На телеканале «Россия» начался показ долгожданного продолжения киносаги о судьбе великой императрицы Екатерины II «Екатерина. Фавориты» с Мариной Александровой в главной роли. Четвертая часть ленты снята новым режиссером – Дмитрием Петрунем. На этот раз действие разворачивается в 1779 году, когда Екатерина Великая решает вопрос о престолонаследии. Она готова передать корону после своей смерти внуку Александру в обход сына Павла. TV Mag поговорил с режиссером Дмитрием Петрунем, чтобы узнать подробности создания новой части захватывающего исторического телепроекта.
На этой неделе смотрите первые четыре серии исторической мелодрамы, начало показа на телеканале «Россия» с 6 по 9 ноября в 21:20. Онлайн-эфир телеканала «Россия» бесплатно и в хорошем качестве доступен здесь.
Дмитрий, первые сезоны сериала о Екатерине Второй задали высокую планку. Когда вы приступили к этому проекту как режиссер, какая задача показалась наиболее сложной?
Поддержать эту планку было очень важно. Новый сезон ставит финальные точки во взрослении, становлении всех персонажей сериала, подводит финал их жизней. Важно было проследить, чтобы герои были цельными, сильными, более серьезными в своих решениях. Например, вы увидите взрослого Павла, которого в предыдущих сезонах играл Павел Табаков, так как он был юным персонажем.
В каждом сезоне о Екатерине есть своя изюминка и главная тема. Какие они в четвертом сезоне?
В мелодраматической линии – влияние мужчин Екатерины Второй на исторические события в стране. Это отношения Екатерины с фаворитами, как они влияли и не влияли на принятие государственных и личных решений. Управляли ли мужчины императрицей или она же с их помощью решала свои проблемы? А историческая линия нового сезона в основном посвящена присоединению Крыма к России.
Как решаете вечный спор исторической достоверности и художественного вымысла? Можно ли по этому проекту понять историю или лучше смотреть его как шоу?
«Екатерина. Фавориты» – это один из самых достоверных сезонов о Екатерине. По основным событиям мы прошли вернее всех предыдущих сезонов. Как и первый сезон, наш четвертый с пиететом отнесся к историческим событиям. Есть некоторые подвижки по годам, но последовательность истории, хронология событий сохранена. Но, конечно, в кино мы иногда нарушаем или трактуем иначе какие-то исторические события, чтобы было интереснее. И эта провокация мне нравится, потому что зрители сразу включаются в спор. Мне хочется вызывать этот конфликт, потому что зритель сразу же начинает говорить с создателями, это заставляет его открыть истинные исторические события и изучать их. Мне нравится этими неточностями провоцировать зрителя.
Актерский состав полностью изменился?
Новых актеров очень много, практически 80 процентов, потому что много новых персонажей – молодые фавориты, фрейлины, политические деятели, дети.
Зрители уже назвали Марину Александрову лучшей Екатериной Второй всех времен и народов. На ваш взгляд, в чем феномен Марины Александровой?
Первое – в ее таланте. А второе – во внутренней свободе, которую Марина обрела, став сформировавшейся актрисой. И эта свобода позволяет ей делать неожиданные актерские проявления, ходы. В этом ее обаяние. Когда актер свободен внутри, он всегда органичен, при любых ошибках. Так что, пожалуй, основой ее плюс сейчас – это обретенная свобода. Все говорят, что это лучшая Екатерина на сегодня в нашем кинематографе. Мне было с ней очень комфортно работать. Она авантюристка, актриса, которая не боится быть некрасивой, неприятной, где-то даже злой. Она не боится использовать все краски героини. Очень много предлагает. Работает с ролью профессионально. Всегда готова к съемкам. В моей практике таких актеров немного, которые приезжают на площадку с выписанными репликами – она рукой подписывает какие-то свои комментарии, работает над собой, какой бы длины ни был сериал.
Императрица ведь появляется в сериале в пожилом возрасте.
Две последние серии, когда Екатерина предстает в преклонном возрасте, были просто творческим счастьем. Мы были счастливы создавать этот образ. Такой бросок в эту старость, смелость в этой старости, проявление женской некрасивости нам обоим доставляло удовольствие. Марина не боялась в этой старой некрасивости потерять цельность императрицы, она рассказала больше про стареющую женщину, бабушку, что добавило объема ее персонажу.
В основном российские актрисы боятся быть в кадре некрасивыми?
Да, это так. Сейчас благодаря платформам актрисы начинают понимать красивость в некрасивости. Но все равно я еще сталкиваюсь с тем, что приходит актриса и говорит, что вот тут у нее «правильная сторона для съемок», вот «неправильная», вот тут так подсветите… Этот рудимент еще остается. Но Марина абсолютно не такая. Мы вместе получали удовольствие от «некрасивости» ее героини.
Как работаете с актерами на площадке?
Я стараюсь быть комплиментарным, чтобы расположить их к себе. Потому что любой конфликт на площадке – это остановка творчества и съемок. Поэтому я обязательно их хвалю, они располагаются ко мне, перестают зажиматься и начинают предлагать решения по роли. И по сути, режиссеру дальше ничего сложного не надо делать – только направлять.
На ваш взгляд, какие качества помогли Екатерине Второй взойти на престол? И какими качествами сегодня должна обладать женщина, чтобы руководить?
Мудрость – главное качество. Весь свой жизненный опыт надо собирать и благодаря ему принимать решения. Женщины, мудрые в своих поступках и своих решениях, сильны. Мудрость где-то быть наивной, где-то не бояться показаться глупой, а где-то стать сильнее мужчины, мудрость – точный расчет ситуации. А еще - воля, основанная на позитивном отношении к результату. У Екатерины была воля поднять страну, держать страну и была позитивность в этой цели. Воля сердца при соединении с мудростью делают очень много.
А красота?
Красота – это внутренняя вещь, вообще не связанная с внешностью. Это понимаешь с годами. Бывает, что у женщины физические параметры далеки от идеалов с обложек журналов, но ее внутреннее обаяние такое сильное, что вокруг нее всегда много поклонников разных возрастов. Красота – это внутреннее обаяние и свобода.
«Офицерские жены», «Екатерина. Фавориты», «Раневская», «Тест на беременность»… Вы снимаете про женщин и, должно быть, их хорошо знаете. Откуда в вас это знание?
Я бы не сказал, что очень хорошо знаю женщин. Мне просто нравится работать на основную целевую аудиторию наших телезрителей – на женщин. А основная тема в любых историях – любовь мужчины и женщины, и никуда от этого не деться. И так получается, что мне нравится в этом разбираться. Стал ли я лучше понимать женщин? Возможно. Мне нравятся исторические фильмы. Но и там сюжет держат взаимоотношения мужчины и женщины.
Поддерживаете ли вы контакт со своей аудиторией в жизни, за пределами производства сериала?
Да, изучаю, смотрю и наблюдаю за нашим поколением, за молодым. И знаете, я заметил, что очень хорошо понимаю нашу молодежь, которая сейчас «сидит» на других каналах. И мне бы очень хотелось их заполучить. Мне кажется, что я бы для нее мог сделать очень хорошие вещи. Мы бы поняли друг друга. Когда я смотрю те или иные комедии, мне не нравится, что молодежь держат за идиотов. Глубокое, умное, ритмичное – вот, что им нужно сегодня. Мне очень нравится современное молодое поколение – они вдумчивые и прекрасные. Жаль, пока не предлагают проекты для них.
Есть ли у вас режиссерская мечта?
Это сказки и комедии. Это самые сложные жанры. «Гарри Поттера» обожаю. Если будут подобные предложения, то мечта осуществится.
Смотрите новые серии исторической мелодрамы «Екатерина. Фавориты» с понедельника по четверг на телеканале «Россия» в 21:20. Онлайн-эфир телеканала «Россия» бесплатно и в хорошем качестве доступен здесь.
Фото: Россия