Победительница реалити-шоу «Новые пацанки» Кира Медведева стала актрисой, впервые сыграв главную роль в сериале «Трудная». Проект «Трудная» – это спин-офф успешной молодежной драмы «Новенькие» режиссера Оксаны Барковской. К этой роли Кира готовилась почти год, изучая драматическое мастерство.
По сюжету сериала «Трудная», после выхода из тюрьмы Влада (героиня Киры Медведевой) стремится начать новую жизнь: она работает в баре, готовится к сдаче ЕГЭ и к поступлению в университет. Однако старые знакомые и тайны ее прошлого не дают девушке покоя. Владу подозревают в убийстве, и ей приходится бороться не только за свою свободу, но и за второй шанс на новую жизнь.
Премьера сериала «Трудная» состоится в онлайн-кинотеатре START уже первого августа. TV Mag побеседовал с режиссером проекта Оксаной Барковской («За полчаса до весны», «Новенькие», «Плакса», «Система», «Дом Светофоровых») – о кинотерапии и о том, как работать с актерами «без актерской корочки».
Оксана, как родилась идея создания «Трудной», по каким причинам вы, как шоураннер, поверили в этот проект, посчитали его актуальным?
Идея сериала «Трудная» пришла мне и моему другу и партнеру Алексею Троцюку (генеральный продюсер и сооснователь онлайн-кинотеатра START – примеч. ред.) практически одновременно, и произошло это буквально на сцене во время премьеры «Новеньких» в августе 2023 года в Нижнем Новгороде. В зале было несколько сотен зрителей, которые выиграли билеты через фанатские группы Киры. Как обычно, творческая группа проекта вышла на сцену и каждый должен был сказать несколько слов о сериале, но неожиданно Кира, представляя фильм со сцены, стала говорить совсем не о новых «Новеньких». Она подошла к краю сцены, посмотрела в зал и сказала: «Я смотрю на вас и понимаю, что многие, выйдя из зала, пойдут за закладками, а потом вы эту дрянь употребите… При этом вы сюда пришли, потому что хотите быть как я, потому что вы называете себя моими фанатами. Так вот, я за закладкой не пойду. И, если вы хотите быть как я, вы тоже не пойдете за наркотиками. Вы прекратите употреблять всю эту дрянь и поверите в себя. Вы измените свою жизнь так, как изменила я свою». В зале наступила абсолютная тишина, а затем раздались аплодисменты… Мы с Алексеем переглянулись, и, собственно, здесь все стало понятно. Надо делать проект, в котором главным лозунгом будет фраза «Будь как Кира!» Не употребляй. Верь в себя. Работай над своей судьбой. Она может помочь очень многим избавиться от проблем с алкоголем или наркотиками, от жизни без будущего.
Так родился сериал «Трудная» с актрисой Кирой Медведевой в главной роли. Кстати, название «Трудная» придумал Алексей Троцюк. Изначально проект назывался «Неисправимая».
Есть ли у «Трудной» документальная основа? Реальные прототипы, сюжеты из жизни?
Все игровые проекты, которые создает наша компания, основаны на реальных историях. Мы берем актуальную важную тему, находим хорошую историю, говорим с реальными прототипами, нанизываем на нее подобные кейсы, но с разными взглядами на ту или иную проблему, и пишем сценарий.
У «Трудной», разумеется, тоже есть своя документальная основа и не одна. Это в первую очередь история самой Киры Медведевой. История ее детства, история ее взросления и история ее взаимоотношений с запрещенными препаратами. Вторая история, которая к Кире отношения не имеет, но гипотетически могла бы иметь, – это история, которой поделилась наш постоянный психолог-консультант Екатерина Кес. Это история девушки, которую парень подсадил на наркотики, она попала в тюрьму, а спустя четыре года после выхода из заключения начала новую жизнь, но сначала ей пришлось пройти через серьезные жернова жизни, и только огромное желание не возвращаться к прежней себе помогло ей спастись.
Детективная линия в «Трудной» также, увы, реальная история. При странных обстоятельствах был убит молодой человек. В число подозреваемых попала девушка, которая просто находилась рядом в этот момент. Она просидела в тюрьме несколько месяцев, прежде чем расследование выявило новые обстоятельства. Хотя…в нашей «Трудной» мы так до конца сезона и не узнаем причастна ли Влада к этому преступлению.
Почему на главную роль вы пригласили именно Киру, получилось ли у нее стать актрисой?
Кира очень органичная, очень настоящая, очень слышащая меня как режиссера актриса. Кроме того, мы с Кирой не просто работаем. Кира проживает на площадке самые страшные эпизоды из своей прошлой жизни и избавляется от них. Это терапия своего рода. Кинотерапия, которая позволяет вытащить и выбросить из себя все то, что мешает в нормальной жизни двигаться вперед. Как Кириной, можно сказать, киноматери, мне бы очень хотелось, чтобы ее актерская судьба сложилась. У Киры все для этого есть. Талант, вера в себя, желание идти вперед. Она как будто наверстывает сейчас то время, те годы, которые у нее прошли в состоянии измененного сознания.
В чем особенность работы с непрофессиональным актером в игровом кино? Как добивались результата от Киры?
Я отношусь к той категории режиссеров, которые очень любят своих артистов и всегда относятся к ним и к их работе с огромным уважением. Этому меня, кстати, научила моя очень близкая подруга и невероятная актриса Ирина Горбачева. Благодаря ей я точно знаю, чего никогда не буду говорить своим актерам и что актер и режиссер – это в первую очередь мощная со-настройка. Именно такая со-настройка у меня, например, с Глебом Калюжным, с которым мы на данный момент уже вместе сделали шесть проектов и готовимся к седьмому. Дружба, человеческие отношения и полное творческое и человеческое взаимопонимание приносят отличный результат, который видит зритель.
С Кирой, впрочем, так же, как и с Глебом, я работаю через ее личную историю, через ее черты характера, через ее особенности. Я точно знаю, что не «выдавлю» из нее принцессу или гламурную кошечку, но, собственно, мне от нее этого и не надо. Когда мы делаем монологи, пронзительные, кричащие…я точно понимаю, какие слова должна произнести героиня Киры, чтобы они попали в самое сердце зрителю.
Но, над сказать, что и с такими профессионалами самого высокого уровня, как актер Антон Пампушный, который сыграл в «Трудной» антагониста, злодея, человека из страшного прошлого Влады, мы работали через его личную очень драматическую историю. Специально для Антона, который мне рассказал о том, что было в его юности, прямо во время съемочного периода я дописала три сцены. И очень надеюсь, что он выбросил из себя навсегда какую-то часть непрожитой боли.
Что было самым сложным на этапе создания «Трудной»?
Надо сказать, что это была самая сложная моя экспедиция. На стадии съемочного периода процесс полностью оправдал свое название, и в какой-то момент я попросила ассистента временно заменить название на «хлопушке»: поменять «Трудную» на «Легкую».
По техническим причинам, из-за обновления системы Mac, у нас исчез при перегоне с камеры отснятый материал, а это почти три съемочных дня. Мало того что это были финансовые потери для компании, в эти сцены актеры и съемочная группа вложили много человеческих и душевных сил. Но актеры и группа не сдались. «Мы сделаем все еще круче! Все будет хорошо», – успокаивали они меня. Мы практически круглосуточно работали и восполнили все, что потеряли. И правда, все получилось и лучше, и интереснее.
Мне пришлось расстаться во время съемок с ключевым человеком на площадке – со вторым режиссером. Из-за колоссального непрофессионализма. Но, благодаря этому на проекте вторым режиссером работал человек, который настолько мощно проявил себя, что сейчас он пришел к нам в компанию полноценным креативным продюсером.
Вообще во время съемок «Трудной» у многих людей на площадке сильно менялись жизненные обстоятельства. И у актеров, и у группы. Так что наша «Трудная» оказалась очень трудной, но судьбоносной.
На какую аудиторию рассчитан сериал «Трудная», это проект для подростков?
Все мы родом из детства, и сериалы, которые кажутся исключительно подростковыми, в итоге смотрят люди разных возрастов. Когда мы создавали «Новеньких», то думали, что это будет проект для подростков. Однако сериал посмотрели около 150 миллионов человек, и я получаю огромное количество отзывов – и от 80-летних, и от 30-летних зрителей. Поэтому «Трудная» – сериал для всех.
В нашем обществе часто списывают оступившихся людей. На слуху фразы: «Бывших наркоманов не бывает», «Из тюрьмы может быть дорога только обратно в тюрьму». На ваш взгляд, что нужно для того, чтобы оступившемуся человеку снова не упасть в бездну? Чтобы второй шанс состоялся?
Я не верю в утверждение, что не бывает неисправимых людей. Все зависит от воли человека. В первую очередь человек сам должен осознавать свою проблему и стремиться ее решить. И зачастую, чтобы изменить свою жизнь, нужно увидеть реальный похожий пример. А еще увидеть «дорожную карту», которая подскажет путь, подскажет как выбраться.
Вот именно эти реальные жизни, реальные истории мы показываем в «Новеньких», «Трудной» и во многих других. Эти проекты показывают, что выход есть всегда и что всегда можно изменить свою судьбу.
Новости пестрят жестокими видео о деяниях подростков. Кто-то поджег одноклассника в гараже, кто-то снял страшное видео с животными (вы и сами это описали в сериале «Плакса»). Есть ощущение, что уровень агрессии подростков сегодня зашкаливает. Как думаете, почему именно сейчас столько злости?
Подростковой злости всегда было много, и это касается не только нашего времени, но и прошлого наших родителей. Возраст 12-18 лет – самый тяжелый период в жизни человека. Именно в этот период формируется личность, и то, как подросток проживет эти годы, во многом определяет его дальнейшую жизнь. В этот момент необходимо помогать подросткам справляться с внутренними конфликтами. Не орать на них, не обвинять во всех смертных грехах. Я верю, что любого человека можно исправить через истинную любовь и полное принятие.
И я говорю это как человек, у которого тоже когда-то было клеймо «трудный подросток», но который был вынужден выбираться из всех трудностей и проблем подросткового периода без особой поддержки взрослых и без особой любви.
Может ли сериал «Трудная» стать исцеляющим как для его актеров, так и для его зрителей? Вы действительно настолько верите в кинотерапию?
Верю, потому что вижу реальный очень серьезный результат. Я наблюдаю, как наши кинопроекты меняют людей, которые в них снимаются. На протяжении четырех лет я наблюдала, как актеры из сериала «Новенький» трансформировались, становились совсем другими. Я точно знаю с кем из них сработала моя кинотерапия, а с кем нет. Причем, она не сработала только потому, что внутри этих людей была абсолютная черная пустота.
На одной из смен Кира играла очень важную для себя сцену – она погрузилась в состояние измененного наркотиками сознания. Вся группа с замиранием и слезами на глазах смотрела, как она играла эту сцену. Там было столько ужаса и боли… После съемки Киру просто колотило, но она сказала очень важные слова: «У меня ощущение, что я только что навсегда от этого избавилась, освободилась от этого своего персонального ада». Она действительно прожила эту историю и завершила ее для себя.
Кинотерапия – это сильный инструмент помощи и актерам, и часто даже группе. А для зрителя – это хорошая мотивация поверить, что твоя жизнь в твоих руках и возможно исправить абсолютно все.
Премьера сериала «Трудная» состоится 1 августа на START. Контент START доступен клиентам оператора «Триколор» в онлайн-кинотеатре.
Фото: Пресс-служба ГК "Формат ТВ"