28 января на канале РЕН ТВ стартует показ остросюжетного детектива «Банда ЗИГ ЗАГ» о криминальных событиях, развернувшихся в осажденном фашистами Ленинграде. Сериал основан на реальных событиях зимы 1941 года. Запасы продовольствия в Ленинграде уже иссякли, а поставки заблокированы. Осажденный город умирает от голода: в сутки служащим, иждивенцам и детям выдают по 125 граммов хлеба. В это трудное время в городе объявляется банда, промышляющая грабежами и мошенничеством с продуктовыми карточками. Одну из главных ролей в сериале сыграл Павел Трубинер. В интервью TV Mag он рассказал о том, как проходили съемки и что для него значит работа в этом проекте.
27 января – сакральный день для жителей Петербурга. Новый сериал «Банда ЗИГ ЗАГ» – это просто добротное коммерческое кино или все-таки дань памяти жертвам блокады?
Безусловно, это дань памяти и уважения тем людям, которые отстояли город. Но и хорошее кино мы хотели сделать тоже. Получилось или нет – вопрос другого разряда. Тут должны звезды сойтись – совпасть множество факторов, чтобы фильм получился хорошим. Ведь бывает, что по гениальному сценарию работают замечательные актеры, а кино выходит не очень. А бывает и наоборот.
Онлайн-премьера сериала состоялась еще в конце прошлого года. Вы уже слышали какие-то отзывы?
Какие-то слышал. Как всегда, неоднозначные: кому-то нравится кино, кому-то нет, у людей разные вкусы. Ну и у всех сразу вызвать восторг невозможно – это факт. Отзывы действительно разные. Кто-то говорит, что получилось очень динамично, правдоподобно и интересно. А кто-то обвиняет сериал в бесхитростности и прямолинейности. Вообще мы снимаем историю из жизни. А в жизни, как вы знаете, иногда бывают такие моменты, про которые, если их перенести на экран, скажут: «Ну-у-у, это точно придумали!». В реальности случаются вещи, которые круче любого сценария. И не всегда им верят в кино. Но действительно, наш сериал и по задумке – это не сильно сумасшедший и закрученный триллер. И потом, он длится 10 серий. При таком хронометраже случаются «провисы» и неточности.
Как вам кажется, насколько современные фильмы о блокаде можно сравнить с советскими?
Те фильмы делались совсем в другое время, не столь отдаленное от самих кровавых событий. И другими людьми – участниками этих событий. И вокруг была совсем иная обстановка, реальная. Поэтому раньше многие вещи получались тоньше. А мы все-таки другое поколение. Мы делаем свое кино по чужим воспоминаниям, рассказам и записям. Безусловно, получается по-другому. Хуже или лучше, пусть смотрит зритель.
Вы готовились к съемкам в сериале «Банда ЗИГ-ЗАГ»?
Я кое-какие материалы, которые нашел в открытых источниках, почитал про эту историю. Потому что до работы над сериалом я вообще в принципе про «ЗИГ-ЗАГ» ничего не знал. Когда узнал, ужаснулся, конечно. Это были отъявленные подонки! К сожалению, в суровые времена всегда появляется масса таких людей, стремящихся нажиться на чужом горе. Как мой персонаж Кириллов. Хорошо, что с ними борются такие замечательные и честные парни, как герои Игоря Петренко и Саши Устюгова.
Кстати, о вашем персонаже: как у вас, вежливого, интеллигентного, приятного человека, получилось сыграть такую первоклассную сволочь, как Федор Кириллов?
Кириллов, конечно, собирательный образ. Составленный из характеров разных людей, которых я видел и слышал когда-то. Как он получился таким мерзавцем, трудно сказать. Но я старался!
Когда играешь в историческом сериале, есть ощущение дополнительной ответственности?
Безусловно. Когда ты делаешь историческое кино, ты должен придерживаться документальной канвы. Мы же не врем своему зрителю, не снимаем сюрреализм и абстракцию. И естественно, стараемся какие-то каноны соблюсти. Но при этом надо учитывать, что мы работаем в сфере художественного кино, а не документального. А в игровой картине всегда есть некоторая доля вымысла. И хотя, повторюсь, наш жанр – это не фэнтези, где носятся летающие тарелки, в нем все равно есть что-то выдуманное. Ведь абсолютную достоверность и показывать-то нельзя зрителю, он не сможет это смотреть.
Хотя то, как ваш Кириллов в «ЗИГ-ЗАГЕ» зарубил старика-адвоката «в капусту» и сложил в чемодан, показано достаточно прямолинейно.
Есть такой момент. Но, наверное, западные режиссеры могли бы и более подробно это снять, с деталями.
Квентин Тарантино?
Да! И растянул бы это на целую серию.
За время работы над сериалом вам довелось почерпнуть что-то новое с точки зрения бытовых деталей?
Нет. Я уже достаточно давно снимаюсь в Петербурге и в проектах, посвященных советскому времени. Поэтому я для себя ничего сверхъестественного не открыл. Я достаточно хорошо представлял себе, как оно происходило в 40-х годах прошлого века в Ленинграде.
Что еще вас, коренного москвича, связывает с Петербургом?
Вот как раз большое количество знакомых и друзей. Я все-таки тут очень много времени провожу на съемках.
Блокада – сама по себе очень эмоциональная тема, особенно для петербуржцев. Как по-вашему, детективная линия не была лишней?
Мне кажется, что это странно разделять на исторический и криминальный жанр. Если орудует банда, то уже присутствует детектив. Этот момент усугубляет общий накал, отягощает и ожесточает восприятие, добавляет нерв.
Любимая кинематографическая банда всея Руси – «Черная кошка». Вы вспоминали классику, когда работали над образом?
Что-то, бесспорно, вспоминал, но только как культурное явление. Мой бандит Кириллов все-таки другой персонаж по своему характеру, не как у Говорухина. Он более подлый и абсолютно беспринципный человек.
И лихо стреляет, как Джеймс Бонд.
Ну, его же все-таки готовили немецкие специалисты, он был обучен профессионалами. Плюс, поскольку он сам по себе ведет опасный образ жизни, наверняка, может внутренне сконцентрироваться, чтобы попасть «белке в глаз». Возможно, и правда это выглядит слегка по-бондовски. Считайте, что мы добавили лихости в образ.
А вы сами умеете стрелять?
Не так круто, как ковбой или агент 007, но умею, да.
Вы сыграли немыслимое количество ролей, под сотню. Скажите честно, вы всегда разный?
Если честно, актеру с каждым фильмом все тяжелее и тяжелее доставать из себя новые фишки для своих персонажей. Вот ты сыграл хорошего, плохого, веселого, грустного – все человеческие чувства, которые могут быть. И после этого в каждом новом персонаже нужно изобретать и варьировать, для каждого образа находить что-то новое. Это действительно сложно. Но я стараюсь, чтобы мои герои отличались друг от друга, ищу каждый раз какие-то особенности, еще не сыгранные детали. Но, каюсь, не всегда получается.
А где вы берете идеи для новых образов?
Из жизни. Иногда что-то беззастенчиво пру у коллег, иногда подсматриваю у великих. Смотрю, как играли прекрасные классические актеры, и переношу на свою психофизику.
Это хорошо. А то прямо вспоминается старая эпиграмма Гафта:
Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова.
В искусстве и такое может быть: иногда актер прекрасен в каком-то одном амплуа. Он играет одну и ту же роль, но делает это заразительно и замечательно, так, что на него хочется смотреть. В этом нет ничего страшного.
Есть ли у вас любимые работы, которыми вы гордитесь, например перед своими близкими?
Вообще у меня нет такого вопиющего тщеславия: мол, дети, глядите, какой я у вас гениальный. Если человек так говорит, наверное, ему уже пора обращаться к доктору. Особенно в нашей профессии. То есть я люблю свою работу и стараюсь выполнять качественно. Но так, чтобы дергать сыновей из соседней комнаты со словами: «Ну что вы там сидите, идите смотреть на папу», – такого не было.
И все-таки от каких своих ролей вы получали максимальное удовлетворение?
Я больше получаю удовлетворение от полноценного продукта. Потому что, как бы гениально ты ни сыграл в каком-то фильме, если он не получился, то это уже неважно. Если кино вышло дурным, то все равно, какой ты актер. А вот если кино получилось отличным и ты внес свою лепту, то это тот результат, который мне нравится.
А какие роли вы бы хотели сыграть?
Я обычно отвечаю: никакие. Ибо смею надеяться, что впереди меня ждет еще большое количество разных ролей. И мне не хочется ограничивать себя, ставя рамки и планки. К тому же в каждой роли, например того же Гамлета, есть определенные человеческие эмоции, которые актер воплощает в этом персонаже. Но они есть и в других персонажах! Просто не таких громких и популярных. Те же шекспировские эмоции, в принципе, можно вложить и в характер любого другого героя, менее пафосного.
А вы бы, кстати, посягнули на Гамлета?
Ох, сколько принцев датских уже знала сценическая история! Теребить Гамлетов, сыгранных великими, это тоже дело неблагодарное.
Ну и возвращаясь к «ЗИГ-ЗАГУ». На этот раз съемки обошлись без травм? Ведь с вами такое случалось на съемочной площадке неоднократно?
В этот раз, слава богу, обошлось без травм. Хотя однажды мы с Игорем Петренко знатно померзли в шпиле Петропавловской крепости. Там были –20, которые на такой высоте с учетом петербургского климата ощущались, хм, как некоторая прохлада. Замерзало все, не только люди, но и техника.
Зато соблюдалась историческая достоверность: жуткий блокадный холод.
Да, было очень взаправду. Но мы все-таки делаем кино. Поэтому главное – его снять. А все остальное хороший актер может сыграть: жару, холод, голод. Ему не обязательно для этого примерзать к петропавловскому шпилю.
Что и сколько вы там снимали?
Это была одна смена, финальная, лихо закрученная. Но я не буду рассказывать. Сами увидите!
Смотрите сериал «Банда «ЗИГ ЗАГ» на канале РЕН ТВ 28 января. Весь сериал будет показан одним днем. Начало в 13:00. Онлайн-эфир телеканала доступен бесплатно в хорошем качестве здесь.
Фото: РЕН ТВ