы в жизнь: Столыпин был убит в сентябре 1911 года в Киеве. В нашем фильме мы развеем много мифов о деятельности этого величайшего российского политика.

Столыпин, Мария Ушакова

Продюсер Мария Ушакова с оператором-постановщиком Сергеем Мачильским и режиссером-постановщиком Алексеем Андриановым.

А какие мифы о Столыпине вы развеяли и почему, на ваш взгляд, «Столыпин» будет интересен сегодня массовому зрителю?

Например, все слышали про «столыпинские вагоны». Обычно имеются в виду вагоны для скота, которые использовали для перевозки людей. Но мало кто знает, для чего эти вагоны предназначались изначально. Они действительно придуманы Столыпиным, но именно для удобства крестьян. Дело в том, что крестьяне, которые добровольно семьями переезжали в Сибирь, где им выделяли земельные наделы, никак не хотели расставаться со своими скотом – лошадьми, коровами и другими животными. В вагоне выделялась специальная часть для конюшни и скота, а люди ехали в другой части вагона. Но после революции, во времена сталинских репрессий, в этих вагонах стали массово перевозить в места лишения свободы заключенных. Поэтому произошла некая подмена понятий.

Мы рассказали также о Столыпинской аграрной реформе и о введении и отмене смертной казни. Антагонисты Столыпина в фильме – группа молодых бомбистов-террористов. Есть в картине и любовь, и предательства, и детективная составляющая. Так что зрители точно не заскучают.

сериал Столыпин
сериал Столыпин

В других проектах, например в «Шаляпине», вы говорили, что старались сохранить больше достоверных фактов. Как обстоит дело со «Столыпиным»: каков в нем процент художественного вымысла и достоверности?

В этом проекте мы просто не имели права на вымысел – слишком значительна фигура главного героя и слишком важна его роль в истории страны! Сериал полностью основан на реальных событиях, и все персонажи в нем имеют реальные биографии. Сценарий к «Столыпину» написал Тимур Эзугбая при участии Екатерины Жуковой на основе книги Бориса Федорова «Петр Столыпин: "Я верю в Россию"». Авторы проделали огромную работу по изучению исторических документов.

Где снимали действия в «Столыпине»? В одном из интервью вы говорили, что лучше всего снимать в тех местах, где происходили реальные события фильма. Это финансовый критерий или, скорее, творческий?

Далеко не всегда удается снимать в тех местах, где происходили события. И уж точно это делается не по финансовым причинам! Когда удается снимать в местах, где вершилась история, это придает картине особенное ощущение подлинности. В случае со «Столыпиным», например, сцену заседания в Государственной Думе, где Петр Аркадьевич произнес свою легендарную фразу «Вам нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия», мы снимали в Таврическом дворце, где 116 лет назад и проходило это заседание. На съемках было ощущение, что мы сели в машину времени и попали в прошлое, в 1907 год. А чтобы снять сцену у дома Столыпина, съемочная группа летала в Саратов, к его реальному особняку, где сейчас находится музей Столыпина. Все остальное снималось в Петербурге – как на улицах, так и в подлинных интерьерах памятников архитектуры и истории, таких как Адмиралтейство, Александровский, Елагин, Мраморный, Мариинский и Таврический дворцы. Дача Столыпиных воссоздана в павильоне прекрасным художником постановщиком Александром Загоскиным.

сериал Столыпин
сериал Столыпин

И снова в вашей фильмографии – масштабная историческая драма. До этого были такие амбициозные и большие проекты, как «Праведник», «Тихий Дон», «Жизнь и судьба», «Годунов», «Грозный», «София», «Ненастье». Расскажите, чем вас привлекают такие сложно-постановочные проекты?

Над масштабными проектами, конечно, очень интересно работать. Но и очень сложно в то же время. Поэтому иногда хочется снять фильм просто с двумя хорошими артистами в одной комнате… По-моему, это тайная мечта любого продюсера (улыбается).

А какой проект из всех вами созданных ваш самый личный?

Самый личный, наверное, всегда тот, которым ты занят в настоящее время, в данный момент, где сфокусированы все твое внимание, энергия. Сейчас мы с Екатериной Жуковой и Антоном Златопольским работаем над масштабным историческим фильмом об Андрее Боголюбском. И параллельно с Сергеем Урсуляком готовимся к съемкам мюзикла. И «Столыпин», конечно, для меня очень личное кино – моя семья и мои предки пострадали во время трагических революционных событий.

Мария, киноиндустрия – сложное общество, где надо уметь договариваться, продавать идею. И некоторые молодые продюсеры говорят, что попасть туда очень сложно. Что бы вы посоветовали новичкам-продюсерам – как войти в кинобизнес, как лучше всего себя вести в индустрии и какими качествами личности обладать? Что важнее – смелость, дерзость или умение договариваться, например?

Важнее всего – порядочность! Молодым продюсерам хочу сказать: «Берегите, коллеги, честь смолоду!» (Смеется). Деньги приходят и уходят, а репутация остается с вами навсегда.

Столыпин, Мария Ушакова

Продюсеры Екатерина Жукова и Мария Ушакова на сьемках. Фото: Москино

В кино вы пришли 20 лет назад случайно. В одном интервью вы сказали, что однажды помогали снимать детскую картину «Полосатое лето», куда на главную роль пробовался ваш сын. Но ведь получается, что не совсем случайно, раз у вас был интерес к кино и раз вы привели туда ребенка? Расскажите, чем вас тогда привлекал кинематограф?

Я действительно пришла в кино случайно. Кинематограф меня привлекал тем же, чем и любого среднестатистического зрителя. А привести сына на пробы меня уговорила знакомая режиссер, ей он очень понравился. Я втянулась в процесс создания кино, бросилась помогать съемочной группе в разных организационных делах и неожиданно для себя получила предложение о работе. Подумала, а почему бы не рискнуть? Несколько лет работала директором картины, потом исполнительным продюсером. Затем открыла свою продюсерскую компанию. Мне повезло: учителя были хорошие.

Сейчас какая миссия, цель стоит перед вами? Что вам хотелось бы сделать еще? Есть ли проект-мечта?

Есть! С режиссером Олегом Погодиным сейчас работаем над полнометражным фильмом «Цветик-Семицветик». С детства люблю эту историю. Купила права на экранизацию, Олег написал потрясающий сценарий… У фильма, который мы собираемся снять, две основные задачи: первая – художественная, собственно, сам фильм как носитель мира образов и смыслов; вторая – технологическая, новаторская в плане совмещений уже имеющихся на сегодняшний день технологий компьютерной графики и совершенно новой, не до конца изученной формы коммуникации, связанной с искусственным интеллектом.

Осталось только загадать желание и снять… «Лети, лети, лепесток, через запад на восток…»

Фото: личный архив Марии Ушаковой, телеканал Россия

Фото автора.
Обозреватель TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.