8 апреля в 19:30 на СТС выходит продолжение сериала «Тетя Марта», первый сезон которого собрал 42 миллиона зрителей и удостоился наград «ТЭФИ KIDS» в двух номинациях и звания «Сериал года» на премии Одноклассников «Самый OK». Во втором сезоне в жизни Марты появляется сестра-близнец Юля. Их обеих играет одна и та же актриса, Вита Корниенко. Девочки меняются местами, чтобы найти маму, которая оставила их в детском доме. И теперь интроверту Юле придется заботиться о дедушке (Юрий Кузнецов), решать проблемы с будущим опекуном Маратом (Александр Метелкин), соседом-актером (Сергей Епишев), блогером (Екатерина Кабак) и учительницей (Кристина Асмус), а Марте – привыкать к строгому опекуну Юли (Зоя Бербер) и ее вредному брату (Матвей Воронин). Накануне премьеры второго сезона TV Mag поговорил с актером Юрием Кузнецовым, сыгравшим любимого дедушку героини.
Онлайн-эфир СТС бесплатно и в хорошем качестве доступен здесь.
Юрий Александрович, недавно вы закончили съемки во втором сезоне «Тети Марты». Какие впечатления оставили эти три месяца?
Замечательные. Вокруг взрослые и ответственные люди, у которых не бывает метаний: «А давайте так снимем? А давайте так?» Все согласовывают заранее. Нам, актерам, остается только соответствовать и быть готовыми ко всему. Мне, извините, уже не привыкать, но работать действительно приятно. Ребята – профессионалы, и это очень важно, иначе за прошлый сезон ТЭФИ не получили бы.
Раз вы вспомнили детскую ТЭФИ, скажите, в чем успех «Тети Марты», на ваш взгляд?
В первую очередь, в теме. Девочка ищет маму – сюжет, казалось бы, простой, даже элементарный, но это безумно трогательно. Что такое мама? Это все, это основа, это жизнь. И здесь меня, конечно, и по-человечески, и по-актерски очень беспокоят вопросы: почему Марта так долго ее ищет и куда все-таки эта мама исчезла?
Как вам сценарий второго сезона?
Теперь маму ищут две девочки. Опять возникают вопросы. Почему их две? Почему они все никак ее не найдут? (Улыбается.) Я как актер с нескромным опытом, заставляю себя просто поверить, а не копаться, потому что авторы продумывали эту историю гораздо тщательнее и глубже, чем наш брат-артист. Но в паузах все равно ловлю себя на мысли: почему же так долго девочка ищет маму? Еще и ее полупридурковатый дедушка, мой герой, совсем не помогает. Он ведь бывший цээрушник, мог бы товарищей попросить, и они бы занялись этим делом. Да и в целом найти-то не так сложно: есть соответствующие инстанции, интернет. Но дедушка понимает, что это безнадежное дело, и всячески отвлекает от него внучку Марту. Вот у нас, например, была сцена, в которой он ей вместо паспорта дает кубик Рубика. Это же ку-ку. Зачем он это все городит? Затем, чтобы отвлечь. Маму найти можно, но он, наверное, по-человечески не может ее простить и всячески уводит Марту от реальности. Девочка и сама понимает его закидоны, не спорит, не ругается, а со всем соглашается.
А вам мотивы героя понятны?
Мне лично интересно делать не просто какого-то дедушку-придурка. Зрительский интерес ведь можно вызвать разными путями. Можно, например, просто пузо показать или еще какие-то части тела. Правда, если я свое покажу, интереса никакого не будет. (Смеется.) Мне скорее важно, какая внутри всего этого человеческая основа. Мне необходимо своего героя и ситуации, в которые он попадает, оправдать. Это моя задача, как и режиссера, и ребят, которые делают этот сериал. Комедии бывают разные, но они необходимы, потому что народу у нас в стране много, у всех свои проблемы, от которых хочется отвлечься и отдохнуть. И наша «Марта» тоже такая отвлекуха. У нас нет каких-то злобных моментов, отрицания или негатива. Здесь все хорошо. Люди смотрят с интересом: что будет дальше, найдут ли девочки маму?
Как вам кажется, насколько это сложная актерская задача для Виты Корниенко – играть сразу двух героинь?
Для Виты нет ничего сложного. У нее фильмов больше, чем у меня. По крайней мере за сто точно, так что она меня догоняет, причем делает это легко, без напряга и зажима. Виточка у нас профессиональная, именно это слово хочу подчеркнуть. Надо заплакать? Она заплачет. Ей это ничего не стоит. Меня очень волнует ее будущее, но все будет нормально, уверен. Она же еще и учится отлично. Есть истории молодых ребят, которые были звездочками, а заканчивали достаточно печально. За Виту в этом смысле можно не беспокоиться. Она работает без надрыва и нервов и легко к этому относится.
Некоторые ваши коллеги специально не смотрят свои работы. Вы из их числа?
Нет, я же не какая-то манерная барышня, чтобы говорить: «Ах, здесь у меня подводка смазалась, здесь прическа растрепалась, ах, не тот прикид». (Улыбается.) Это моя работа. То, что нужно было оператору и режиссеру, я сделал. Зачем тогда отворачивать глаза? Раньше, конечно, у меня, как у каждого, наверное, актера бывали сомнения и мысли: «Вот это я накосячил, что я наделал, боже!» Возвращался домой и думал, как мог сделать лучше. Сейчас просто говорю себе: «Подожди, Кузнецов, на тебя смотрели оператор с режиссером, это они отвечают за то, что произошло. Успокойся и не мучайся». Все равно от этих переживаний никуда не денешься, ты постоянно с ними. Недавно один актер спрашивает: «Закончились съемки, а я не могу выйти из образа. Как вы это делаете?» Говорю: «Костюм снял, переоделся в свой и пошел домой». Конечно, не всегда это работает, все равно живешь с этим, но вся наша жизнь – игра. Личной жизни нет совсем.
На увлечения тоже не остается времени? Вы, например, читать любите.
Когда мне читать? Читать надо, когда нет съемок, когда душевно свободен и можешь абстрагироваться, иначе эмоционально толку не будет ни от того, ни от другого. Когда на столе сценарий, уже не до чтения: мысли только там. Белиберду не читаю, а книжки, которые покупаются, так и лежат, как раньше говорили, неразрезанными. Все время о них думаю и говорю себе, что мой грех – непрочитанные книги. Безумно хочется читать, но пока не получается, потому что от этой заразы в виде работы никуда не деться. (Улыбается.)
Ваша дочь тоже работает в киноиндустрии. Начинала ассистентом по актерам.
Она уже не просто ассистент по актерам. Недавно она с хорошим молодым режиссером закончила сериал «Я ничего не помню». Там главного героя играет Володя Веревочкин – замечательный артист. Вообще, это поколение – очень серьезные ребята. У них не стоит в глазах съемочная ставка. Они реально переживают. В этом проекте Саша была кастинг-директором. Хоть это и первый Сашин опыт, она смогла уговорить Сухорукова, что очень непросто, Женю Сидихина, нашего питерского артиста Кузнецова. (Улыбается.) На самом деле, это я у нее спросил как-то: «Сашка, а почему ты меня не зовешь?» Она говорит: «Папа, ты дорогой. Я тебя не потяну. Ты в мою смету не влезаешь». Тем не менее отработал три дня. Мой герой там – своеобразный Порфирий Петрович, не сыгранный когда-то. Мармеладова-то уже играл. Когда кастинг закончился и начались съемки, Саша с площадки не уходила, стала ассистентом. Таскала туда одежду, отволокла нашу домашнюю кофемашину на площадку. В общем, была правой рукой режиссера, и артисты ее любили, и вся группа. Как-то она смотрела в монитор и после сцены, проходя мимо, тихонько мне говорит: «Как ты это делаешь».
Советами, своим опытом делитесь, помогаете?
На самом деле, меня давно спрашивают, почему не иду в педагоги. А у меня семь проектов в этом году и в прошлом было столько же. У молодых сколько? Два в лучшем случае, а у старика семь. Для моего возраста это же караул. Про личную жизнь вообще молчу, какие-то вырываешь дни, чтобы домой заехать. Недавно, например, был мой профессиональный праздник – День милиции. Съездил в Шую, потому что там говорят: «Мы никаких построений делать не будем, если Мухомор не приедет». Всех поздравил, сказал коронную фразу Мухомора: «Что сидите? Идите работайте», – и вернулся. В такие моменты нужно просто психологически собраться, сказать себе: «Это марафон. Финишная ленточка вон там – в конце месяца». Как-то заряжаешься и работаешь.
Такая востребованность все равно не может не радовать?
Радует, конечно, но от чего-то приходится отказываться, потому что не втеснить ни смены в график, ни текст в голову. Вот мы все часто говорим друг другу: «Береги себя». И сильно бережем? Нам же надо это успеть, то сделать. А когда у тихой речки отдохнуть? Об этом тоже важно думать. Чтобы нормально работать и физически, и психологически, ты должен прийти на работу отдохнувшим. А если я вчера в двенадцать приехал и в шесть проснулся, какой из меня работник? (Улыбается.) Нельзя ненавидеть себя за беспомощность и желание отдохнуть, когда это необходимо.
Фото: СТС