На телеканале ТНТ, а также онлайн-платформах PREMIER и Okko сегодня выходит финальная серия новой популярной мелодрамы производства Good Story Media – «Бедные смеются, богатые плачут», в которой показана история двух миров – семьи олигарха Воронцова и большого штата прислуги. По итогам трех премьерных недель проект вышел на первое место рейтинга Кинопоиск Pro. Мы поговорили с режиссерами проекта Анной Лобановой и Наталией Вагоновой о том, как родилась эта история, как удалось соединить на съемочной площадке профессиональных актеров и людей без актерского образования, но с опытом работы в сфере обслуживания, как проходили съемки и будет ли продолжение полюбившейся зрителям истории.
Финальную серию сериала смотрите в четверг, 7 марта, в 21:00 на канале ТНТ. Онлайн-эфир ТНТ бесплатно и в хорошем качестве доступен здесь. А посмотреть полностью первый сезон «Бедные смеются, богатые плачут» можно на онлайн-платформах PREMIER и Okko. Контент PREMIER бесплатно доступен клиентам оператора «Триколор» в составе подписок «Единый Ultra», «Максимум» и «Премиум».
С чего начался этот проект для каждой из вас?
Наталия Вагонова: Проект «Бедные смеются, богатые плачут» начался с идеи нашего генерального продюсера Антона Зайцева. Он придумал историю, в которой бок о бок будут существовать два мира – богатых и бедных. Причем линия «богатых» была уже расписана. Нам он предложил создать мир бедных, то есть прислуги – сделать кастинг, написать историю и снять. Главной идеей было показать разность этих миров за счет существования героев. И это стало главной задачей для меня и сорежиссера Сергея Куваева, с которым мы до этого сделали несколько проектов в жанре реалити. Поэтому при создании мира прислуги мы отчасти опирались на этот опыт – опыт работы с обычными людьми, то есть непрофессиональными актерами.
Анна Лобанова: Я подключилась к проекту уже после того, как был снят его пилот. Я давно работаю в жанре мелодрамы и прочитала довольно большое количество сценариев. Их главная проблема – наличие длительных сцен и долгих диалогов между героями. Такие тексты сложно читать, а уж тем более – воспринимать на слух при просмотре.
Сценарий «Бедные смеются, богатые плачут» сильно отличается, тут очень классные живые диалоги с короткими органичными настоящими репликами. Я читала – и в голове сразу возникала четкая картина происходящего, очень похожая на то, что происходит в нашей реальной жизни.
Второе отличие – обычно мелодрамы нацелены на определенную часть аудитории. Для молодежи – это рассказ про трудности взросления, первой любви, для людей постарше – какие-то ретроистории. Наш сериал откликается у любой аудитории. Авторы придумали уникальную историю, которая происходит в одном доме, где живут люди разных возрастов и социальных слоев. Здесь большое количество очень разных сюжетных линий.
Что еще отличает «Бедные смеются, богатые плачут» от классической мелодрамы – это динамика. Здесь много юмора, при этом доброго юмора. Да и судя по реакциям зрителей, все очень ждут не только развязки сюжета, но и продолжения, то есть следующего сезона.
На проекте работало сразу несколько команд со своими режиссерами и операторами. Как удалось сохранить единый стиль?
А.Л.: Да, у нас было три основных юнита, съемки шли параллельно. Когда была снята пилотная серия, стало понятно, что есть проблема с тем, как участники разных съемочных групп видят историю. Поэтому на старте съемок сезона мы решили, что внутри производства сериал будет делиться между юнитами не по сериям, а по сюжетным линиям. Это было очень правильное решение. Также перед нами стояла задача придумать единый киноязык проекта, чтобы видения всех участников съемочного процесса совпадали. Когда мы выработали этот единый концепт, мы составили гайд, по которому работали все юниты. Там были прописаны все детали: крупные, средние планы, какие движения в кадре мы используем, как работаем со светом, допустимые ракурсы, темп, ритм съемки, работа с воздухом в кадре и т. д. И вот это все помогло нам объединить всю историю в общую, понятную для всех картинку.
Какие еще фишки были на съемках?
А.Л.: История главных героев в исполнении Полины Денисовой и Миши Сотникова – это история Золушки и прекрасного принца, и нам хотелось для них особой магии, добавить элемент волшебства в их сюжетную линию. Но именно для романтических сцен. В моменты, когда они ругаются или случайно встречаются в доме, такой эффект мы не применяли. Мы использовали специальную оптику на крупных планах, которая определенным образом преломляет свет и картинка начинает мерцать, что добавляет волшебства, загадочности. Технически это было очень сложно, на построения такого кадра уходило много времени, но оно того стоило.
Одна из моих любимых сцен с использованием этой фишки – это сцена свидания Миши и Кати в кинозале. Там картинка просто невероятная, по-настоящему волшебная. Мне также очень нравилось работать над сценами с Олей и Артемом [Ананке Арейру и Александр Стоун]. Сцена, когда они ведут стримы, выглядит очень мило и забавно. В этом юморе ребята очень органичны и прекрасны. В сцене в гостиной с Яной и Мишей [Алина Дулова и Михаил Сотников], мне кажется, актеры отыграли на все сто процентов, получилось очень драматично. Так, наверное, получается, что в каждой сюжетной линии у меня есть любимая сцена.

На проекте «Бедные смеются, богатые плачут» работало сразу несколько команд со своими режиссерами и операторами. Одна из них – с режиссером Анной Лобановой
Наталья, а какая ваша любимая сцена?
Н.В.: У меня есть любимая сплетня (смеется). Когда на кухне девочки обсуждают новость, что Миша оказался сыном хозяина и что это похоже на сериал «Дикий ангел» и про то, что их снимают камеры. Эту сцену придумал Паша (Павел Суитин, сценарист). В ней переплетаются драйв, настоящие эмоции, легкость и аллегории.
А есть ли любимые герои в сериале «Бедные смеются, богатые плачут»?
А.Л.: Всегда сложно выделить своих любимчиков. У нас был довольно долгий кастинг, мы тщательно отбирали актеров. Кастинг-директор проекта Женя Феоктистов – просто невероятный человек. Он с таким трепетом и любовью относился ко всем актерам. Это так ценно. Креативные продюсеры также с огромным стремлением работали, чтобы найти того самого, подходящего по всем пунктам актера. Поэтому и сложно выбрать любимого, мы отбирали каждого из сотни. И все они любимчики! (Смеется.)
Н.В.: У меня нет любимчиков в этом проекте, но мне интереснее работать с самыми сложными ребятами – с актерами без опыта. Например, с Арсением. В целом у нас все ребята, кроме Маши Дудник, Сергея Васина и Стефана, не имели большого актерского опыта. Ксюша Григорьева, Лилиана Каримова, ранее упомянутый Арсений Тумановский, да и Маша Кротова, которая только учится на актрису, – это те герои, с которыми мы много работали над созданием их образа. Чтобы его понять и составить, мы долго общались про их жизнь, писали часовые интервью и старались «разложить» личность человека, чтобы потом «собрать» из нее интересного героя.
Вас не испугала идея работать с таким форматом взаимодействия профессиональных актеров с актерами без опыта?
А.Л.: Ребята, которые играли прислугу, приходили на площадку абсолютно заряженные, уверенные в своем понимании персонажа. Для меня это был абсолютно новый опыт. Более того, большее количество сцен с ними снимались с первого дубля, что тоже было для меня «разрывом шаблона». Была такая забавная история с Сергеем Васиным: я прихожу, как обычно, утром на съемочную площадку, у меня как раз он тогда впервые должен был сниматься. Спрашиваю у ребят, как он вообще, есть какие-то особенности. Они мне сообщают, что сегодня у Васина большой синяк под левым глазом, поэтому его можно снимать только с правой стороны. В тот день по плану шла сцена, где Сережа постоянно находится в движении, вначале бежит, потом нагибается, поднимает упавшего героя, то есть кадры, где нет возможности снять его только с одной стороны. Приходит герой с синяком и на все наши вопросы и недовольства отвечает: «Не волнуйтесь. Я справлюсь. Отрепетировал». Какое было наше удивление, когда он проделывает все движения без того, чтобы появиться в кадре левой стороной. То есть все повороты, падения он проделывал так профессионально, что в кадре нигде не было видно его синяк.
Н.В.: Если честно, для нас это не было проблемой, для нас это даже был своего рода профессиональный азарт. Нам было интересно посмотреть, как эти два мира могут существовать, и мы специально искали инструменты, с помощью которых можно было воплотить эту задумку. Мы старались максимально приблизить все сцены к тому, что происходит в реальности, даже то, что могло произойти практически в момент съемок. Эта ситуация с синяком позволила нам еще лучше показать его образ, потому что героям разрешалось не всегда идти по четко прописанному тексту, иногда в кадре они могли показать свою естественную реакцию на происходящее. В самой первой серии Маша Кротова ушла от текста и из-за синяка назвала Сережу Васина уголовником. Кажется, что этот образ сохранился за ним на протяжении всех серий.
То есть те истории, которые каждый из героев про себя рассказывает, – это часть их реальной жизни?
Н.В.: Отчасти да. В проекте мы сделали для них тот образ, то амплуа, которые им ближе всего. Истории их героев пересекаются с их личными историями. Например, Лили в одной из серий рассказала Арсению про то, что она уже 9 лет работает и очень устала от этого. У нее не было заранее прописанного текста для этой сцены, но стояла задача самостоятельно рассказать личную историю, что заставило ее показать свои настоящие эмоции, в кадре зритель увидел не постановочную сцену.

Вторая группа создателей «Бедные смеются, богатые плачут» работала с режиссером Наталией Вагоновой
У сериала появилось много поклонников, вас благодарят за молодой каст как актеров, так и «не-актеров». Как проходил кастинг, какие были критерии для отбора? Как долго подбирали того самого и кого удалось найти далеко не сразу?
Н.В.: У нас было около 8000 заявок. Я лично отсмотрела заявки каждого участника. Одним из главных критериев отбора была органика личности героя, его настоящее поведение, а не придуманный образ, которому он не соответствует. Следующий критерий – это завлекательность участника, то есть интересная личность. Нам было важно увидеть, кто человек сам по себе, как себя ведет в жизни. Например, когда пришел Сережа [Васин], он сразу показался простым парнем, который не скрывал, что у него нет образования и что он вообще из Новокузнецка приехал, и у него остался этот пацанский вайб. Лилиана [Каримова] была немного высокомерной стервой, какой она и кажется всем в жизни. И эта краска сыграла важную роль в решении об ее участии, В общем, человеку надо быть самим собой, и тогда он интересный – этот закон работает и в жизни, и особенно на сцене.
Кого из актеров вы подбирали дольше всего?
Н.В.: Дольше всех мы искали парней на роли Стефана и Васина. Нам нужны были не только симпатичные, но и талантливые молодые люди, которые уверенно чувствуют себя в импровизации и могли бы гармонично существовать в проекте. У нас был большой резерв девушек, а вот с поиском парней было гораздо сложнее.
Кто из актеров раскрылся для вас с самой неожиданной стороны и как? Развеял какой-то миф о себе?
А.Л.: Если говорить об актерах взрослой линии, то, мне кажется, Анна Снаткина открылась по-новому и создала совершенно невероятный образ. Я, наверное, первый раз встретила женщину, которой так подошел абсолютно фантастический образ total red. С точки зрения актерской игры для меня лично совершенно новое открытие – это Виктор Васильев. Когда мы проводили ансамблевые пробы с ним и Аленой Хмельницкой, случился абсолютный, в хорошем смысле, шок. Его персонаж очень сложный, там было важно не уйти в комический образ, а помнить про жанр мелодрамы. У авторов даже были мысли перенести этого героя в нейтрального персонажа из-за сложностей в подборе актера на роль. Нам бы очень этого не хотелось, поскольку было бы интересно иметь в кадре такого необычного героя. Поэтому, когда пришел Виктор Васильев, все были рады, что у него получилось создать этот образ.
Если говорить про молодежную линию, то читатель удивится, но были сложности с героем Кирилла Петрова (Батишты), Романом. Я даже не смогу вспомнить, сколько мы пробовали актеров. Это был кошмар, потому что все актеры не могли выйти из образа бандитов, из своего привычного амплуа и начать играть в жанре мелодрамы. И потом пришел Кирилл, и сразу стало понятно, с первой пробы, что мы нашли нашего Романа. Он очень ярко проявился в проекте, сразу сделал несколько классных предложений, которые мы взяли. Например, он придумал, что его герой всегда ведет себя очень воспитанно, обращается ко всем на вы. Именно эта черта добавляла образу определенной «вежливой зловещности». Также открытием для меня был Саша Стоун, который играл Артема. Образ Оли, актрисы Ананке Арейру, был максимально приближен к ее реальному поведению в жизни. На мой взгляд, она смотрелась очень органично, ни на кого не похоже. Ее уникальность ярко проявилась на съемочной площадке. Полина Денисова в образе Кати тоже по-другому для меня раскрылась. Вика в исполнении Ирины Соколовой тоже порадовала и очень удивила, поскольку ей удалось добавить лаконичного юмора в свой образ, который до ее исполнения не предполагал комичности.
Самое главное открытие, судя по реакции наших зрителей, – это, конечно же, Михаил Сотников. В процессе съемок его образ менялся много раз. По итогу мы смогли его «раскрепостить» и открыть в нем эту улыбку, определенное обаяние. Яна, которую сыграла совершенно невероятная Алина Дулова: когда она пришла на кастинг, ее немыслимая женская сексуальная энергетика «прибила» нас к стене. Нам очень хотелось, чтобы персонаж Андрея Гальченко не стал сразу антигероем. По нашей задумке, у него было такое обаяние, чтобы каждый поверил, что Катя могла в него влюбиться. По сюжету он оказался плохишом, но, опять же, это та самая история, когда хорошие люди совершают плохие поступки в определенных обстоятельствах. До съемок мне казалось, что я уже все знаю про наших героев, про их способности, а в результате все открылись с другой стороны и оказалось, что я вообще про них мало что знаю.

Многим героям сериала оставили те же имена, что у актеров, которые их играют
А профессиональные актеры тоже импровизировали?
А.Л.: Анна Снаткина во многих сценах добавляла шутки в свойственной для ее героини манере. Например, сцена с сумкой Биркин, там есть длинный монолог – это была чисто ее импровизация. В сценах семейного завтрака, где Анна взаимодействует со своим реальным мужем, Виктором Васильевым, исполняющим роль Сержа, она сама придумала много ужасно смешных подколок.
Расскажите о самой сложной сцене
А.Л.: Самая сложная сцена, да простит меня Миша, это сцена, где он приходит признаваться в любви Кате. По сценарию он должен был встать на колени и очень эмоционально признаться в своих чувствах. Мише было трудно сыграть ее именно в том образе, в котором мы для него придумали. Там было нельзя уйти совсем в классическую мелодраму. То есть нельзя было просто встать на колени, клясться в вечной любви и бить себя кулаком в грудь. За несколько сцен до этого с ним происходит ряд событий, которые меняют его героя. То есть ему нужно было взять все те изменения, связанные с его восприятием жизни, с его в корне поменявшимся отношением к Кате, и соединить с новой задачей сыграть сцену с признанием в любви.
Н.В.: Что касается прислуги, то драматичные, эмоциональные сцены снимались намного быстрее и легче, потому что ребята быстро сами входили в это эмоциональное состояние и хорошо справлялись с поставленной задачей. Самое большое количество дублей уходило на веселые сплетни.
Почему оставили реальные имена героев?
Н.В.: Мы действительно оставили настоящие имена и фамилии, потому что первоначально, по нашей задумке, набирали непрофессиональных актеров. Это давало им возможность максимально быть собой в кадре. Так как Арсению сложно быть Васей, а Лили – Машей, например. Но потом несмотря на то, что появились профессиональные ребята, решили так и оставить. И сделать это нашей фишкой.
Была ли какая-то психологическая помощь актерам? В первых сериях, например, мы видим, как Валерий Иванович испытывает ребят, претендующих на должность «людей на побегушках».
Н.В.: Действительно, было много разговоров с ребятами для поиска их персонажа, его внутренней души, нутра. Разговоры с Валерием Ивановичем и все моменты, где он общается с ребятами на повышенных тонах, – прописанные постановочные сцены. Что оказывало реальное давление на ребят – это тот факт, что с ними вместе снимаются более опытные актеры. Поэтому они понимали, что им следует очень хорошо постараться, чтобы приблизиться к уровню профессионалов и чтобы их заметил зритель. Наверное, это больше была для них мотивация к действию, к проявлению своего актерского таланта.
Проходили ли актеры, сыгравшие прислугу, специальное обучение профессии горничных, официантов?
Н.В.: Учитывая, что часть наших актеров реально имела опыт в сфере обслуживания, например Лили и Арсений, то их учить чему-то новому было не нужно. Что касается горничных, то да, мы приглашали специалиста, который работал с ними и учил мыть унитазы (смеется).

Поклонников сериала «Бедные смеются, богатые плачут» интересует, будет ли продолжение проекта
Цветовые решения в сериале – это больше про то, как видит дизайнер-художник дом богачей, или же цвет дает дополнительную характеристику героя, который живет в этой комнате?
А.Л.: Весь интерьер был сделан для каждого героя индивидуально. Стены дома, куда мы изначально приехали, были бледно-желтые. С таким цветом снимать вообще невозможно, потому что при дальнейшей цветокоррекции лица героев сливаются со стенами, что вредит всей картинке. Поэтому перед художником стояла задача переделать всю цветовую гамму дома, придумать способы, как это сделать в кратчайшие сроки.
Подставы в отношениях между персоналом дома – это выдумка сценаристов или все-таки реальные истории из жизни? Откуда они взялись?
Н.В.: Это микс реальных историй из жизни и выдумок. Многие сплетни не выдуманы. Антон Зайцев предложил в сплетнях брать горячие для обсуждения темы и развивать их, что мы и делали. Многие сплетни строятся на реальных фактах из жизни известных людей, мы просто не называем имена, а говорим, например, «сын олигарха», «одна певица» ... Все это о конкретных людях. То же самое касается и разных подстав в сценах: какие-то из них реально происходили и мы вычитали их в прессе, про какие-то мы узнали от знакомых, у которых есть персонал дома. И часто все это не выдумка и не фантазия, а факты реальной жизни. Правила прислуги также взяты из реального источника. Просто были немного подредактированы под специфику нашего проекта.
Что для вас значит проект? В чем главная идея сериала, какие мысли и посыл авторы хотели передать зрителям?
Н.В.: Один из основных смыслов в том, что, несмотря на материальное положение, проблемы и радости у бедных и богатых абсолютно одинаковые. Это как в одной из наших сплетен – не важно, ешь ты пельмени или гёдзе, разница лишь в стоимости продуктов.
А.Л.: Для меня всё в этой жизни про любовь. Мне кажется, что наш сериал тоже, собственно, про это. Ни богатые, ни бедные люди без нее не могут быть счастливыми. Любовь абсолютно не зависит от количества материальных ценностей.
Читаете ли вы критику и комментарии зрителей? Как используете эту информацию, что задевает, важны ли эти комментарии в работе или, наоборот, не читаете и читаете только хорошее?
Н.В.: У меня нет цели изучить всю критику в адрес проекта, читаю только то, что мне попадается. Когда я смотрю все серии, то составляю собственный список недочетов, список того, что можно было сделать лучше.
А.Л.: Касательно критики я тоже не могу сказать, что сижу и читаю целыми днями отзывы. Я довольно самокритична, поэтому сама отслеживаю недочеты при просмотре серий. Сейчас я довольно часто обращаю внимание на работу актеров. Даже когда проект еще не вышел, когда появились первые анонсы, зрители много высказывали недовольства по поводу героев, которых играют непрофессиональные актеры. Тогда я читала некоторые Telegram-каналы, и мне действительно было обидно за некоторых ребят, поскольку они получают негативные отклики от тех, кто даже пока не знает весь концепт сериала. Какие-то комментарии мы обсуждали с актерами, мы очень близко общаемся. Мне нравится, как они адекватно и во многом профессионально реагируют на критику. Есть моменты, которые мы учли уже во время съемок, и зритель обратил на них внимание. Приятно видеть плоды наших исправлений. Мы проводим работу над ошибками.
Перейдем к личным вопросам. Какие фильмы, сериалы, проекты вы посмотрели за последнее время и что зацепило? Чтобы могли бы порекомендовать?
А.Л.: Я с большим удовольствием посмотрела сериал «Прелесть». Мне очень понравился. На мой взгляд, для российского рынка проект с таким сюжетом, такой актерской работой очень шикарно выглядит. Таких работ всегда больше ожидаешь от зарубежных продакшенов, нежели от российских. Недавно познакомилась с картиной «Черная весна». Сценарий писали Сергей Тарамаев и Любовь Львова. Это мой один из самых любимых сериалов прошлого года. С точки зрения визуального восприятия, актерской работы, главной идеи он достоин всех наград. То, как они внесли историю дуэли в отношения современных подростков, как они придумали интегрировать отсылки к литературным произведениям, меня совершенно потрясло в хорошем смысле. Это очень редкий пример молодежного проекта, когда с подростками говорят на их языке.
Н.В.: Из недавно просмотренных мне очень понравился проект Дарьи Мороз «Секс: до и после». Помимо сюжета нескольких новелл, меня восхитило ее художественное решение, ее подход к раскадровке. У нее очень много нереально красивых сцен, снятых в рамках одного кадра. И в этом одном кадре – и динамика, и красота, и драматургия.
В начале каждой серии сложно выделить главного героя, это то ли Сергей, то ли Катя. Очевидно, что другие члены семьи и персонала – это второстепенные персонажи. Есть ощущение, что главными героями хотят сделать всех. У каждого героя своя загадка, очень интересная сюжетная линия. Кого же все-таки вы сделали главным героем, выберите одного?
А.Л.: Мы транслируем, что у нас главная героиня – Катя, ведь история начинается с того, что она попадает в этот дом. По масштабу сериала она занимает наибольшую часть. Но все же нельзя сказать, что все остальные – второстепенные персонажи. Мне кажется, у нас вообще почти нет ролей второго плана, у всех очень большие интересные равнозначные линии. Это и есть особенность проекта. То есть в проекте есть персонажи любого типажа, и у каждого героя уже появились свои фанаты.
Какой съемочный день и почему запомнился вам больше всего?
А.Л.: Мне всегда запоминается первый съемочный день с главными героями. Для режиссера они, как правило, самые сложные, потому что тебе нужно в моменте выстроить роль, правильный кадр. В кино все, что может пойти не так, обязательно идет не так, и те домашние заготовки, которые можно сделать заранее, не всегда будут использованы в правильном русле. Если выделить самый сложный съемочный день, то, наверно, у нас это были съемки в ночном клубе. Потому что потребовалось очень много массовки, а у нас все-таки камерный сериал. Было очень сложно подготовить объект, необходимый реквизит. Приглашается большое количество людей, которым требуются наряды. В клубе происходит знакомство Дани и Кати, появляется Роман, завязывается история между Викой и Мишей.
Н.В.: Очень сложно вспомнить, потому что кажется, что все дни были сложными. В самый первый день было трудно организовать героев, поскольку некоторые актеры в первый раз оказались на такой масштабной съемочной площадке. Помню, в первый день мы снимали сплетню с Лилианой. Она так волновалась, что у нее тряслись руки, и она всеми силами пыталась это скрыть. Именно психологически первая смена была очень сложная. Нам надо было всех подбадривать, чтобы они не расклеились и делали то, что надо.
Ну и главный вопрос, который интересует всех зрителей: будет ли продолжение проекта «Бедные смеются, богатые плачут»?
А.Л. Мне очень много приходит вопросов касательно продолжения. Мы получили очень большой положительный отклик от зрителей, поэтому можем заверить, что история может иметь продолжение. Следите за новостями!
А пока можно посмотреть полностью первый сезон «Бедные смеются, богатые плачут» на онлайн-платформах PREMIER и Okko. Контент PREMIER бесплатно доступен клиентам оператора «Триколор» в составе подписок «Единый Ultra», «Максимум» и «Премиум».
Фото: Good Story Media
